Решение
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.
при секретаре Тюмерековой Д.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия на постановление административного органа по делу об административном правонарушении,
Установил:
Администрация Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия (далее по тексту Администрация Нижнесирского сельсовета) обратилась в суд с жалобой на постановление административного органа Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ по делу об административном правонарушении №9/2019 года от 25 февраля 2019 года, которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Жалоба мотивирована тем, что согласно приведенному выше постановлению административного органа Администрация Нижнесирского сельсовета не исполнила требование судебного пристава- исполнителя в срок до 18 февраля 2019 года получить специальное разрешение на добычу подземных вод из скважин водозаборов, расположенных по адресам: РХ, <...> вынесенного в рамках исполнительного производства №4205/18/19030-ИП от 17.05.2018 года, чем совершила противоправное бездействие. Однако с данным постановлением Администрация Нижнесирского сельсовета не согласна, поскольку правоотношения по использованию подземных вод и получению специального разрешения на пользование подземными водами регулируются Федеральным законом «О недрах», ст.9 которого предусматривает, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, к каковым Администрация сельсовета не относится, поэтому не имеет возможности получить специальное разрешение на добычу подземных вод из скважин водозабора. Тем самым по объективным причинам Администрация Нижнесирского сельсовета выполнить требования судебного пристава- исполнителя не может. В связи с чем полагает, что в ее (заявителя) действиях отсутствует вина, и, соответственно, состав противоправного деяния.
В судебном заседании представитель заявителя Администрации Нижнесирского сельсовета ФИО1 поданную жалобу поддержал по приведенным в ней основаниям, дополнительно суду пояснил, что сельсовет может создать МБУ «ЖКХ» только при условии финансирования на эти цели из бюджета Муниципального образования Таштыпского района, в чем глава Таштыпского района отказал, сославшись на то, что Администрация сельсовета обязана осуществлять меры по оптимизации расходов и не допускать увеличения числа бюджетополучателей. За счет собственных доходов и материально- технической базы создать предприятие ЖКХ сельсовет не может, обращался с устной просьбой в Администрацию Имекского сельсовета с просьбой принять на обслуживание созданного в данном сельсовете предприятия ЖКХ, в чем ему глава отказал, ссылаясь на финансовые трудности. Для обслуживания системы водоснабжение населения в Администрацию сельсовета принят работник по гражданско- правовому договору, заработная плата которому выплачивается из собственных средств. Обращался в Министерство природных ресурсов и экологии РХ для получения лицензии, в чем ему было отказано поскольку Администрация Нижнесирского сельсовета не является хозяйствующим субъектом и ей не может быть выдана лицензия на право пользования недрами. При обращении в МУП «Возрождение» по обслуживанию водонапорных башен, расположенных на территории Нижнесирского сельсовета, также получил отказ.
Приведенные в судебном заседании доводы представитель заявителя Администрации Нижнесирского сельсовета подтвердил представленными им документами: свидетельствами о государственной регистрации права на водонапорные башни от 05.05.2015 г., отказом Министерства природных ресурсов и экологии РХ от 04.01.2018 г., отказом Главы Таштыпского района от 26.11.2018 г. и отказом директора МУП «Возрождение» от 1 апреля 2019 г..
Представитель административного органа Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ ФИО2 с жалобой Администрации Нижнесирского сельсовета не согласилась, поскольку считает постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
В поданных суду письменных возражениях представитель административного органа Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ – начальник отдела ФИО3 против удовлетворения жалобы юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Администрации Нижнесирского сельсовета возражал, мотивируя тем, что последняя как должник не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном документе. Указанные подателем жалобы причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, их Администрация Нижнесирского сельсовета должна была приводить на стадии рассмотрения дела в суде, до вынесения судебного решения. Полагает вину заявителя во вмененном ему правонарушении установленной, поскольку должником не были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, решение суда не исполнено до настоящего времени.
Прокурор в судебное заседание не явился, что не препятствует слушанию по делу в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения участников судебного процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Вступившим в законную силу решением Таштыпского районного суда от 25 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нижнесирского сельсовета о возложении обязанности требования процессуального истца удовлетворены, ответчик Администрация Нижнесирского сельсовета обязана в срок до 1 мая 2018 года получить специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод из скважин водозаборов (водонапорных башен), расположенных по адресу: Республика Хакасия, <...>, Республика Хакасия, <...>.
На основании вступившего в законную силу решения Таштыпским районным судом взыскателю- прокурору Таштыпского района 3 мая 2018 года выдан исполнительный лист.
17 мая 2018 года судебным приставом- исполнителем Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ ФИО2 в отношении должника Администрации Нижнесирского сельсовета возбуждено исполнительное производство №4205/18/19030-ИП, в рамках которого судебным приставом- исполнителем должнику направлялись требования о получении специального разрешения (лицензии) на добычу подземных вод из скважин водозаборов, расположенных по адресу: РХ, <...>; РХ, <...>; предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, в случае неисполнения решения суда - о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, от 20.06.2018 г., 03.08.2018 г., 20.11.2018 г., 12.02.2018 г..
А также выносились предупреждения об ответственности за неисполнение судебного решения от 08.08.2018 г., 27.11.2018 г., постановление о взыскании исполнительского сбора от 25.06.2018 г..
На требования судебного пристава- исполнителя должником Администрацией Нижнесирского сельсовета даны ответы: 25.06.2018 г. (на требование от 20.06.2018 г.), с предоставлением свидетельств о государственной регистрации права от 05.05.2015 г. (на водонапорные башни, расположенные по адресам: <...> <...>, Таштыпского района РХ); договора № 32 на выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков от 02.04.2018 г., заключенного между должником и ООО «Карат» на выполнение комплекса кадастровых работ по изготовлению межевого плана на земельные участки, находящиеся по адресам: РХ, <...> водонапорная башня площадью, 3600 кв. м; РХ, <...>, водонапорная башня площадью, 400 кв.м. На требование от 03.08.2018г. должником 8.08.2018 года направлен ответ и заявка в Министерство природных ресурсов и экологии на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод (пресные воды). 26.11.2018г. на требование от 20.11.2018г. должником судебному приставу- исполнителю направлен ответ с приложенными к нему отказами Министерства природных ресурсов и экологии от 04.10.2018 года в выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод (пресной воды); а также отказы главы Таштыпского района в создании МБУ ЖКХ от 26.11.2018 г..
Из отказов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия должнику Администрации Нижнесирского сельсовета от 4.10.2018 года видно, что причиной отказов в выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод являются положения ст.9 Федерального закона «О недрах», в силу которой пользователями недр могут являться только субъекты предпринимательской деятельности, к каковым Администрация сельсовета не относится, вследствие чего ей не может быть выдана лицензия на право пользования недрами.
Несмотря на отказ уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в выдаче должнику Администрации Нижнесирского сельсовета лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, судебным приставом- исполнителем должнику 12 февраля 2019 года вновь выдано требование об исполнении судебного решения либо предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, с указанием срока исполнения требования- до 18 февраля 2019 года.
19 февраля 2019 года судебным приставом- исполнителем Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ ФИО2 в отношении должника Администрации Нижнесирского сельсовета составлен протокол об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении 19 февраля 2019 года требования судебного пристава- исполнителя того же отдела СП от 18 февраля 2019 года об исполнении судебного решения либо предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
Постановлением начальника отдела- старшего судебного пристава Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ №9/2019 от 25 февраля 2019 года Администрация Нижнесирского сельсовета признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении 19 февраля 2019 года требования судебного пристава- исполнителя того же отдела ССП от 18 февраля 2019 года об исполнении судебного решения либо предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
При принятии оспариваемого постановления административный орган исходил из следующих доказательств, представленных в материалы дела об административном правонарушении: протокола об административном правонарушении от 19.02.2019 г., исполнительного документа- исполнительного листа, выданного Таштыпским районным судом 3 мая 2018 года, постановления о возбуждении исполнительного производства от 17.05.2018 г., постановления о взыскании исполнительского сбора от 25 июня 2018 года и требования судебного пристава- исполнителя должнику от 12 февраля 2019 года.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 и 4 статьи 14 КоАП РФ законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Добыча подземных вод регулируется Законом Российской Федерации «оО недрах» от 21 февраля 1992 года N 2395-1, п.3 ст.10.1 которой предусматривает, что основанием для возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (п. 3 ст. 10.1 Закона о недрах).
В силу ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется разрешением в виде лицензии.
Часть 1 статьи 9 приведенного выше Закона устанавливает, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Совокупность исследованных по делу доказательств позволяет суду прийти к достоверному выводу о том, что вопреки выводам административного органа, должником Администрацией Нижнесирского сельсовета принимались меры к исполнению судебного решения, и, соответственно, требований судебного пристава- исполнителя путем предоставления документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, которым административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана надлежащая правовая оценка. Между тем как в соответствии с положениями статьи 1.5, частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ во взаимосвязи административный орган обязан доказать вину юридического лица в инкриминируемом ему правонарушении, а также то, что у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако из материалов дела об административном правонарушении видно, что данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не исполнены. Административный орган ограничился требованиями судебного пристава- исполнителя, не приняв во внимание объяснение представителя юридического лица- главы Нижнесирского сельсовета ФИО1 в протоколе об административном правонарушении, а также представленные должником в исполнительное производство документы.
Таким образом, суд полагает выводы административного органа о наличии доказательств вины должника Администрации Нижнесирского сельсовета в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, необоснованными.
Кроме того неисполнение требований судебного пристава- исполнителя должником не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя Администрации Нижнесирского сельсовета события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КлАП РФ, в связи с чем постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ №9/2019 от 25 февраля 2019 года в отношении Администрации Нижнесирского сельсовета подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием события правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.7, 30.8, 28.9, 24.5 КоАП РФ, суд
Решил:
Жалобу Администрации Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия на постановление административного органа по делу об административном правонарушении удовлетворить.
Постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ №9/2019 от 25 февраля 2019 года по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Администрации Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10ти суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.
Председательствующий судья