Дело № 12-23/2019
УИД 32RS0003-01-2018-002917-24
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
«04» февраля 2019 года город Брянск
Судья Брянского районного суда Брянской области Петряков А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Брянского района ФИО2 от 29.11.2018 года о привлечении к административной ответственности ст. 7.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Брянского района ФИО2 от 29.11.2018 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно постановлению, на основании материалов по внеплановой проверки муниципального земельного контроля МУ КУМИ Брянской районной администрации 20.11.2018 года в 12 часов 05 минут составлен протокол в отношении ФИО1 о нарушении требований земельного законодательства, подпадающие под действие ст. 7.1 КоАП РФ, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. кадастровым номером № площадью 953 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН №99/2018/170711184 от 13.09.2018 года, земельный участок огражден частично забором и колышками с натянутым шпагатом. На участке расположены жилой дом и хозяйственные постройки. Территория используется по целевому назначению. На основании экспертного заключения инженера-геодезиста МУП «Градостроительство и землеустройство» от 31.10.2018 года площадь фактически используемого земельного участка составила 986 кв.м.. При анализе данного экспертного заключения, а также базы данных Единого государственного реестра недвижимости установлено, что площадь самовольно захваченной земли составляет 176 кв.м., из которых 44 кв. м земли смежного участка с кадастровым номером №, 99 кв.м земли смежного участка с кадастровым номером №, 33 кв.м земли смежного участка с кадастровым номером №, 33 кв.м. земли смежного участка с кадастровым номером № Площадь неиспользуемых земель составляет 143 кв.м. Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ, то есть самовольное занятие земельного участка, в связи с чем ФИО1 назначено административное наказание.
В своей жалобе ФИО1 просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, указывая на то, что на основании распоряжения администрации Брянского района от 25.09.2018 года № 557-р была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1 с целью осуществления муниципального земельного контроля по соблюдению земельного законодательства и требований в сфере земельных отношений, на земельном участке площадью 953 кв. м местоположение: <адрес> Категория земельных участков - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Проверка проводилась 04.10.2018 года в присутствии эксперта: инженера - геодезиста МУП «Градостроительство и землеустройство <адрес>» ФИО9, о чем составлен акт проверки № 64 В ходе проверки на основании экспертного заключения от 31.10.2018 года инженера - геодезиста производившего контрольный замер земельного участка с кадастровым номером № выявлены следующие нарушения, площадь фактического используемого земельного участка не совпадает с границами земельного участка, стоящего на кадастровом учете, площадь самовольно захваченной земли вставляет 176 кв.м, из которых 44 кв. м земли смежного земельного участка с кадастровым номером №; -99 кв. земли смежного земельного участка с кадастровым номером №; -33 кв. м. земли смежного земельного участка с кадастровым номером № Площадь не используемых земель составляет 143 кв. м. На основании этого сделан вывод о том, что в ее действиях имеют место признаки земельного правонарушения, являясь одновременно и административным правонарушением, попадающим под действие статьи 7.1. KoAП, самовольное занятие земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. По результатам проверки выдано предписание № 23 от 31.10.2018 года в 01.02.2018 года, устранить нарушения земельного законодательства, материалы проверки направлены в Федеральную службу кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Брянской области для привлечения ее к административной ответственности.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Брянского района ФИО2 29.11.2018 она привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП Российской Федерации об административных правонарушениях за занятие земельного участка или части земельного участка, а также использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок площадью 176 кв.м, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно приложению на 1 листе, а именно - схеме контрольной съемки заключению инженера-геодезиста ФИО9 от 26.10.2018 года, установлено, что имеет место самовольное занятие земельного участка с кадастровым № указанным на данной схеме с торцевой стороны земельного участка с кадастровым номером №, на 44 кв.м., при этом согласно вышеуказанной схемы, земельный участок с кадастровым номером №, также находится и с левой стороны земельного участка с кадастровым номером №, при этом согласно указанной схемы земельный участок с одним и же кадастровым номером находится с двух сторон не соприкасаясь границами, место наличие двух обособленных земельных участков с одним и тем же кадастровым номером. Субъект права земельного участка с кадастровым номером №- ФИО3. В выводах эксперта геодезиста указано, что имеет место самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером №, что соответствует приложению к указанному заключению, на котором указан совершенно иной земельный участок с кадастровым номером №. Согласно публично- кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером № ни с одной стороны не граничит с земельным участком с кадастровым №. Заместителем главного государственного инспектора по использованию земель Брянского района ФИО2 29.11.2018 года по делу № 132-рм вынесено определение об исправлении описок в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении ФИО1 20.11.2018 года, указано на наличие описки в кадастровом номере земельного участка с занятом ФИО1 вместо номера №, а должен быть №. Так же согласно указанной выше схеме контрольной съемки, а также заключению инженера - геодезиста ФИО9 имеется самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером № на 99 кв.м. Субъект права указанного земельного участка, согласно публично-кадастровой карте и сведениям ЕГРН - ФИО4, которая не обращалась к ФИО1 о защите нарушенных прав и устранения нарушений в праве пользования принадлежащего ей участка. Претензий от каких-либо правообладателей земельного участка заявителю не предъявлялось. При этом на схеме контрольной съемки к заключению инженера- геодезиста ФИО9 от 26.10.2018 года имеет место самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером №. Указанный участок согласно публично- кадастровой карте и выписке ЕГРН, расположен по адресу: <адрес> А (после смены адреса: <адрес>). Категория земель - земли населенного пункта для с ведения подсобного личного хозяйства.
Она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Дорожный, <адрес>, о чем имеется свидетельство о регистрации права. Указанная квартира находится в двухэтажном капитальном строении, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №. В рассматриваемом случае, она имеет право пользования долей названного земельного участка пропорционально площади квартиры, собственником которой она является. Указанное право на использование спорного земельного участка возникло у нее в силу закона. Самовольного занятия спорного земельного участка она не осуществляла. То обстоятельство, что право на использование спорного земельного у нее не зарегистрировано в установленном порядке, не образует административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ. С 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. В связи с этим, вменяемое ей деяние не образует административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ. Согласно приложению, на 1 листе, а именно - схеме контрольной съемки заключению от 26.10.2018 года, установлено, что инженером-геодезистом ФИО9 показания координат поворотных точек границ земельного участка не снимались. Границы и поворотные точки в натуру не выносились. Каким образом установлены границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которых содержатся в ЕГРН ФИО9 не понятно. На указанной схеме координаты поворотных точек границ земельного участка отсутствуют. В отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ей, в рамках гражданского дела № 2-903/2017 вынесено заключение судебной землеустроительной экспертизы ООО «ЮРЭКСП», согласно которой определены координаты поворотных точек границ земельного участка №, поворотные точки вынесены в натуру. Границы земельного участка согласно заключению эксперта ООО «ЮРЭКСП» схеме контрольной съемки к заключению инженера-геодезиста ФИО9 от 26.10.2018 года не совпадают. Просит вышеуказанное постановление отменить.
В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ФИО1 и ее представитель ФИО5 поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Брянской области ФИО2 в судебном заседании с жалобой не согласился. Пояснил, что 02.11.2018 в Управление из Комитета по управлению муниципальным имуществом Брянского района поступили материалы выездной внеплановой проверки в отношении ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь - 953 кв. м. Проверка органами местного самоуправления проводилась по заявлению ФИО7 - соседки ФИО1 о самовольном занятии земельного участка. ФИО1 о дате проведения проверки была надлежащим образом извещена. Из материалов проверки следовало, что 31.10.2018 муниципальный инспектор по контролю за использованием и охраной земель Брянского муниципального района ФИО6 с участием ФИО1, инженера-геодезиста ФИО9 провели проверку на вышеуказанном земельном участке с контрольными замерами точек координат геодезической аппаратурой Sokkia set 610, прошедшей поверку (свидетельство о поверке №00416188). По результатам замеров инженером-геодезистом МУП «Градостроительство и землеустройство <адрес>» было подготовлено заключение с приложением схемы съемки земельного участка. Согласно акту проверки проверяемый земельный участок огражден частично забором и колышками с натянутым шпагатом. На участке расположены жилой дом и хозяйственные постройки. Территория используется по целевому назначению. Площадь самовольно захваченной земли составляет 176 кв.м., из которых - 44 кв. м. земли смежного участка с кадастровым номером №, 99 кв. м. земли смежного участка с кадастровым номером №, 33 кв. м. земли смежного участка с кадастровым номером №. Площадь неиспользуемых земель составляет 143 кв.м. В ходе изучения материалов проверки была выявлена опечатка в заключении и схеме съемки - неверно указан кадастровый номер участка №. При изучении Единого государственного реестра недвижимости было установлено, что границы в схеме съемки совпадают, но там, где указано самовольное занятие 44 кв.м, земельного участка кадастровый № фактически участок имеет кадастровый №. Данная опечатка не может никак повлиять на факт самовольного занятия или привести к не однозначному толкованию места совершения правонарушения. В соответствии с подпунктом 5 п. 5 ст.71 Земельного кодекса РФ, п. 101, п. 103 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора» юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам проверки - является акт проверки, в котором должны быть отмечены выявленные нарушения. До настоящего времени акт внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства, предписание не обжалованы, не отменены, оснований ставить под сомнение результаты проверки не имеются. Земельный участок, принадлежащий ФИО1 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, замежован, границы установлены в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок №, расположенный под многоквартирным домом является общим имуществом жильцов и не может поступать в личное распоряжение одного из собственников квартиры и, тем более, одним сособственникам ограничивать свободный доступ остальным сособственникам. 20.11.2018 в 12 часов 05 минут государственным инспектором Управления по использованию и охране земель по Брянской области составлен протокол об административном правонарушении. 29.11.2018 рассмотрев материалы дела им было установлено, что в действии ФИО1 выявлены признаки административного правонарушения, что является нарушением ч. 1 ст. 25 ЗК РФ, за которое предусмотрена ответственность по ст.7.1 КоАП РФ, а именно самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, а также использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок площадью 176 кв. м.
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании муниципальный инспектор по контролю за исполнением и охраной земель Брянского муниципального района ФИО6 пояснила, что 27 августа 2018 года к ним поступило заявление ФИО7, с просьбой принять меры к ее соседке ФИО1 по вопросу самозахвата земель общего пользования. По результатам рассмотрения данного заявления было решено провести внеплановую выездную проверку соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО1 Распоряжением от 25.09.2018 года №557-р было решено привлечь к проведению проверки специалиста Супоневской сельской администрации и инженера-геодезиста МУП «ГиЗ». В адрес ФИО1 было направлено уведомление о дате и времени проведения внеплановой проверки. Прибыв на место проведения проверки она совместно с инженером-геодезистом ФИО9 пригласили ФИО1 принять участие в проведении данного мероприятия. ФИО1 пояснила, что не знала о данной проверке, и не будет подписывать никакие документы, т.к. никаких извещений не получала, но не стала препятствовать провести визуальный осмотр границ участка, сама эти границы указала. Было решено назначить повторную дату проверки 26 октября 2018 года, о чем ФИО1 была надлежаще уведомлена. В эту дату на место выезжал один инженер-геодезист ФИО9, который сделал замеры. 31.10.2018 года ею был составлен акт №64 по результатам проведенной проверки, который был направлен в адрес ФИО1
Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании инженер-геодезист МУП «Градостроительства и землеустройства Брянского района» ФИО9 пояснил, что был привлечен для проведения внеплановой проверки совместно с муниципальным инспектором по контролю за исполнением и охраной земель Брянского муниципального района ФИО6 по факту проверки заявления ФИО7 о самозахвате земель общего пользования ФИО1 Также пояснил, что в назначенную дату 04.10.2018 года провести проверку не удалось, поскольку ФИО1 оказалась не надлежаще уведомлена о дате и времени данной проверки. Была назначена повторная дата проведения проверки 26.10.2018 года, куда он проследовал один. Он совершил обмер земельного участка площадью 953 кв.м по адресу: <адрес> принадлежащий ФИО1. Также пояснил, что в совершении обмера произошла техническая ошибка из-за неправильных координат ОМС и данный земельный участок оказался повернутым на схеме.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляется в порядке и в сроки, установленные ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления или решения
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 вынесено 29 ноября 2018 года. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 подана в Брянский районный суд Брянской области 03 декабря 2018 года, о чем свидетельствует штамп суда на жалобе (л.д. 2).
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что ФИО1 срок для оспаривания постановления по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2018 года не пропущен.
Статьей 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Как усматривается из материалов дела и установлено заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Брянского района, на основании материалов по внеплановой проверки муниципального земельного контроля МУ КУМИ Брянской районной администрации 20.11.2018 года в 12 часов 05 минут составлен протокол в отношении ФИО1 о нарушении требований земельного законодательства, подпадающие под действие ст. 7.1 КоАП РФ, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. кадастровым номером № площадью 953 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН №99/2018/170711184 от 13.09.2018 года, земельный участок огражден частично забором и колышками с натянутым шпагатом. На участке расположены жилой дом и хозяйственные постройки. Территория используется по целевому назначению. На основании экспертного заключения инженера-геодезиста МУП «Градостроительство и землеустройство» от 31.10.2018 года площадь фактически используемого земельного участка составила 986 кв.м.. При анализе данного экспертного заключения, а также базы данных Единого государственного реестра недвижимости установлено, что площадь самовольно захваченной земли составляет 176 кв.м., из которых 44 кв. м земли смежного участка с кадастровым номером № 99 кв.м земли смежного участка с кадастровым номером №, 33 кв.м земли смежного участка с кадастровым номером №, 33 кв.м. земли смежного участка с кадастровым номером №. Площадь неиспользуемых земель составляет 143 кв.м. Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ, то есть самовольное занятие земельного участка, в связи с чем ФИО1 назначено административное наказание.
В силу ч. 1 и 4 ст.1.5 КоАПРФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
Суд считает, что при вынесении постановления №132-рм от 29.11.2018 года в отношении ФИО1 о привлечении ее к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, должностное лицо опиралось на доказательства - акт проверки № 64 инженера - геодезиста МУП «Градостроительство и землеустройство Брянского района» ФИО9 и его экспертного заключения от 31.10.2018 года, которые не могут быть признаны надлежащими. Данные письменные документы были составлены с нарушениями норм действующего земельного законодательства: на указанной схеме координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, его линейные размеры и привязки к объектам местности отсутствуют. Согласно акту проверки от 31.10.2018 проверяемый земельный участок огражден частично забором и колышками с натянутым шпагатом, однако, на схеме ни граница с забором, ни с натянутым шпагатом не отображены, в связи с чем, суду не представляется возможным сделать однозначный вывод о самовольном занятии ФИО1 различных частей земельных участков, не имея на них прав, либо об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Допущенные при вынесении постановления №132-рм от 29.11.2018 года нарушения административного законодательства являются существенными, влекущими отмену принятого по нему постановления.
Данное дело подлежит возвращению в Управление Росреестра по Брянской области на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Брянского района ФИО2 от 29.11.2018 года о привлечении ее к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Брянского района ФИО2 №132-рм от 29.11.2018 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 вернуть на новое рассмотрение в Управление Росреестра по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение 10 суток с момента получения или вручения его копии.
Председательствующий судья А.В.Петряков