ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/17 от 29.11.2017 Селивановского районного суда (Владимирская область)

Дело № 12-23/2017

Р Е Ш Е Н И Е

пос. Красная Горбатка 29 ноября 2017 года

Судья Селивановского районного суда Владимирской области Чернова С.В.,

с участием помощника прокурора Селивановского района Владимирской области Мищенко В.В.,

заявителя ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшего государственного лесного инспектора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности должностного лица - исполняющего обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КовровЛесПром» по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшего государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исполняющая обязанности генерального директора - главный лесничий общества с ограниченной ответственностью «КовровЛесПром» ФИО1, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, - за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

ФИО1 обратилась в Селивановский районный суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указано, что между ГКУ ВО «Селивановское лесничество» и ООО «КовровЛесПром заключен договор аренды части лесного участка для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ установлены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению (приложение ). Приложением дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установлен объем по лесовосстановительным мероприятиям, а именно подготовка почвы под искусственное восстановление (посадка будущего года) в объеме 308,0 га. Согласно отчету (отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведения) Общество выполнило вышеназванные работы в объеме 273,8 га. ДД.ММ.ГГГГ Общество представило ГКУ ВО «Селивановское лесничество» на рассмотрение и согласование реестр участков для выполнения лесохозяйственных работ на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подготовка почвы под культуры будущего года запроектирована в квартале 71 выд. 4, 27-31, 34, 35, 42, 43 Качаловского участкового лесничества. Главой 2.5 проекта освоения лесов, подготовленного Федеральным агентством лесного хозяйства, ФГУП «Рослесинфорг», на территории арендованного Обществом лесного участка находятся части нескольких особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе комплексный заказник «Колпь», в состав которого включены Качаловское участковое лесничество квартал 51, 62, 69, 71, 72, 78, 79, 133, 135. Главой 3 Постановления главы администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании государственного природного комплексного заказника регионального значения «Колпь», действующего в 2016 году, на территории заказника запрещается, в том числе распашка земель, нарушение почвенного покрова, за исключением случаев, связанных с проведением лесохозяйственных и противопожарных мероприятий. Таким образом, распашка земель в квартале 71 <адрес> прямо запрещена законом. Заменить участки в границах ООПТ на участки в экслуатационных лесах не представляется возможным ввиду того, что фонд лесовосстановления представлен лесокультурными площадями, часть из которых возобновилась лиственными породами, а оставшиеся площади запроектированы под естественное восстановление, в связи с чем объем подготовки почв под искусственное восстановление, указанный в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ было невозможно в силу объективных причин и прямого запрета. Кроме того, Общество обратилось в Департамент лесного хозяйства с письмом об уменьшении плановых показателей по подготовке почвы на ДД.ММ.ГГГГ в Селивановском лесничестве.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Представитель Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.

Помощник прокурора Селивановского района Мищенко В.В. полагал, что жалоба ФИО1 является необоснованной, просил оставить её без удовлетворения, а постановление о привлечении заявителя к административной ответственности оставить без изменения, пояснив, что выявленные прокуратурой Селивановского района нарушения требований законодательства подтверждаются материалами дела.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, полагаю, что жалоба должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 удовлетворению не подлежит.

В силу ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющая обязанности генерального директора - главный лесничий общества с ограниченной ответственностью «КовровЛесПром» ФИО1, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении старшим государственным лесным инспектором Владимирской области ФИО4 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей. ООО «КовровЛесПром», являющееся арендатором лесного участка и стороной договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, использовало леса с нарушением договора аренды лесного участка, а именно приложения к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнив в течение ДД.ММ.ГГГГ лесовосстановительные мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года, в том числе под искусственное восстановление, в объеме 308,0 га. В соответствии с приказом генерального директора ООО «КовровЛесПром» -л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность главного лесничего, приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена исполняющим обязанности генерального директора. Являясь ответственным лицом при проведении работ на лесном участке, переданном в аренду ООО «КовровЛесПром» и.о. генерального директора - главный лесничий ФИО1 допустила административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения является порядок использования лесов. Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Субъектами правонарушений являются лесопользователи - граждане, должностные лица, юридические лица.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса

В статье 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины.

ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем ГКУ ВО «Селивановское лесничество» и арендатором ООО «КовровЛесПром» заключен договор аренды части лесного участка для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов , по условиям которого арендатором принята часть лесного участка, расположенного в Селивановском лесничестве и находящегося в государственной собственности. Пунктом 18.1 Договора установлена обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении .

К вышеуказанному договору между арендодателем и арендатором ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение , содержащее приложение , предусматривающее объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке. Так, арендатор обязан произвести в течение 3 и 4 кварталов 2016 года лесовосстановительные мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года, в том числе под искусственное восстановление, в объеме 308,0 га.

Вместе с тем, согласно форме отчета -ВЛ (отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении), представленного ООО «КовровЛесПром» в ГКУ ВО «Селивановское лесничество», объем вышеназванных выполненных работ составляет 271,6 га, то есть менее 308,0 га, что является нарушением условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных в приложении дополнительного соглашения к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что наличие у ООО «КовровЛесПром» в соответствии с требованиями договора обязанности выполнить лесовосстановительные мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года, в том числе под искусственное восстановление, в объеме 308,0 га нашло свое подтверждение представленными в деле материалами.

В соответствии с должностной инструкцией главный лесничий ООО «КовровЛесПром» обязан руководить деятельностью лесохозяйственных участков; обеспечивать своевременное и качественное воспроизводство, улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов. Согласно должностной инструкции генеральный директор ООО «КовровЛесПром» обязан руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации; обеспечивать выполнение организацией всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, а также хозяйственных, трудовых договоров и бизнес-планов.

Вина должностного лица исполняющего обязанности генерального директора - главного лесничего ООО «КовровЛесПром» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами. В свою очередь, доказательств надлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом, принятия им всех зависящих от него мер по недопущению выявленного правонарушения суду не представлено.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются имеющимися доказательствами, обоснованность привлечения ФИО1 как должностного лица к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ не вызывает сомнений.

В жалобе заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения, поскольку, согласно проекту освоения лесов, подготовленному Федеральным агентством лесного хозяйства, ФГУП «Рослесинфорг» на территории арендованного Обществом лесного участка находится, в том числе, комплексный заказник «Колпь», в состав которого включен и квартал 71 Качаловского участкового лесничества, на территории которого распашка земель прямо запрещена законом.

Суд считает данный довод заявителя несостоятельным, поскольку обязанность по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке предусмотрена договором аренды лесного участка, то есть специального объекта недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в отношении использования которого Лесным законодательством РФ установлены специальные правила. Проведение данных процедур необходимо именно для заготовки древесины, предусмотренной статьей 25 ЛК РФ как один из видов использования лесов.

Постановление о привлечении ФИО1 как должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, в минимальном размере.

При указанных обстоятельствах постановление заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшего государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ является законныи и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по существу не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу ФИО1 на постановление заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшего государственного лесного инспектора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - исполняющего обязанности генерального директора - главного лесничего общества с ограниченной ответственностью «КовровЛесПром» к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения оставить без удовлетворения, постановление - без изменения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд или непосредственно во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья С.В. Чернова