ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/20 от 10.04.2020 Мегино-кангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

12-23/2020

Р Е Ш Е Н И Е

село Майя 10 апреля 2020 года

Судья Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) Билюкина И.Г., при секретаре судебного заседания Пинигиной А.С., с участием представителя МФ РС (Я) Потаповой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

защитника Холмогорова М. М. в интересах должностного лица – главы муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Старостина Н. П.на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М. С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Старостина Н.П. ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М. С. от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Старостин Н. П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Холмогоров М. М. обратился в Мегино-Кангаласский районный суд с жалобой об отмене постановления, указав, что при рассмотрении дела не была объявлена информация на основании какого закона лицу, привлекаемому к ответственности, вменяется ответственность по ст. 15.15.2 КоАП РФ, подзаконные акты и соглашения не являются законами. При рассмотрении дела, ему не были разъяснены права и обязанности, а было предложено подписать листы, в которых были указаны извлечения из норм кодекса. Не был в полном объеме оглашен протокол об административном правонарушении, не были исследованы материалы дела. Дело было рассмотрено не единолично, а коллегиально, поскольку присутствовало лицо, составившее протокол об административном правонарушении по настоящему делу – Потапова А. А. Кроме того, заместитель министра при рассмотрении дела, объявив кто рассматривает дело, частично огласив протокол об административном правонарушении, заслушав отзыв защитника и не исследовав материалы дела, объявил резолютивную часть постановления, из чего следует, что вина лица, привлекаемого к ответственности, была ранее установлена. Считает, что данное обстоятельство является грубым нарушением процессуальных норм кодекса, данный подход противоречит положениям ст. 26.11 КоАП РФ, в соответствии с которым, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Просит отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку допущенные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности Холмогоров М. М. в суд не явился, предоставив ходатайство об отложении рассмотрения данного административного дела, в связи с нестабильной ситуацией, связанной с короновирусной инфекцией и продлением ограничительных мер на основании Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239, Указа Главы РС (Я) от 2 апреля 2020 № 1094 на более позднюю дату. В целях недопущения прав лиц, участвующих в производстве дела, просит не рассматривать в отсутствии представителя Холмогорова М.М.

Суд, выслушав мнение представителя Министерства Финансов РС (Я) Потаповой А.А., полагавшей рассмотреть дело без участия защитника привлекаемого лица Холмогорова М.М., определил рассмотреть дело в отсутствие защитника Холмогорова М.М. на основании п.4 Президиума Верховного суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 года № 821, с учетом обстоятельств дела, мнения участника судопроизводства и эпидемиологической обстановки вМегино-Кангаласскомрайоне, при этом суд учитывает, что данное дело было уже отложено на другую дату, в целях рассмотрения дела в разумный срок дело необходимо рассмотреть.

Представитель Министерства финансов РС (Я) по доверенности Потаповой А. А. в суде с жалобой не согласилась, пояснив, что вина должностного лица доказывается материалами выездной проверки и в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ доказательства оценены заместителем министра финансов М. С. Васильевой всесторонне, полно и объективно. Доводы о том, что Холмогорову М. М. не разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не принимаются, поскольку лист ознакомления с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 и 25.5 КоАП РФ и ст. 51 Конституции им подписан 03.10.2019, каких-либо замечаний, заявлений от Холмогорова М. М. не поступало, копия постановления об административном правонарушении получена им 11.10.2019, о чем свидетельствует его подпись. Предположения защитника Холмогорова М. М. о том, что дело было рассмотрено в нарушение п.1 ч.2 ст. 23.7.1 КоАП РФ не единолично заместителем министра, а коллегиально основано на субъективном мнении защитника. Решение по административному делу вынесено единолично заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М. С., о чем свидетельствует постановление. Кроме того, в соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных законом, таким образом, присутствие при рассмотрении дела лица, составившего протокол, Кодексом не ограничивается. Просят в жалобе отказать, а постановление оставить без изменения.

Должностное лицо должно было обеспечить выполнение условий соглашения с момента заключения соглашения и до конца финансового года – т.е. до 31.12.2018. При этом до 31.12.2018 года не обеспечено достижение значений показателя эффективности и результативности использования гранта, а именно объем софинансирования из местного бюджета. Факт нарушения указан и в акте и в протоколе, и доказывается документами, предоставленными объектом контроля. Нарушение исчисляется в первый рабочий день нового года после истечения финансового года – 9 января 2019 года рабочее время с 09.00 до 18.00ч.

Изучив жалобу и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, рассматривающий жалобу на постановление по административному делу, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что 12.07.2018 между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и администрацией МР «Мегино-Кангаласский улус» заключено Соглашение № 5 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию гранта Главы Республики Саха (Якутия) на лучший проект социально-экономического развития городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия).

Предметом Соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2018 году бюджету МР «Мегино-Кангаласский улус» иных межбюджетных трансфертов на реализацию гранта Главы Республики Саха (Якутия) на лучший проект социально-экономического развития городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия) в объеме <данные изъяты> рублей.

В ходе выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями получателями средств бюджетов МР «Мегино-Кангаласский улус», муниципальных образований Мегино-Кангаласского улуса бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения значений показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, за период 2017-2018 годы в администрации МР установлено, что в нарушение п. 2.2.6.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР не обеспечено достижение показателей эффективности и результативности использования гранта, а именно объем софинансирования из местного бюджета на сумму <данные изъяты> рублей: МО «<данные изъяты> наслег» - <данные изъяты> руб., МО <данные изъяты> наслег» - <данные изъяты> руб.

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному руководителем первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Потаповой А. А., установлено, что администрация МР, не обеспечив уровень софинансирования за счет средств местного бюджета, допустило нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М. С. от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Старостина Н. П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Частью 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Изучив в совокупности собранные доказательства, суд установил следующее.

Указом Президента РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления грантов Главы РС (Я) в форме иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на реализацию лучших молодежных проектов социально-экономического развития городских и сельских поселений РС (Я) (далее- Правила ).

Согласно п.2 Правил целью предоставления грантов является реализация проектов молодежи в решении социально-экономических задач городских и сельских поселений в повышении её роли в решении вопросов местного значения.

Распоряжением Главы РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ присуждены гранты Главы РС (Я) на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений РС (Я) на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе:

-МО <данные изъяты> на кузнечную мастерскую по производству национального музыкального инструмента варганной музыки <данные изъяты> и национального якутского ножа для охоты и бытовых нужд по методу конвейерного производства в <адрес><данные изъяты> руб.(п.2).

-МО <данные изъяты> на создание центра бытовых услуг в <адрес> (банно-прачечный комплекс – <данные изъяты> рублей (п.5).

В соответствии с п. 2.2.6.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МР обеспечивает достижение значений показателей эффективности и результативности использования гранта, в том числе объем софинансирования из местного бюджета:

-Мо «<данные изъяты> наслег» - <данные изъяты> руб.

-МО <данные изъяты> наслег» -<данные изъяты> руб.

Во исполнения данного пункта Соглашения между МР «Мегино-Кангаласский район» и указанными муниципальными образованиями заключены соглашения.

Свои обязательства Министерство по делам молодежи и семейной политике РС (Я) выполнил ДД.ММ.ГГГГ, перечислив платежными поручениями предусмотренные соглашением денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

При этом в нарушении п.2.2.6.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР не обеспечен объем софинансирования из местного бюджета на сумму <данные изъяты> руб., тем самым администрация МР допустила нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов из государственного бюджета РС (Я).

Суд, выслушав представителя МФ РС (Я), изучив материалы дела, приходит к выводу, что постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу вынесено законно и обоснованно, вина привлекаемого должностного лица доказана всеми собранными доказательствами. Вина должностного лица – главы МР «Мегино-Кангаласский улус» Старостина Н.П. состоит в том, что он не принял все зависящие от него меры по соблюдению соглашения, а именно не обеспечил достижение показателей эффективности и результативности использования гранта – объем софинансирования за счет средств местных бюджетов.

Факт совершения должностного лица – главы МР «Мегино-Кангаласский улус» Старостина Н.П., вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении; выпиской из акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; соглашением между Министерством по делам молодежи и семейной политике РС (Я) и муниципальным районом «Мегино-Кангаласскийулус» о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на реализацию гранта Главы Республики Саха (Якутия) на лучший проект социально-экономического развития городских и сельских поселений РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ;копия платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с Уставом МР «Мегино-Кангаласский улус», утвержденного решением районного Совета депутатов МР «Мегино-Кангаласский» от ДД.ММ.ГГГГ глава района является высшим должностным лицом муниципального района.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Старостин Н.П. признан вступившим в должность главы муниципального района «Мегино-Кангаласский улус».

Субъектом данного административного правонарушения является должностное лицо – глава МР «Мегино-Кангаласский улус» Старостин Н.П. , допустивший нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов из государственного бюджета РС (Я).

Временем совершения административного правонарушения является первый рабочий день после завершения финансового года – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вышеуказанные доводы защитника привлекаемого лица Холмогорова М.М., суд считает несостоятельными на основании следующего.

Лист ознакомления с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 и 25.5 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ защитником подписан 03.10.2019, каких-либо замечаний, заявлений от Холмогорова М. М. не поступало. Решение по административному делу вынесено единолично заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М. С., о чем свидетельствует постановление. Кроме того, в соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных законом, таким образом, присутствие при рассмотрении дела лица, составившего протокол, Кодексом не ограничивается.

Согласно статьи 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то есть у должностного лица с 01.01.2018 по 31.12.2018 года имелась возможность соблюсти условия расходования субвенции из государственного бюджета РС (Я). В связи с чем, нарушение исчисляется в первый рабочий день нового года после истечения финансового года – 9 января 2019 года рабочее время с 09.00 до 18.00ч.

Таким образом, должностное лицо – глава муниципального района «Мегино-Кангаласский район» Старостин Н.П. правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении должностного лица – главы МР «Мегино-Кангаласский район» Старостина Н.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Оценка доказательствам дана в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания административным органом, с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств, назначен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены постановления заместителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М. С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Старостина Н.П. – оставить без изменения, а жалобу защитника Холмогорова М.М. в интересах должностного лица – главы муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Старостина Н.П. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Мегино-Кангаласский районный суд РС(Я) в течение 10 суток со дня оглашения.

Судья: И.Г. Билюкина