12-23/2020
УИД 0
Р Е Ш Е Н И Е
с. Черниговка 17 июля 2020 года
Судья Черниговского районного суда Приморского края Т.В. Жесткова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора кредитного потребительского кооператива «Уссурийск ДВ» С на постановление заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административным правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Дальневосточного ГУ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№ директор кредитного потребительского кооператива «Уссурийск ДВ» С признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в установленный срок предписания от ДД.ММ.ГГГГ № Т7-44-9/27905 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Директору КПК «Уссурийск ДВ» С назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор КПК «Уссурийск ДВ» С обратилась с жалобой, в обоснование которой указала, что при вынесении данного постановления административным органом не было принято во внимание существование обстоятельств, которые привели к невозможности определения размера формирования резервов до момента установления следственными органами факта ничтожности части переданных заявителю договоров займа, невозможности установления без помощи правоохранительных органов объема, в отношении которого возникает обязанность формировать резервы на возможные потери по займам, а также отсутствие принятых кооперативом обязательств по возврату личных сбережений членам (пайщикам), передавшим в кредитный кооператив средства на основании договоров о передаче личных сбережений, что исключает главную цель формирования резервов на возможные потери по займам в соответствии с Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам». Просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Директор КПК «Уссурийск ДВ» С в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении в её отсутствие жалобы, доводы которой поддерживает, просит удовлетворить.
Дальневосточное ГУ Банка России предоставило отзыв на жалобу, согласно которому постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о наложении административного штрафа считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, Дальневосточным ГУ Банка России в результате анализа представленных КПК «Уссурийск ДВ» отчета по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также ответов на предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Т7-44-9/22548 и запросов Дальневосточного ГУ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № Т7-44-9/23354, от ДД.ММ.ГГГГ№ ДСП, № ДСП, от ДД.ММ.ГГГГ№ ДСП выявлены нарушения соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в частности:
- пункта 4 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» в части недоформирования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ резервов на возможные потери по займам ввиду некорректного распределения займов, переданных КПК «Уссурийск ДВ» от КПК «Первый Дальневосточный» в рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ об уступке права требования, по группам в зависимости от продолжительности просроченных платежей;
- пунктов 3, 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» в части предоставления в Банк России в отчете на ДД.ММ.ГГГГ недостоверной информации в отношении размера задолженности по выданным займам. Таким образом, выборочная проверка показала, что в реестре заключенных договоров займа, действующих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, остаток задолженности по основному долгу по отдельным договорам займа превышает остаток задолженности, передаваемой в соответствии с приложением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ об уступке права требования (далее – Соглашение). Кроме того, неверно указана информация об обособленном подразделении кредитного потребительского кооператива, информация в строке 1.1 раздела II, в строке 3.3 раздела II, в строке 3.3.2 раздела II.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления Дальневосточным ГУ Банка России в адрес КПК «Уссурийск ДВ» предписания от ДД.ММ.ГГГГ № Т7-44-9/27905 об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ допущенных нарушений, о принятии мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности кооператива нарушений законодательства Российской Федерации, а также о предоставлении в Дальневосточное ГУ Банка России подробной информации об исполнении указанного предписания.
Руководителем КПК «Уссурийск ДВ» СДД.ММ.ГГГГ был представлен ответ на предписание и скорректированные отчеты, по результатам рассмотрения которых Дальневосточным ГУ Банка России было установлено, что указанные в предписании нарушения устранены частично.
Так, согласно представленным документам не устранены следующие нарушения:
1. пункта 4 Указания Банка России №-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» в части недоформирования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ резервов на возможные потери по займам ввиду некорректного распределения займов, переданных КПК «Уссурийск ДВ» от кредитного потребительского кооператива «Первый Дальневосточный» в рамках Соглашения, по группам в зависимости от продолжительности просроченных платежей.
Согласно сведениям, содержащимся в разделе VII Отчета на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по основному долгу по займам с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней, обеспеченным залогом, поручительством, банковской гарантией, составляет 18172,927 тыс. руб., по иным займам – 5113,919 тыс. руб.
Вместе с тем по данным реестра заключенных договоров займа, действующих на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по основному долгу по займам с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней, обеспеченным залогом, поручительством, банковской гарантией, составляет 33463 тыс. руб., по иным займам составляет 9782 тыс. руб.
Исходя из вышеизложенного, резерв на возможные потери по займам с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней, обеспеченным залогом, поручительством, банковской гарантией, должен быть сформирован в сумме 33463 тыс. руб., по иным займам 9782 тыс. руб.. Однако, согласно отчета на ДД.ММ.ГГГГ, резервы на потери по займам сформированы в сумме 21382 тыс. руб.
2. пункта 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», установленного указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У, в части:
-предоставления в Банк России в Отчете на ДД.ММ.ГГГГ недостоверной информации в отношении размера задолженности по выданным займам (сумма строк 1.1, 1.2 раздела II и 35.1 раздела IV): в результате анализа информации, содержащейся в Реестре, установлено, что в договорах займа, указанных в предписании: 07/01183 САМ, 17/00079 Д, 17/00114 ДДА, 07/05026 П, 07/04720 Ч, 18/00276 Ф, 18/00546 М, 07/04979 Р, 07/05072 СЛА, остаток задолженности по основному долгу превышает остаток задолженности, передаваемой в соответствии с приложением 1 к Соглашению; в в отдельных договорах займа остаток задолженности по основному долгу также превышает остаток задолженности, передаваемой в соответствии с приложением 1 к Соглашению.
- неверного указания информации в строке 1.1 раздела II Отчета на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, представленные скорректированные отчеты о деятельности кооператива содержат недостоверную информацию.
Кроме того, КПК «Уссурийск ДВ» не исполнен пункт 3 предписывающей части предписания: не представлена подробная информация об исполнении предписания с приложением необходимых документов.
Поскольку выявленные нарушения не были устранены в полном объеме, поэтому административный орган усмотрел в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и в отношении директора КПК «Уссурийск ДВ» был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ-05-ДЛ-19-27616/1020-1.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Дальневосточным ГУ Банка России было вынесено обжалуемое постановление.
Законность предписания Дальневосточного ГУ Банка России сомнений не вызывает, поскольку в силу ст. 76.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с положениями ст. 76.5 названного Федерального закона Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Полагаю, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № Т7-44-9/27905 вынесено Дальневосточным ГУ Банка России в пределах компетенции данного органа при наличии достаточных оснований и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кредитный кооператив в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:
членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России устанавливает порядок размещения средств резервного фонда кредитного кооператива, а также порядок формирования кредитными кооперативами резервов на возможные потери по займам.
Пунктом 1 Указания Банка России №-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» предусмотрено, что резервы на возможные потери по займам формируются кредитными кооперативами ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками кредитного кооператива обязательств по займам, а также в отношении обязательств по реструктурированным займам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по займам по состоянию на последнее число квартала, которая осуществляется кредитным кооперативом посредством проверки числящейся на балансе по состоянию на последнее число квартала задолженности по выданным займам с целью выявления и определения продолжительности просроченных платежей по займам.
Согласно пункту 4 вышеназванного Указания Банка России №-У значения резервов устанавливаются в процентах от суммы основного долга в зависимости от группы и подгруппы займа, а также от продолжительности просроченных платежей по займам согласно приложению к настоящему Указанию.
Таким образом, формирование кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам носит обязательный характер.
КПК «Уссурийск ДВ» создан в результате реорганизации Кредитного потребительского кооператива «Первый Дальневосточный» (КПК «1-й ДВ») в форме выделения Уссурийского филиала КПК «1-й ДВ» в отдельное юридическое лицо. Согласно протоколу № Общего годового собрания членов (пайщиков) КПК «1-й ДВ» в форме собрания уполномоченных членов (пайщиков) кредитного кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашению и разделительному бухгалтерскому балансу на ДД.ММ.ГГГГ КПК «Уссурийск ДВ» был наделен оборотными средствами в сумме 159633 тыс. руб. с осуществлением расчетов с КПК «1-й ДВ» сроком на 15 лет.
Таким образом, в связи с передачей прав требования по договорам займа, указанным в приложении 1 к Соглашению, у КПК «Уссурийск ДВ» возникла обязанность по формированию резервов на возможные потери по указанным займам как по основному долгу, так и по начисленным процентам.
Из материалов дела следует, что заявителем во исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ № Т7-44-9/27905 представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением скорректированной отчетности, согласно которому директор кооператива С пояснила, что внесла изменения в отчетность.
Вместе с этим, документы, подтверждающие факт принятия мер, направленных на приведение резервов на возможные потери по займам в соответствии с требованиями названного Указания №-у, а также по отражению во внутреннем и бухгалтерском учете кооператива достоверной информации о суммах задолженности заявителем не были представлены.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о неисполнении п. 1 предписания является обоснованным.
Согласно письму КПК «Уссурийск ДВ» от ДД.ММ.ГГГГ№ выявленные нарушения устранены, приняты меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности подобных нарушений.
Между тем предписание Банка России исполнено частично, а именно: не в полном объеме устранено нарушений пунктов 3, 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», в части предоставления в Банк России в Отчете на ДД.ММ.ГГГГ недостоверной информации в отношении размера задолженности по выданным займам. Так в реестре заключенных договоров займа, действующих на ДД.ММ.ГГГГ, КПК «Уссурийск ДВ» устранены только некоторые нарушения из числа тех, что были выявлены в результате выборочной проверки.
Также установлено, что директором КПК «Уссурийск ДВ» в административный орган одновременно с указанным письмом не представлен реестр заключенных договоров займа, действующих на ДД.ММ.ГГГГ, из которого возможно было бы установить действительное устранение нарушения.
Ссылка заявителя на то, что правоохранительными органами проводится проверка по факту ничтожности сделок по договорам займов, является необоснованной, поскольку ничтожность сделок на период исполнения предписания документально не подтверждена. Следовательно, КПК «Уссурийск ДВ» должен формировать резерв на возможные потери по займам, учитывая все договоры займа. В случае признания в будущем каких-либо сделок по заключению договоров займа ничтожными заявитель не лишен возможности скорректировать уже имеющиеся сведения.
Доказательств того, что заявителем были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований указанного законодательства либо имелись объективные обстоятельства, препятствующие их исполнению, не представлено.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.
Административный штраф, назначенный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 20000 руб. в отношении директора КПК «Уссурийск ДВ» С, установлен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод директора КПК «Уссурийск ДВ» о том, что КПК «Уссурийск ДВ» уже привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 250000 руб. и привлечение заявителя является дополнительным наказанием для кооператива, является необоснованным, так как в соответствии с положением ч. 3 ст. 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Таким образом, проверяющие органы могут привлечь к административной ответственности одновременно и юридическое лицо, и должностное лицо по одному и тому же составу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является законным, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление Дальневосточного главного управления Центрального Банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении № ТУ-05-ДЛ-19-27616, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора КПК «Уссурийск ДВ» С оставить без изменения, жалобу директора КПК «Уссурийск ДВ» С - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Черниговский районный суд Приморского края.
Судья Т.В. Жесткова