ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/20 от 16.11.2020 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 12-23/2020

УИД 02RS0002-01-2020-000771-22

Р Е Ш Е Н И Е

16 ноября 2020 года с.Кош-Агач

Судья Кош-Агачского районного суда Республики Алтай Панин А.А., рассмотрев жалобу представителя администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО1 на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Кош-Агачского РОСП УФССП по Республике Алтай №82 от 11 августа 2020 года по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Кош-Агачского РОСП УФССП по Республике Алтай №82 от 11 августа 2020 года по делу об административном правонарушении администрация МО «Кош-Агачский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Из указанного постановления следует, что администрация МО «Кош-Агачский район» является должником по исполнительному производству №9425/20/04009-ИП (13936/14/04009-ИП) от 12 августа 2014 года, возбужденного на основании исполнительного листа ВС №007979744, выданного 10 июля 2014 года во исполнение решения Кош-Агачского районного суда от 22 апреля 2014 года по гражданскому делу №2-250/2014 об обязании администрации МО «Кош-Агачский район» обеспечить учащихся МОУ «Кош-Агачская СОШ» спортивным залом, соответствующим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, путем строительства. Администрация МО «Кош-Агачский район» в установленные сроки обязательства не выполнила. В связи с неисполнением исполнительного документа, в отношении администрации МО «Кош-Агачский район» было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора и установлен срок для исполнения. В период исполнения требований решения суда, в том числе 06 июля 2020 года, администрация МО «Кош-Агачский район» неоднократно получала требования предоставить документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа. Однако требования исполнительного документа неимущественного характера должником-организацией не исполняются, подтверждающие документы об исполнении не предоставлены.

Не согласившись с данным постановлением, представитель администрации МО «Кош-Агачский район» ФИО1 подала жалобу, где просит отменить постановление по делу об административном правонарушении №82 от 11 августа 2020 года, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает, что данное постановление вынесено незаконно и необоснованно, подлежит отмене. Администрацией МО «Кош-Агачский район» принимаются меры по выполнению решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай по делу №2-250/2014. Умысла на намеренное, без уважительных причин неисполнение требований, изложенных в исполнительном листе – нет. На указанные мероприятия должны быть задействованы средства местного бюджета в сумме не менее 82 миллионов рублей, которыми бюджет района не располагает. Однако, работа по строительству спортивного зала фактически ведется, проводятся мероприятия, которые позволяют продолжить начатое строительство спортивного зала. Так, проектно-сметная документация указанного объекта в настоящее время прошла положительную экспертизу, на которые были предусмотрены средства в размере более 3 миллионов рублей, что подтверждается отчетом для счетной палаты о вложениях в объекты недвижимого имущества из бюджета МО «Кош-Агачский район», положительным заключением экспертизы, письмом на имя Главы Республики Алтай. Таким образом, умысел на умышленное неисполнение решения суда администрацией МО «Кош-Агачский район» отсутствует. Следовательно, постановление по делу об административном правонарушении от 11 августа 2020 года № 82 и признании виновной Администрации МО «Кош-Агачский район» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации подлежит отмене.

Представитель по доверенности администрации МО «Кош-Агачский район» ФИО1, старший судебный пристав Кош-Агачского РОСП УФССП по Республике Алтай ФИО2, представивший отзыв на жалобу, в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы.

Глава 30 КоАП РФ, которая устанавливает порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, не содержит требования, согласно которому их присутствие являлось бы обязательным. В связи с этим суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

В своём отзыве на жалобу старший судебный пристав Кош-Агачского РОСП УФССП по Республике Алтай ФИО2 указал, что считает доводы заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку организации-должнику неоднократно вручались требования об исполнении решения суда, 01 сентября 2015 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, вступившее в законную силу, 06 июля 2020 года в очередной раз администрации МО «Кош-Агачский район» было вручено требование о предоставлении документов об исполнении решения суда, с установлением нового срока для исполнения. Данное требование выполнено не было, в связи с чем организация-должник правомерно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, исполнительного производства №9425/20/04009-ИП (13936/14/04009-ИП), гражданского дела №2-250/2014, оценив доводы жалобы и отзыва на неё, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 ст.17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При рассмотрении жалобы установлено, что 05 августа 2020 года при составлении протокола об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем Кош-Агачского РОСП УФССП по Республике Алтай присутствовала ФИО1, действующая на основании надлежащей доверенности от имени администрации МО «Кош-Агачский район».

Из протокола об административном правонарушении №82 от 05 августа 2020 года следует, что администрация МО «Кош-Агачский район», являясь должником по исполнительному производству №9425/20/04009-ИП (13936/14/04009-ИП) от 12 августа 2014 года, возбужденного на основании исполнительного листа ВС №007979744, выданного во исполнение решения Кош-Агачского районного суда от 22 апреля 2014 года по гражданскому делу №2-250/2014 об обязании администрации МО «Кош-Агачский район» обеспечить учащихся МОУ «Кош-Агачская СОШ» спортивным залом, соответствующим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, путем строительства. 22 июля 2015 года, 20 сентября 2016 года организация-должник неоднократно получала под роспись требования об исполнении решения суда, но не исполняет требования исполнительного документа неимущественного характера, что подтверждается материалами исполнительного производства. Должником-организацией содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, в пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, не исполнены, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

В протоколе имеются объяснения представителя ФИО1: «с протоколом не согласна, в связи с тем, что решение суда исполняется, производится строительство новой школы в с.Беляши. Решение исполняется». А также расписка о получении копии протокола представителем 05 августа 2020 года.

В материалах дела об административном правонарушении имеется уведомление судебного пристава о том, что в 15 часов 00 минут 11 августа 2020 года в Кош-Агачском РОСП УФССП России по Республике Алтай, распложенном по адресу: Республика Алтай, <...>, тел.22596, будут рассматриваться материалы административного производства. Представителем ФИО1 уведомление получено 10 августа 2020 года в 11 часов 13 минут.

Из материалов дела следует, что 11 августа 2020 года старшим судебным приставом Кош-Агачского РОСП УФССП по Республике Алтай вынесено постановление №82 о привлечении администрации МО «Кош-Агачский район» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ. На следующий день 12 августа 2020 копия указанного постановления передана в администрацию МО «Кош-Агачский район», входящий номер 3658 (ФИО3).

Как следует из материалов гражданского дела №2-250/2014, решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 апреля 2014 года удовлетворены требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц МО «Кош-Агачский район» к администрации МО «Кош-Агачский район», Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МБОУ «Кош-Агачская СОШ» об обязании обеспечить учащихся МБОУ «Кош-Агачская СОШ» спортивным залом. Суд обязал администрацию МО «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МБОУ «Кош-Агачская СОШ» обеспечить учащихся МБОУ «Кош-Агачская СОШ» спортивным залом, соответствующим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, путем строительства.

Решение вступило в законную силу 29 мая 2014 года.

12 августа 2014 года во исполнение решения суда в отношении должников возбуждено исполнительное производство.

25 декабря 2014 года по заявлению Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 июля 2015 года включительно.

27 января 2015 года по заявлению администрации МО «Кош-Агачский район» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 июля 2015 года включительно.

13 апреля 2015 года по заявлению МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 июля 2015 года включительно.

08 сентября 2015 года по заявлению администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 февраля 2016 года включительно.

01 февраля 2016 по заявлению администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 августа 2016 года включительно.

22 сентября 2016 года в удовлетворении заявления администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 декабря 2017 года отказано в полном объеме.

21 декабря 2016 года по заявлению администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 сентября 2018 года включительно.

25 октября 2018 года по заявлению администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 сентября 2019 года включительно.

21 октября 2019 года в удовлетворении заявления администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 сентября 2020 года отказано в полном объеме.

29 ноября 2019 года в удовлетворении заявления администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 сентября 2020 года отказано в полном объеме.

18 марта 2020 года в удовлетворении заявления администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 января 2022 года отказано в полном объеме.

23 июля 2020 года в удовлетворении заявления администрации МО «Кош-Агачский район», Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 января 2022 года отказано в полном объеме. В данном случае должник обратился в суд 13 июля 2020 года, в удовлетворении заявления было отказано определением Кош-Агачского районного суда, вступившим в законную силу 16 сентября 2020 года и оставленным без изменений апелляционным определением Верховного Суда Республики Алтай от указанной даты.

Таким образом, организация-должник пользовалась очередной отсрочкой исполнения судебного решения до 01 сентября 2019 года включительно. До настоящего времени решение суда должником не исполнено.

Из материалов исполнительного производства следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 12 августа 2014 года было вручено должнику 18 августа 2014 года, с этой даты установлен 5-дневный срок добровольного исполнения требований исполнительного документа.

01 сентября 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, сбор был уплачен должником 30 декабря 2019 года.

Исполнительное производство содержит следующие требования судебного пристава-исполнителя с предоставление срока для добровольного исполнения решения суда:

- от 02 сентября 2014 года с требованием исполнить решение суда в 15-дневный срок со дня поступления, до 23 сентября 2014 года (требование получено должником в день вынесения);

- от 03 декабря 2014 года с требованием исполнить решение суда в 23-дневный срок со дня поступления, до 25 декабря 2014 года (требование получено должником в день вынесения);

- от 22 июля 2015 года с требованием исполнить решение суда в 5-дневный срок со дня поступления, до 27 июля 2015 года (требование получено должником 23 июля 2015 года);

- от 20 сентября 2016 года с требованием исполнить решение суда до 26 сентября 2016 года (расписка в получении требования имеется);

- от 03 сентября 2019 года с требованием исполнить решение суда в 5-дневный срок со дня поступления (сведений о получении должником не имеется);

- от 12 марта 2020 года с требованием исполнить решение суда в 5-дневный срок со дня поступления (сведений о получении должником не имеется);

- от 16 июня 2020 года с требованием исполнить решение суда в 7-дневный срок со дня поступления (требование получено представителем должника 06 июля 2020 года);

- от 06 августа 2020 года с требованием исполнить решение суда в 10-дневный срок со дня поступления, до 20 августа 2020 года (требование получено должником в день вынесения).

Таким образом, решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 апреля 2014 года суд обязал администрацию МО «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район», МБОУ «Кош-Агачская СОШ» обеспечить учащихся МБОУ «Кош-Агачская СОШ» спортивным залом, соответствующим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, путем строительства. Указанное решение вступило в законную силу 29 мая 2014 года, постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено 12 августа 2014 года, его копия поступила к должнику – администрации МО «Кош-Агачский район» 18 августа 2014 года, и 5-дневный срок добровольного исполнения требований исполнительного документа истёк 23 августа 2014 года. Дополнительно срок для добровольного исполнения предоставлялся требованиями судебного пристава-исполнителя от 02 сентября и 03 декабря 2014 года. Затем с 24 декабря 2014 года до 01 июля 2015 года должник пользовался отсрочкой, после чего срок для добровольного исполнения предоставлялся требованием от 22 июля 2015 года. Так как требования исполнены не были, 01 сентября 2015 года в соответствии с положениями ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Новые отсрочки продолжались с 08 сентября 2015 года до 01 августа 2016 года, затем должнику вновь предоставлялся срок для добровольного исполнения требованием от 20 сентября 2016 года. Не исполнив требований исполнительного документа, должник вновь получил отсрочки с 21 декабря 2016 года до 01 сентября 2018 года и с 25 октября 2018 года до 01 сентября 2019 года, после чего отсрочек исполнения судебного решения должнику не предоставлялось. При этом 30 декабря 2019 года должник выплатил назначенный постановлением от 01 сентября 2015 года исполнительский сбор и ему неоднократно предоставлялись сроки для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в том числе 06 июля 2020 года должник получил требование исполнить решение суда в 7-дневный срок со дня его поступления. Ко времени истечения данного срока, 13 июля 2020 года должник обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения суда до 01 января 2022 года, в удовлетворении которого было отказано определением Кош-Агачского районного суда от 23 июля 2020 года, вступившим в законную силу 16 сентября 2020 года и оставленным без изменений апелляционным определением Верховного Суда Республики Алтай от указанной даты.

Довод жалобы об уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа и невозможности его исполнения в виду отсутствия денежных средств в местном бюджете, судья не принимает, так как не представлены доказательства принятия всех возможных и необходимых мер, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Доказательств, свидетельствующих о наличии у должников каких-либо исключительных обстоятельств, затрудняющих или делающих невозможным исполнение судебного решения, не представлено, реальная защита нарушенных прав взыскателя не последовала в течение неоправданно продолжительного периода времени. Исходя из представленных доказательств, длительного неисполнения решения суда (более 6 лет), многократного предоставления судом отсрочек исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что неисполнение решения суда влечет затягивание исполнения вступившего в законную силу решения суда, лишает несовершеннолетних, в защиту которых обратился в суд прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай, возможности исполнения гарантированных судебным постановлением прав и обязанностей в разумные сроки и нарушает принцип своевременности исполнения решения суда.

В связи с этим судья соглашается с тем, что должником допущено противоправное, виновное бездействие, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

В представленной форме 0305190 для счетной палаты: Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества и ОНС по вновь создаваемым (приобретаемым) по бюджету муниципальных образований «Кош-Агачский район» за период 2 квартал 2020 года, не указано на исполнение решения суда либо возможность его исполнения. В отчете имеется только указание: пристройка к МКОУ «Кош-Агачская СОШ» Спортзал, Республика Алтай, <...>, планируемый срок реализации 2016 год.

Наличие положительного заключения экспертизы от 03 марта 2020 года, также не указывает на уважительность неисполнения решения суда, поскольку, как следует из названного заключения, экспертиза проводилась повторно, в заключении имеются ссылки на отрицательное заключение государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту: «Реконструкция здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» 1 этап (пристройка спортивного зала)» от 26 марта 2018 года №04-1-1-1-0014-18; положительное заключение государственной экспертизы на результаты инженерных изысканий по объекту: «Реконструкция здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» 1 этап (пристройка спортивного зала)» от 01 июня 2018 года №04-1-1-1-0014-18; отрицательное заключение государственной экспертизы на проектную документацию по объекту: «Реконструкция здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» 1 этап (пристройка спортивного зала)» от 10 декабря 2018 года №04-1-2-2-006877-2018; отрицательное заключение государственной экспертизы на проектную документацию по объекту: «Реконструкция здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» 1 этап (пристройка спортивного зала)» от 26 апреля 2019 года №04-1-2-2-009720-2019. Таким образом, положительное заключение на результаты инженерных изысканий по объекту было получено лишь 01 июня 2018 года, спустя более 4-х лет после вынесения судебного решения, после чего на получение положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию было затрачено еще почти 2 года, что в совокупности значительно, на порядки, превышает сроки такой экспертизы, установленные Постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Довод жалобы о том, что отсутствует умысел на умышленное неисполнение решения суда, так как принимаются меры к исполнению решения суда, судья не принимает, так как установлено, что судебное решение не исполнено в неоднократно предоставленные сроки ввиду бездействия должника.

Доказательств, что главой администрации МО «Кош-Агачский район» вносилось или направлялись в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, суду не представлено, в материалах дела об административном правонарушении их также не имеется.

Протокол об административном правонарушении соответствует ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе административного производства и рассмотрения дела, которые привели бы к необходимости отмены вынесенного по делу постановления, судьей, пересматривающим данное дело, также не установлено.

Иные доводы представителя администрации МО «Кош-Агачский район» не могут повлиять на квалификацию действий администрации МО «Кош-Агачский район».

При производстве по настоящему делу существенных нарушений норм процессуального права должностным лицом не допущено, дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем основания для отмены состоявшегося постановления не имеется.

Должнику назначен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ для юридических лиц, в связи с чем вопрос о соблюдении правил назначения административного наказания при определении его размера судьей не рассматривался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Кош-Агачского РОСП УФССП по Республике Алтай по делу об административном правонарушении №82 от 11 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение десяти дней со дня получения его копии.

Судья А.А. Панин