ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/17 от 25.09.2017 Задонского районного суда (Липецкая область)

Дело

РЕШЕНИЕ

г. Задонск 25 сентября 2017 года

Судья Задонского районного суда Липецкой области Центерадзе Н.Я.,

рассмотрев протест прокурора Задонского района Липецкой области на постановление о назначении административного наказания, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ года председательствующим административной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области в отношении ФИО1 по ст. 8.5 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области в лице председательствующего Гриднева И.Н. от 27 июля 2017 года по делу об административном правонарушении ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП Липецкой области, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

На данное постановление прокурором Задонского района Липецкой области подан протест, в котором он просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что прокуратурой Задонского района во исполнение задания прокуратуры Липецкой области проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в ОМВД России по Задонскому району поступило заявление директора заповедника "Галичья гора" ФИО2, в котором он просил установить и привлечь к ответственности лиц, допустивших выпас овец на территории заповедника федерального значения. УУП ОМВД России по Задонскому району ФИО3 по данному факту проведена проверка, по результатам которой в действиях виновного лица необоснованно усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП Липецкой области (нарушение правил содержания домашних животных и птиц). Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.11.1969 № 623 в Липецкой области на базе агробиологической станции Воронежского государственного университета организован заповедник "Галичья гора" при университете в составе 6 участков: Галичья гора, Морозова гора, ФИО4 шея, Воронов камень, Плющань и Воргольское. Общая площадь территории заповедника составляет 234,4 га. Участки заповедника расположены в Задонском, Липецком, Елецком и Краснинском районах Липецкой области. Деятельность по выпасу скота на территории государственного природного заповедника противоречит установленным действующим законодательством задачам заповедника, поскольку приводит к уничтожению биологического разнообразия и невозможности поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. "Галичья гора" является заповедником федерального значения (государственным природным заповедником), в связи с чем в действиях ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ. 25 июня 2017 года в нарушение ст.24.1, ч.2 ст.29.9 и иных требований КоАП РФ УУП ФИО3 вынесено и начальником ОМВД России по Задонскому району ФИО5 утверждено постановление о передаче материалов дела по подведомственности в административную комиссию Задонского муниципального района. 14 июля 2017 года ответственным секретарем административной комиссии ФИО6 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП Липецкой области. ДД.ММ.ГГГГ года председательствующим административной комиссии Задонского муниципального района Гридневым И.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП Липецкой области в отношении ФИО1, с назначением последнему административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей. Из постановления следует, что 13 июня 2017 года около 12 часов 00 минут на территории заповедника "Галичья гора" ФГБОУ ВО "ВГУ" около заповедного урочища ФИО4 Шея (граница Задонского и Липецкого районов) ФИО1 осуществлял выпас овец (отара из 500 голов) вне отведенного пастбища. Данные обстоятельства указывают на наличие в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и отсутствие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП Липецкой области. Кроме того, решение вопросов соблюдения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, не входит в компетенцию административной комиссии. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса. Как показала проверка, копия данного постановления ФИО1 получена 07 августа 2017 года, в связи с чем установленный для обжалования срок не пропущен. Нарушение ФИО1 установленного режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заповедника не может быть квалифицировано по ст.8.5 КоАП Липецкой области, в связи с чем, в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ данное постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

В судебном заседании прокурорСоловьев А.А.поддержал доводы протеста по основаниям, изложенным выше. Он также просил восстановить срок на подачу протеста, сославшись на то, что копию постановления о назначении наказания ФИО1 получил ДД.ММ.ГГГГ года, о вынесении незаконного постановления прокуратура Задонского района узнала ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе проверки, проводимой по заданию прокуратуры Липецкой области, а поскольку на подготовку протеста было необходимо время, то протест подан в суд ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель административной комиссии Задонского муниципального района Липецкой областив судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

ФИО1 в судебном заседании поддержал протест прокурора и дал суду объяснения, аналогичные, изложенному в постановлении о привлечении его к административной ответственности по ст.8.5 КоАП Липецкой области.

Выслушав, объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что протест прокурора Задонского района Липецкой области подлежит удовлетворению.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП Липецкой области нарушение порядка отлова и содержания безнадзорных животных, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Законом Липецкой области от 15 декабря 2015 года N 481-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.6 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии со ст.7 названного Закона одними из задач заповедника являются осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); экологическое просвещение и развитие познавательного туризма.

Согласно ч.1 ст.9 Закона на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.11.1969 №623 в Липецкой области на базе агробиологической станции Воронежского государственного университета организован заповедник "Галичья гора" при университете в составе 6 участков: Галичья гора, Морозова гора, ФИО4 шея, Воронов камень, Плющань и Воргольское. Общая площадь территории заповедника составляет 234,4 га. Участки заповедника расположены в Задонском, Липецком, Елецком и Краснинском районах Липецкой области.

Из материалов дела следует, что 15 июня 2017 года в ОМВД России по Задонскому району поступило заявление директора заповедника "Галичья гора" ФИО2, в котором он просил установить и привлечь к ответственности лиц, допустивших выпас овец на территории заповедника федерального значения.

Из объяснений ФИО1 от 19 июня 2017 года усматривается, что он работает по найму у Максима (фамилии и отчества не знает), у которого имеется стадо овец в количестве около 500 голов. Максим нанял его присматривать за овцами. 13 июня 2017 года ФИО1 вывел стадо овец на поле, где они ходили и питались. К нему подошел ФИО7 и сообщил, что овцы находятся на территории заповедника. После этого ФИО1 увел стадо овец в другую сторону. Территория заповедника не огорожена, и он не знал, что рядом с пастбищем находится заповедник.

Согласно объяснениям ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ года, он работает инспектором по охране заповедника «Галичья Гора». ДД.ММ.ГГГГ года он находился на работе и осматривал территорию заповедника. В обеденное время вблизи заповедного урочища ФИО4 Шея - граница Задонского и Липецкого районов между д. Калинино и Знобиловка увидел пасущееся стадо овец около 250-300 голов. Он зафиксировал увиденное на видео и фото и сделал замечание пастуху. После этого пастух отогнал стадо с территории заповедника. Территория заповедника в этой части не огорожена, поэтому с пастухом и проводилась беседа. На границах заповедника стоят только знаки заповедник «Галичья Гора». Обойдя территорию, он заметил, что овцы съели часть травы и кустарников.

Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ года УУП ОМВД России по Задонскому району ФИО3, утвержденного начальником ОМВД России по Задонскому району ФИО5, о передаче материалов дела по подведомственности усматривается, что материал проверки КУСП №1630 от ДД.ММ.ГГГГ года для дальнейшего рассмотрения и принятия решения передан по подведомственности в административную комиссию при администрации Задонского района Липецкой области.

ДД.ММ.ГГГГ года ответственным секретарем административной комиссии ФИО6 в отношении ФИО1 составлен протокол <данные изъяты> об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП Липецкой области, согласно которому 13 июня 2017 года около 12 часов 00 минут на территории заповедника "Галичья гора" ФГБОУ ВО "ВГУ" около заповедного урочища ФИО4 Шея (граница Задонского и Липецкого районов) ФИО1 осуществлял выпас овец (отара из 500 голов) вне отведенного пастбища.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении председательствующим административной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области Гридневым И.Н. вынесено постановление от 27 июля 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Липецкой области в виде штрафа в размере 500 рублей.

Вместе с тем, выводы административного органа о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП Липецкой области, являются ошибочными.

Административная ответственность по ст.8.5 КоАП Липецкой области наступает в случае нарушение порядка отлова и содержания безнадзорных животных, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Законом Липецкой области от 15 декабря 2015 года N 481-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

«Галичья гора» является заповедником федерального значения (государственным природным заповедником). Деятельность по выпасу скота на территории государственного природного заповедника противоречит установленным действующим законодательством задачам заповедника, поскольку приводит к уничтожению биологического разнообразия и невозможности поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. В связи с указанным за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заповедника виновное лицо должно привлекаться к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Следовательно, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП Липецкой области.

На основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Коль скоро, в действиях ФИО1 отсутствует состав вменённого ему административного правонарушения, а оснований для переквалификации действий, указанных в протоколе об административном правонарушении на ст. 8.39 КоАП РФ не имеется в связи с разными родовыми объектами правонарушений и разной подведомственностью их рассмотрения, производство по делу подлежит прекращению в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

По мнению суда, срок на принесение протеста пропущен прокурором Задонского района Липецкой области по уважительной причине и подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Восстановить прокурору Задонского района Липецкой области срок на принесение протеста.

Протест прокурора Задонского района Липецкой области удовлетворить.

Постановление административной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба в Липецкий областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н. Я. Центерадзе