УИД 76RS0016-01-2019-005570-89
Дело № 12-23/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 7 апреля 2020г.
Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Д.Е. Насекин
при секретаре Слушаевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующего МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»: ОГРН: <***>, дата регистрации 20.12.2010г; ИНН: <***>, место нахождения: 150042, <...>,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г №-№ МДОУ «Детский сад № 209» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа, в размере 50 000 рублей.
В Дзержинский районный суд <адрес> поступила жалоба заведующего МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 на указанное постановление должностного лица, в которой заявитель просит постановление отменить. В жалобе указывается, что в действиях МДОУ «Детский сад № 209» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Трудовой договор № от 05.02.2002г., дополнительное соглашение № от 31.08.2015г. содержат все условия, необходимые для внесения в трудовой договор. В апреле и октябре 2019г. в трудовой договор № от 05.02.2002г и дополнительное соглашение № от 31.08.2015г. на основании дополнительных соглашений №№, 603 вносились изменения в части выплат стимулирующего характера, в связи с принятием положений об оплате труда и положения выплат стимулирующего характера. При заключении указанных дополнительных соглашений соблюдены требования ст.ст. 72, 74 ТК РФ. Содержание дополнительных соглашений касались только тех положений трудового договора № от 05.02.2002г., которые были изменены по соглашению сторон. Сотрудник ФИО4 не отказывалась от подписания указанных дополнительных соглашений, их содержание не оспаривала. Трудовой договор № от 05.02.2002г и дополнительные соглашения №№, 508, 603 содержат полную информацию об условиях оплаты труда ФИО4 – размер должностного оклада ( базовый оклад и коэффициент), размер выплат стимулирующего характера. Кроме того, заявитель указывает, что по данному факту должностным лицом было вынесено постановление № от 11.12.2019г о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, а, поскольку вынесение должностным лицом нескольких постановлений о привлечении виновных лиц к ответственности за один и тот же факт нарушения противоречат требованиям п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г № подлежит отмене.
Заведующий МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме, жалобу просила рассмотреть в свое отсутствие, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Государственной инспекции труда в <адрес>, потерпевшая ФИО4 о месте и времени рассмотрения жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств и заявление не представили.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей
Согласно статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ существенными условиями, подлежащими включению в трудовой договор, являются, в том числе условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ст. 57 ТК РФ, данное обстоятельство не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которое является неотъемлемой частью трудового договора.
Как следует из материалов дела, на основании трудового договора №ФИО4 была принята на должность учителя- дефектолога 11 разряда. На основании дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 переведена на должность старшего воспитателя. На основании приказа Департамента образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО4 установлена первая квалификационная категория. На основании трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО4 была принята на должность учителя-дефектолога по совместительству на 0,5 ставки на неопределенный срок. Пунктом 12.1 трудового договора (эффективного контракта) от ДД.ММ.ГГГГ№ были установлены следующие условия оплаты труда: базовый оклад - № руб., коэффициент образования - 0,1, коэффициент педагогического стажа - 0,3, коэффициент напряженности - 0,25; итого заработная плата составляет №,2 руб. На сновании приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по собственному желанию. На основании трудового договора (эффективного контракта) № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята на должность старшего воспитателя по совместительству на 0,5 ставки, действует до выхода на работу основного работника старшего воспитателя ФИО6 Пунктом 16.1 трудового договора (эффективного контракта) № от ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда: базовый оклад - № руб., коэффициент образования - 0,1, коэффициент педагогического стажа - 0,3, коэффициент напряженности - 0,4, коэффициент категории - 0,4; итого заработная плата составляет № руб.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда по основной должности: должностной оклад в размере № руб., выплаты стимулирующего характера за работу в постоянно действующих комиссиях - 15% в размере №,9 руб., выплаты стимулирующего характера за осуществление руководства творческими группами (методическое сопровождение деятельности базовой площадки) - 20% в размере №,2 руб., выплаты стимулирующего характера за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере №,6 руб., выплаты стимулирующего характера за проведение тематических массовых мероприятий (фото и видеосъёмка) - 10% в размере №,6 руб., выплаты стимулирующего характера за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 15% в размере №,9 руб. Итого заработная плата составляет №,8 руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2018/19 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие выплаты стимулирующего характера - за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 10% в размере № руб., за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере № руб., за работу в постоянно действующих комиссиях - 10% в размере № руб. Итого заработная плата составляет № руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2019/20 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Государственной инспекции труда в отношении МДОУ «Детский сад № 209» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения МДОУ «Детский сад № 209» постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
Как следует из представленного должностным лицом материала проверки, на основании трудового договора №ФИО4 была принята на должность учителя- дефектолога 11 разряда. На основании дополнительного соглашения № от 31.08.2015г. ФИО4 переведена на должность старшего воспитателя. На основании трудового договора (эффективного контракта) № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята на должность старшего воспитателя по совместительству на 0,5 ставки, действует до выхода на работу основного работника старшего воспитателя ФИО6 Пунктом 16.1 трудового договора (эффективного контракта) № от ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда: базовый оклад - № руб., коэффициент образования - 0,1, коэффициент педагогического стажа - 0,3, коэффициент напряженности - 0,4, коэффициент категории - 0,4; итого заработная плата составляет № руб.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие условия оплаты труда по основной должности: должностной оклад в размере № руб., выплаты стимулирующего характера за работу в постоянно действующих комиссиях - 15% в размере №,9 руб., выплаты стимулирующего характера за осуществление руководства творческими группами (методическое сопровождение деятельности базовой площадки) - 20% в размере №,2 руб., выплаты стимулирующего характера за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере №,6 руб., выплаты стимулирующего характера за проведение тематических массовых мероприятий (фото и видеосъёмка) - 10% в размере №,6 руб., выплаты стимулирующего характера за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 15% в размере №,9 руб. Итого заработная плата составляет №,8 руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2018/19 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие выплаты стимулирующего характера - за расширение зоны обслуживания (ведение табеля учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников и работу в службе по ОТ и ТБ) - 10% в размере № руб., за внедрение инновационных технологий (руководство работой в медиатеке и работа с детьми с использованием интерактивной доски) - 10% в размере № руб., за работу в постоянно действующих комиссиях - 10% в размере № руб. Итого заработная плата составляет № руб. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются на период 2019/20 уч. года до ДД.ММ.ГГГГ при условии соответствующего фонда заработной платы и могут быть изменены.
Указанные выше обстоятельства не опровергаются заявителем. Кроме того, как указывается в жалобе, а так же в постановлении должностного лица о назначении административного наказания, в момент составления протокола об административном правонарушении должностному лицу было представлено дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором условия оплаты труда указаны в полном объеме, включая базовый оклад и необходимый коэффициенты. Как усматривается из дополнительных соглашений № № от ДД.ММ.ГГГГ, 603 от ДД.ММ.ГГГГ, установлены условия оплаты труда по основной должности, выплаты стимулирующего характера. Указанные дополнительные соглашения соответствуют установленным законодательством нормам, в том числе, указанным в ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации. Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.
Довод жалобы о том, что по данному факту нарушений постановлением № от 11.12.2019г. уже было назначено административное наказание является несостоятельным. Как усматривается из материалов дела постановлением № от 11.12.2019г., исходя из суммы назначенного административного наказания, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ была признана виновной заведующий МДОУ «Детский сад № 209» ФИО5 – как должностное лицо.
Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Вместе с тем, как усматривается из постановления должностного лица, о привлечении МДОУ «Детский сад № 209» к административной ответственности, а так же из протокола об административном правонарушении № от 04.12.2019г., событие вмененного МДОУ «Детский сад № 209» административного правонарушения подтверждаются актом проверки органом государственного контроля (надзора) от 22.11.2019г. №.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Вместе с тем, материалы проверки, представленные должностным лицом по неоднократным запросам суда, не содержат указанного акта проверки, на который должностное лицо ссылается в протоколе об административном правонарушении № от 04.12.2019г., а так же в постановлении о назначении административного наказания.
В материалах проверки отсутствуют какие – либо сведения, о том, что указанный акт проверки был составлен должностным лицом в рамках надзорных мероприятий, а так же сведения о вручении указанного акта представителю МДОУ «Детский сад № 209».
Согласно положениям части 1 статьи 20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Положениями частей 3, 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с изложенным постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»: подлежит прекращению, в соответствии п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 от 11.12.2019г №-№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209» – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении МДОУ «Детский сад № 209» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента оглашения решения (получении копии решения ) в Ярославский областной суд путем принесения жалобы через Дзержинский районный суд <адрес>.
Судья ФИО7