Дело № 12-23/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
18 декабря 2017 года ст. Обливская
Судья Обливского районного суда Ростовской области Кулакова Е.Н., рассмотрев жалобу главы Администрации Каштановского сельского поселения Галушкина В.С. на постановление главного государственного инспектора Обливского района по использованию и охране земель - начальника Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области Рункевич Ю.В. от 09.11.2017г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Обливского района по использованию и охране земель - начальника Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области Рункевич Ю.В. от 09.11.2017г. должностное лицо - глава администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В.С. привлечен к административной ответственности по ст. 8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублейза использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Считая вынесенное постановление незаконным, глава администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В.С. обратился в Обливский районный суд Ростовской области с жалобой, в которой просил постановление от 09.11.2017г. отменить.
В обоснование поданной жалобы ее податель ссылается на то, что в ходе проведенной плановой документальной проверки выявлено, что на земельном участке с местоположением <адрес> объект недвижимого имущества - христианское гражданское кладбище на землях сельскохозяйственного назначения и данный земельный участок используется не по назначению. Податель жалобы полагал, что указанное постановление незаконно, так как гражданское кладбище в <адрес> и земельный участок под ним не является муниципальной собственностью Каштановского сельского поселения, а также перевод земельных участков из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в другую категорию земель не являются полномочиями муниципального образования «Каштановское сельское поселение».
В судебном заседании глава Администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В.С., поддержал жалобу по основаниям, изложенным в ней, просил при принятии решения по его жалобе учесть положения ст. 2.9 Кодекса РФ об АП. Дополнительно пояснил, что в настоящее время данное кладбище является действующим, на нем производятся захоронения. В 2017 году была утверждена схема расположения указанного выше земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - кладбище традиционного захоронения. Просил учесть, что 05.12.2017г. он обратился с ходатайством в администрацию Обливского района с заявлением об отмене постановления от 20.07.2017г. об утверждении схемы расположения земельного участка, так как земельный участок необходимо поставить на кадастровый учет, и только после этого возможно обратиться в уполномоченный орган с ходатайством о переводе земельного участка, расположенного под кладбищем из категории земель сельхозназначения в иную категорию. Без отмены указанного постановления администрации Обливского района поставить на кадастровый учет и обратиться с ходатайством о переводе земель из одной категории в другой невозможно. До настоящего времени постановление не отменено и он не имеет возможности выполнить требования земельного законодательства.
Главный государственный инспектор Обливского района по использованию и охране земель - начальник Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области Рункевич Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, просила постановление от 09.11.2017г. оставить без изменения.
Суд, выслушав заявителя, изучив жалобу и приложенные материалы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об АП лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об АП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об АП являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом. Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение иначе как на основаниях и в порядке установленном законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв), а объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп.8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
В судебном заседании установлено, что Обливским отделом Управления Росреестра по Ростовской области проведена выездная плановая проверка соблюдения обязательных требований земельного законодательства Администрацией Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области.
Актом проверки от 26.09.2017г. установлено, что на земельном участке с местоположением: <адрес> расположен объект недвижимого имущества - христианское гражданское кладбище пос. Пухов, которое состоит на кадастровом учете с кадастровым номером <данные изъяты> Объект недвижимости поставлен на учет в качестве бесхозяйной вещи по заявлению Администрации Каштановского сельского поселения от 06.07.2017г. Земельный участок под кладбищем расположен за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения. Из акта следует, что фактическая площадь земельного участка под кладбищем составляет <данные изъяты>м. В Едином государственном реестре недвижимости информация о земельном участке под данным кладбищем отсутствует. Местоположение кладбища не менялось, что не отрицается подателем жалобы. Сведений о переводе земельного участка под данным кладбищем из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию, в материалах дела отсутствуют.
Права на земельный участок в ЕГРН не зарегистрированы, однако данный земельный участок используется для захоронений, кладбище является действующим, что подтверждается фотографиями, прилагаемыми к акту проверки и не отрицается заявителем.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в базе данных ЕГРН имеются сведения о том, что с 19.12.2011г. по 20.12.2016г. под данным сооружением - кладбищем был сформирован и состоял на кадастровом учете по статусу «временный» земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> со следующими характеристиками: категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - для размещения кладбищ. Данный факт не отрицался заявителем.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 24 ст. 2 Устава МО «Каштановское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Каштановского сельского поселения от 28.03.2016г. №112 и п.20 с.2 Устава МО «Каштановское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Каштановского сельского поселения от 26.06.2017г. №33 организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения Каштановского сельского поселения.
В соответствии с сообщением главы Обливского района от 11.10.2017г. №1776 передача полномочий сельских поселений, закрепленных в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. От 29.07.2017г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части содержания мест захоронения соглашениями от 31.12.2016г. не предусмотрена.
Судом установлено, что данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства на указанном земельном участке размещено кладбище, то есть установленное целевое использование земельного участка не соблюдено.
В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено градостроительное зонирование территорий муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу части 6 этой же статьи Кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Согласно части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает запрет на установление градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственных угодий, градостроительное зонирование, а также виды разрешенного использования таких земельных участков не устанавливаются, вследствие чего и не могут быть изменены.
Поскольку действующим законодательством установлен запрет на градостроительный регламент в отношении земель сельскохозяйственных угодий то возможность использования указанных земель для размещения кладбищ отсутствует. Данное обстоятельство исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1п.3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Учитывая изложенное, изменение вида разрешенного использования для размещения кладбища в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Таким образом, перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном действующим законодательством по ходатайству заинтересованного лица.
Для соблюдения законодательства в области землепользования глава администрации Каштановского сельского поселения района Ростовской области Галушкин В.С. обязан был обратиться в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства с заявлением о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, однако доказательств обращения заинтересованного лица с данным ходатайством заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы не опровергают установленных по настоящему делу обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу постановления, оснований для переоценки установленных лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении фактических обстоятельств дела не имеется.
Утверждения подателя жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, так как гражданское кладбище и земельный участок под ним не являются муниципальной собственностью Каштановского сельского поселения, а перевод земельный участков из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в другую категорию земель не являются полномочиями муниципального образования, суд считает несостоятельными по изложенным выше обстоятельствам.
Факт совершения административного правонарушения и виновность главы администрации Каштановского сельского поселения Галушкина В.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением органа госконтроля о проведении плановой, выездной проверки №10-3973р от 03.08.2017г.; уставами МО «Каштановское сельское поселение»; выписками из ЕГРН в отношении спорного земельного участка; актом проверки органа государственного надзора №10-3973-р от 26.09.2017г.; протоколом об административном правонарушении от 26.09.2017 года; постановлением № от 09.11.2017г.; иными доказательствами.
Имеющиеся по делу доказательства, в том числе документы, соответствуют требованиям ст. ст. 26.2, 26.7 Кодекса РФ об АП.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного для данной категории дел.
Таким образом, в действиях Главы Администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Галушкина В.С. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об АП.
Из содержания пункта 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, ролью правонарушителя, а также тяжестью наступивших последствий.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлено, что действия Главы Администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Галушкина В.С. формально содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административном правонарушении.
Между тем, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие вреда либо угрозы причинения вреда обществу или государству, отсутствие тяжести наступивших последствий, а также то обстоятельство, что Каштановское сельское поселение обратилось с ходатайством об отмене постановления администрации Обливского района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельных участков под кладбищами, что требуется для постановки земельного участка на новый кадастровый учет и последующего обращения с ходатайством об изменении категории земельного участка в Правительство Ростовской области. Суд учитывает, что после вынесения постановления о назначении административного наказания заявитель без прохождения определенной процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет не может обратиться с указанным ходатайством, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие 6 постановлений о назначении должностному лицу административного наказания по 20000 рублей, суд приходит к выводу о возможности признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным.
Учитывая изложенное постановление по делу об административном правонарушении № от 09.11.2017 по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым Глава Администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Глашукин В.С. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Освободив должностное лицо от административной ответственности, судья находит необходимым ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Главы Администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Галушкина В.С. на постановление по делу об административном правонарушении № от 09.11.2017г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении № 17.12-23/2017-126 от 09.11.2017г. в отношении Главы Администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Галушкина В.С. по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу в отношении Главы Администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Галушкина Владимира Семеновича по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушения прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и освободить Галушкина Владимира Семеновича от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья____Кулакова Е.Н.__________