ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/20 от 07.04.2020 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0016-01-2019-005570-89

Дело № 12-23/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 7 апреля 2020г.

Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Д.Е. Насекин

при секретаре Слушаевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующего МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»: ОГРН: <***>, дата регистрации 20.12.2010г; ИНН: <***>, место нахождения: 150042, <...>,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г - МДОУ «Детский сад № 209» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа, в размере 50 000 рублей.

В Дзержинский районный суд <адрес> поступила жалоба заведующего МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 на указанное постановление должностного лица, в которой заявитель просит постановление отменить. В жалобе указывается, что в действиях МДОУ «Детский сад № 209» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Трудовой договор от 05.02.2002г., дополнительное соглашение от 31.08.2015г. содержат все условия, необходимые для внесения в трудовой договор. В апреле и октябре 2019г. в трудовой договор от 05.02.2002г и дополнительное соглашение от 31.08.2015г. на основании дополнительных соглашений №, 603 вносились изменения в части выплат стимулирующего характера, в связи с принятием положений об оплате труда и положения выплат стимулирующего характера. При заключении указанных дополнительных соглашений соблюдены требования ст.ст. 72, 74 ТК РФ. Содержание дополнительных соглашений касались только тех положений трудового договора от 05.02.2002г., которые были изменены по соглашению сторон. Сотрудник ФИО4 не отказывалась от подписания указанных дополнительных соглашений, их содержание не оспаривала. Трудовой договор от 05.02.2002г и дополнительные соглашения №, 508, 603 содержат полную информацию об условиях оплаты труда ФИО4 – размер должностного оклада ( базовый оклад и коэффициент), размер выплат стимулирующего характера. Кроме того, заявитель указывает, что по данному факту должностным лицом было вынесено постановление от 11.12.2019г о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, а, поскольку вынесение должностным лицом нескольких постановлений о привлечении виновных лиц к ответственности за один и тот же факт нарушения противоречат требованиям п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г подлежит отмене.

Заведующий МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме, жалобу просила рассмотреть в свое отсутствие, доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Государственной инспекции труда в <адрес>, потерпевшая ФИО4 о месте и времени рассмотрения жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств и заявление не представили.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Согласно статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ существенными условиями, подлежащими включению в трудовой договор, являются, в том числе условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ст. 57 ТК РФ, данное обстоятельство не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которое является неотъемлемой частью трудового договора.

Как следует из материалов дела, на основании трудового договора ФИО4 была принята на должность учителя- дефектолога 11 разряда. На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГФИО4 переведена на должность старшего воспитателя. На основании приказа Департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО4 установлена первая квалификационная категория. На основании трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГФИО4 была принята на должность учителя-дефектолога по совместительству на 0,5 ставки на неопределенный срок. Пунктом 12.1 трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГ были установлены следующие условия оплаты труда: базовый оклад - руб., коэффициент образования - 0,1, коэффициент педагогического стажа - 0,3, коэффициент напряженности - 0,25; итого заработная плата составляет ,2 руб. На сновании приказа -К от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по собственному желанию. На основании трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята на должность старшего воспитателя по совместительству на 0,5 ставки, действует до выхода на работу основного работника старшего воспитателя ФИО6 Пунктом 16.1 трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда: базовый оклад - руб., коэффициент образования - 0,1, коэффициент педагогического стажа - 0,3, коэффициент напряженности - 0,4, коэффициент категории - 0,4; итого заработная плата составляет руб.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда по основной должности: должностной оклад в размере руб., выплаты стимулирующего характера за работу в постоянно действующих комиссиях - 15% в размере ,9 руб., выплаты стимулирующего характера за осуществление руководства творческими группами (методическое сопровождение деятельности базовой площадки) - 20% в размере ,2 руб., выплаты стимулирующего характера за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере ,6 руб., выплаты стимулирующего характера за проведение тематических массовых мероприятий (фото и видеосъёмка) - 10% в размере ,6 руб., выплаты стимулирующего характера за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 15% в размере ,9 руб. Итого заработная плата составляет ,8 руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2018/19 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие выплаты стимулирующего характера - за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 10% в размере руб., за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере руб., за работу в постоянно действующих комиссиях - 10% в размере руб. Итого заработная плата составляет руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2019/20 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Государственной инспекции труда в отношении МДОУ «Детский сад № 209» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения МДОУ «Детский сад № 209» постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.

Как следует из представленного должностным лицом материала проверки, на основании трудового договора ФИО4 была принята на должность учителя- дефектолога 11 разряда. На основании дополнительного соглашения от 31.08.2015г. ФИО4 переведена на должность старшего воспитателя. На основании трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята на должность старшего воспитателя по совместительству на 0,5 ставки, действует до выхода на работу основного работника старшего воспитателя ФИО6 Пунктом 16.1 трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда: базовый оклад - руб., коэффициент образования - 0,1, коэффициент педагогического стажа - 0,3, коэффициент напряженности - 0,4, коэффициент категории - 0,4; итого заработная плата составляет руб.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда по основной должности: должностной оклад в размере руб., выплаты стимулирующего характера за работу в постоянно действующих комиссиях - 15% в размере ,9 руб., выплаты стимулирующего характера за осуществление руководства творческими группами (методическое сопровождение деятельности базовой площадки) - 20% в размере ,2 руб., выплаты стимулирующего характера за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере ,6 руб., выплаты стимулирующего характера за проведение тематических массовых мероприятий (фото и видеосъёмка) - 10% в размере ,6 руб., выплаты стимулирующего характера за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 15% в размере ,9 руб. Итого заработная плата составляет ,8 руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2018/19 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие выплаты стимулирующего характера - за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 10% в размере руб., за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере руб., за работу в постоянно действующих комиссиях - 10% в размере руб. Итого заработная плата составляет руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2019/20 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены.

Указанные выше обстоятельства не опровергаются заявителем. Кроме того, как указывается в жалобе, а так же в постановлении должностного лица о назначении административного наказания, в момент составления протокола об административном правонарушении должностному лицу было представлено дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором условия оплаты труда указаны в полном объеме, включая базовый оклад и необходимый коэффициенты. Как усматривается из дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, 603 от ДД.ММ.ГГГГ, установлены условия оплаты труда по основной должности, выплаты стимулирующего характера. Указанные дополнительные соглашения соответствуют установленным законодательством нормам, в том числе, указанным в ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации. Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.

Довод жалобы о том, что по данному факту нарушений постановлением от 11.12.2019г. уже было назначено административное наказание является несостоятельным. Как усматривается из материалов дела постановлением от 11.12.2019г., исходя из суммы назначенного административного наказания, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ была признана виновной заведующий МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 – как должностное лицо.

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Вместе с тем, как усматривается из постановления должностного лица, о привлечении МДОУ «Детский сад № 209» к административной ответственности, а так же из протокола об административном правонарушении от 04.12.2019г., событие вмененного МДОУ «Детский сад № 209» административного правонарушения подтверждаются актом проверки органом государственного контроля (надзора) от 22.11.2019г. .

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

Вместе с тем, материалы проверки, представленные должностным лицом по неоднократным запросам суда, не содержат указанного акта проверки, на который должностное лицо ссылается в протоколе об административном правонарушении от 04.12.2019г., а так же в постановлении о назначении административного наказания.

В материалах проверки отсутствуют какие – либо сведения, о том, что указанный акт проверки был составлен должностным лицом в рамках надзорных мероприятий, а так же сведения о вручении указанного акта представителю МДОУ «Детский сад № 209».

Согласно положениям части 1 статьи 20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Положениями частей 3, 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с изложенным постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»: подлежит прекращению, в соответствии п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г - по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209» – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении МДОУ «Детский сад № 209» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента оглашения решения (получении копии решения ) в Ярославский областной суд путем принесения жалобы через Дзержинский районный суд <адрес>.

Судья ФИО7