ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/16 от 15.08.2016 Пролетарского районного суда (Ростовская область)

Дело № 12-23/2016

РЕШЕНИЕ

15 августа 2016 г. г. Пролетарск

Судья Пролетарского районного суда Ростовской области Кирюхина Е.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО <данные изъяты> ФИО1 на постановление заместителя управляющего Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО <данные изъяты> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КРФобАП,

у с т а н о в и л :


постановлением заместителя управляющего Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КРФобАП и назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО <данные изъяты> ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просил отменить обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу, указывая, что отсутствие в Приложениях № 7, № 4, № 5, № 6 информации, указанной в протоколе не является нарушением, нарушения п. 3.2 Положения № 445-П отсутствует.

Представитель ООО <данные изъяты>», в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, генеральный директор ООО «<данные изъяты> ФИО1, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, предоставила письменное возражение на жалобу, в котором указала, что считает постановление законным и обоснованным, при этом полагала, что производство по делу подлежит прекращению, а дело со всеми материалами просила направить для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Ростовской области.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 КРФобАПпредусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1. 1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В силу статьи4 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ в числе прочих к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье3 названного Федерального закона внутренним контролем - является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закону от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Положение о требованиях к правилам внутреннего распорядка кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма, утвержденных Центральным банком Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 445-П, на основании Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) некредитных финансовых организаций, к которым в целях настоящего Положения относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) (далее - страховые организации), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющие компании), негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы), микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, ломбарды.

В соответствии с п. 9.2 указанного положения организация системы ПОД/ФТ и ПВК по ПОД/ФТ, применяемые некредитной финансовой организацией на день вступления в силу настоящего Положения, подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Положения в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Правила внутреннего контроля разработаны и утверждены генеральным директором ООО <данные изъяты>» ФИО1

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КРФобАПявляются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.

Из материалов дела следует, что постановлением заместителя управляющего Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО <данные изъяты> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КРФобАП, ООО «<данные изъяты>» назначено наказание в виде предупреждения.

Как видно из представленных материалов, в ходе анализа, действующих в Ломбарде Правил(утвержденных генеральным директором Ломбарда ДД.ММ.ГГГГ), выявлены нарушения требований к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, утвержденных Положением Банка России от 15.12.2014 г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Так в Правилах имеются приложения № 4-8, в которых приведены сведения, устанавливаемые в целях идентификации физического лица (приложение № 4), юридического лица (приложение № 5), индивидуального предпринимателя (приложение № 6), выгодоприобретателя-физического лица (приложение № 7), выгодоприобретателя- юридического лица (приложение № 8), и фиксируемые в анкете клиента.

При этом, в Приложении № 7 и Приложении № 4 отсутствует информация о номерах телефонов/факсов, в Приложении № 4 отсутствует информация о наименовании и реквизитах документа, подтверждающего наличие у лица полномочий представителя клиента, в Приложении № 7 отсутствует информация о месте рождения, в Приложениях №№ 5 и 6 отсутствует информация, предусмотренная пунктами 2.4-2.6 Положения Банка России от 12.12.2014 г. № 444-П «Положение об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Данные факты являются нарушением Положения № 444-П и пункта 1.4 Положения № 445-П.

Так же в нарушение п. 3.2 Положения № 445-П в Правилах в Программе идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца отсутствуют положения о принимаемых мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 ФЗ.

В нарушение п. 6.1 Положения № 445-П в Программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества отсутствует порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Так в п. 7.3 Правил указано, что специальное должностное лицо, ответственное за реализацию Правил, незамедлительно(не более одного рабочего дня после приостановления операции) представляет информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган. В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 15.12.2014 г. № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информация об операции, приостановленной в соответствии с п. 10 ст. 7 ФЗ, направляется некредитной финансовой организацией в уполномоченный орган незамедлительно в день применения мер по приостановлению.

Данный факт является нарушением п. 1.4 Положения № 445-П.

В Программе организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении не указаны положения о факторах, влияющих на решение об отказе от проведения операции, что является нарушением п. 7.1 Положения 445-П.

Разработка Правил с нарушением требований Положения № 445-П является неисполнением ООО <данные изъяты>» законодательства в части организации внутреннего контроля, не повлекшим непредоставление сведений в уполномоченный орган об операциях, в отношении которых у сотрудников некредитной финансовой организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Вышеуказанные нарушения влекут административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КРФобАП, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РоссийскойФедерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон).

В статье3 Закона N 115 определены следующие понятия:

операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно части 2 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РоссийскойФедерации, а для кредитных организаций - Центральным банком РоссийскойФедерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Центральный банк Российской Федерации Положением № 445-П утвердил требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым некредитными финансовыми организациями в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно п. 1.4 Положения № 445-П правила внутреннего контроля разрабатываются не кредитными финансовыми организациями в соответствии с Федеральным Законом, Положением № 445-П и иными нормативными актами Банка России.

Факт совершения ООО <данные изъяты>» административного правонарушения и выводы заместителя управляющего Отделением по <адрес> Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, изложенные в оспариваемом постановлении подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО <данные изъяты>; свидетельством о постановке на учет Российской организации в налогомом органе по месту нахождения на территории РФ; приказом об утверждении локальных нормативных актов № 2 от 12.01.2016 г.; Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию0 доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО <данные изъяты>», утвержденными ДД.ММ.ГГГГ; уставом ООО <данные изъяты>»; письменными объяснениями представителя ООО «<данные изъяты>» по доверенности ФИО4 к протоколу об административном правонарушении, в которых представитель указывает, что указанные в протоколе нарушения считает малозначительными, устранение данных замечаний будет проведено незамедлительно в кратчайший срок. В допущенных нарушениях виновно должностное лицо, ответственное за составление правил внутреннего контроля и другими материалами дела.

Действия ООО «Ломбард «Рузанна», выразившиеся в нарушении требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.

Следовательно, квалификация действий ООО <данные изъяты>» по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях осуществлена правильно.

Дело об административном правонарушении возбуждено на основании КРФобАП, собранные по делу доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КРФобАП.

Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении, постановление, иные документы составлены уполномоченным должностным лицом, в строгой последовательности, противоречий и каких-либо нарушений закона при их составлении не усматривается, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

В пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО <данные изъяты>» назначено наказание, соразмерное отягчающему и смягчающему наказание обстоятельству.

Доводы, изложенные в жалобе суд считает несостоятельными, поскольку правила внутреннего контроля ООО <данные изъяты>» должны быть разработаны с учетом требований Центрального Банка Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (пункт 3 постановления № 667).

Правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Закона № 115-ФЗ, должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями.

Объективные обстоятельства, которые не позволили ООО <данные изъяты> исполнить обязанности, неисполнение которых влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 КРФобАП, не установлены.

Действия ООО <данные изъяты> квалифицированы по части 1 статьи 15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями законодательства в сфере деятельности платежных агентов и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Довод представителя ООО «<данные изъяты>», указанный в её письменном объяснении к протоколу об административных правонарушениях о малозначительности совершенного административного правонарушения также нельзя признать состоятельным по следующим основаниям.

В силу ст. 2.9 КРФобАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КРФобАП, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Следовательно, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КРФобАП, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного ООО <данные изъяты>».

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем управляющего Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «<данные изъяты>» по части1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Постановляя оспариваемое постановление, должностное лицо отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации посчитало установленным событие административного правонарушения.

На основании совокупности исследованных судьей доказательств, считаю, что указанные выводы заместителя управляющего Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 являются правомерными.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

В силу ст. 30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений: - в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

Р е ш и л:

Постановление заместителя управляющего Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО <данные изъяты>» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КРФобАП, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья подпись

Копия верна

Судья Кирюхина Е.В.