ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/20 от 21.10.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Торопицына И.А. Дело № 21-610/2020

УИД № 22RS0028-01-2020-000151-04

№12-23/2020 (в 1 инстанции)

РЕШЕНИЕ

21 октября 2020 года <...>

Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю – начальника отдела контроля закупок К. на решение судьи Крутихинского районного суда Алтайского края от 06 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края Я.,

установил:

постановлением и.о. прокурора Крутихинского района Алтайского края советника юстиции Б. от 03 июня 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Я.

Согласно данному постановлению прокуратурой Крутихинского района проведена проверка соблюдения законности при расходовании бюджетных средств в администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района. По результатам проверки установлено, что главой Крутихинского сельсовета Крутихинского района Я., назначенной на должность решением Совета депутатов Крутихинского сельсовета Крутихинского района от 03 декабря 2015 года № 34, заключены муниципальные контракты с ООО «Прометей», ИП С. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

- ДД.ММ.ГГ в с. Крутиха администрацией Крутихинского сельсовета Крутихинского района в лице главы администрации сельсовета Я. (далее – заказчик) с ООО «Прометей» (юридический адрес: <адрес>, адрес местонахождения: <адрес>) (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен муниципальный контракт № 36 на выполнение текущего ремонта линий наружного освещения на территории муниципального образования с. Крутиха Крутихинского района на сумму 299 999 рублей. В соответствии с пунктом 1.1 контракта № 36 подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете № 1, утвержденной заказчиком с подрядчиком, текущий ремонт линий наружного освещения в с. Крутиха Крутихинского района, предусмотренный на улицах Молодежная, ФИО1, Первомайская и в переулке Школьный, заключался в установке уличных светильников с лампами люминесцентными светодиодными мощностью 50 Вт IP67 ЭСТ К – 50С 5500/1.2/6.10*1,02 с кронштейнами консольными к светильникам типа ЭСТ К для опор уличного освещения 1600/6.10*1.02. Согласно акту приемки выполненных работ от 04 декабря 2019 года № 1 работы выполнены в полном объеме.

- ДД.ММ.ГГ в с. Крутиха администрацией Крутихинского сельсовета Крутихинского района в лице главы администрации сельсовета Я. (далее – заказчик) с ООО «Прометей» (юридический адрес: <адрес>, адрес местонахождения: <адрес>) (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного Федерального закона заключен муниципальный контракт № 37 на выполнение текущего ремонта линий наружного освещения на территории муниципального образования с. Крутиха Крутихинского района на сумму 299 999 рублей (далее – контракт № 37). В соответствии с Пунктом 1.1 контракта № 36 подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете № 1, утвержденной заказчиком с подрядчиком, текущий ремонт линий наружного освещения в с. Крутиха Крутихинского района, предусмотренный на улицах Строительная, Заречная, Степная, Садовая м в переулке Пожарный, заключался в установке уличных светильников с лампами люминесцентными светодиодными мощностью 50 Вт IP67 ЭСТ К – 50С 5500/1.2/6.10*1,02 с кронштейнами консольными к светильникам типа ЭСТ К для опор уличного освещения 1600/6.10*1.02. Согласно акту приемки выполненных работ от 06 декабря 2019 года № 1 работы выполнены в полном объеме.

- ДД.ММ.ГГ в с. Крутиха администрацией Крутихинского сельсовета Крутихинского района в лице главы администрации сельсовета Я. (далее – заказчик) с ИП С. (адрес местонахождения: <адрес>) (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона был заключен муниципальный контракт № 42 на выполнение текущего ремонта линий наружного освещения на территории муниципального образования с. Крутиха Крутихинского района на сумму 299 999 рублей (далее – контракт № 42). В соответствии с пунктом 1.1 контракта № 42 подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете № 1, утвержденной заказчиком с подрядчиком, текущий ремонт линий наружного освещения в с.Крутиха Крутихинского района, предусмотренный на улицах Советская, Первомайская, Комсомольская, Целинная, заключался в установке уличных светильников с лампами люминесцентными светодиодными мощностью 50 Вт IP67 ЭСТ К – 50С 5500/1.2/6.10*1,02 с кронштейнами консольными к светильникам типа ЭСТ К для опор уличного освещения 1600/6.10*1.02. Согласно акту приемки выполненных работ от 09 декабря 2019 года № 1 работы выполнены в полном объеме.

- ДД.ММ.ГГ в с. Крутиха администрацией Крутихинского сельсовета Крутихинского района в лице главы администрации сельсовета Я. (далее – заказчик) с ИП С. (адрес местонахождения: <адрес>) (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона был заключен муниципальный контракт № 43 на выполнение текущего ремонта линий наружного освещения на территории муниципального образования с. Крутиха Крутихинского района на сумму 293 645,10 рублей (далее – контракт № 43). В соответствии с пунктом 1.1 контракта № 43 подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете № 1, утвержденной заказчиком с подрядчиком, текущий ремонт линий наружного освещения в с. Крутиха Крутихинского района, предусмотренный на улицах Космонавта ФИО2 и в переулке Школьный заключался в установке уличных светильников с лампами люминесцентными светодиодными мощностью 50 Вт IP67 ЭСТ К – 50С 5500/1.2/6.10*1,02 с кронштейнами консольными к светильникам типа ЭСТ К для опор уличного освещения 1600/6.10*1.02. Согласно акту приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГ*** работы выполнены в полном объеме.

Фактически муниципальные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную четырьмя самостоятельными контрактами для формального соблюдения положений пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом, прикрытия сделок на выполнение работ по текущему ремонту линий наружного освещения на 13 улицах и переулках в с. Крутиха для муниципальных нужд на общую сумму 1 193 642 рубля 10 копеек. Указанное свидетельствует о намеренном уклонении заказчика от осуществления закупки на выполнение работ по текущему ремонту линий наружного освещения конкурентным способом, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 93, части 5 статьи 24, части 2 статьи 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Действия главы администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Я. квалифицированы прокурором по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю – начальника отдела контроля закупок К. от 23 июня 2020 года № 3003 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Я. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Прокурором Крутихинского района на постановление должностного лица принесен протест, в котором поставлен вопрос об отмене постановления. В обоснование указано, что обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о нарушении требований пункта 4 части 1 статьи 93, частей 1 и 5 статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как при выборе способа определения подрядчика совершены действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Решением судьи Крутихинского районного суда от 06 августа 2020 года постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить решение судьи. В обоснование жалобы указано, что Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит ограничений относительно количества закупок, не превышающих 300 тысяч рублей, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг у одного и того же лица в течение какого-либо календарного периода времени. Ограничивается лишь годовой объем закупок и цена каждого отдельного контракта, а при закупке для нужд сельских поселений – только цена контракта. Положения пункта 4 части 1 статьи 93, частей 1 и 5 статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не нарушены.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав прокурора У., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о том, что должностным лицом антимонопольного органа не выполнены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полном, объективном, всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.

Данные выводы являются правильными.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В статье 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 5 статьи 24 названного Федерального закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислены в статье 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 4 части 1 названной статьи 93 (в редакции, действовавшей на момент заключения контрактов) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей трехсот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупок.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ администрацией Крутихинского сельсовета <адрес> в лице главы Я. заключены муниципальные контракты №№ 36, 37 с ООО «Прометей» (юридический адрес: <адрес>, адрес местонахождения: <адрес>) и ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ - №№ 42, 43 с ИП С. (адрес местонахождения: <адрес>) на выполнение текущего ремонта линий наружного освещения на территории Муниципального образования с. Крутиха Крутихинского района, который заключается в установке уличных светильников с лампами люминесцентными светодиодными мощностью 50 Вт IP67 ЭСТ К – 50С 5500/1.2/6.10*1,02 с кронштейнами консольными к светильникам типа ЭСТ К для опор уличного освещения 1600/6.10*1.02, на общую сумму 1 193 642,10 руб. Срок выполнения работ установлен с даты заключения контрактов по ДД.ММ.ГГ включительно.

При прекращении производства по делу должностным лицом антимонопольного органа было учтено, что согласно письму ФАС России от 14 ноября 2019 года № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.

Между тем, как верно отмечено судьей районного суда, должностным лицом надлежащая правовая оценка действиям главы сельсовета Я. не дана, содержание заключенных муниципальных контрактов не проанализировано. В то время как контракты заключены в течение непродолжительного периода времени (со 2 по 9 декабря 2019 года) с единым сроком исполнения (по 20 декабря 2019 года включительно), предметом договоров являлись идентичные работы - установка уличных светильников с лампами люминесцентными светодиодными мощностью 50 Вт IP67 ЭСТ К – 50С 5500/1.2/6.10*1,02 с кронштейнами консольными к светильникам типа ЭСТ К для опор уличного освещения 1600/6.10*1.02, направлены на достижение единой хозяйственной цели – текущий ремонт линий наружного освещения на территории муниципального образования в с. Крутиха Крутихинского района, приобретателем является одно лицо, имеющее единый интерес.

Приведенные выше обстоятельства должностным лицом административного органа при рассмотрении данного дела учтены не были и должной оценки не получили.

Таким образом, оснований не согласиться с выводом судьи районного суда о существенном нарушении должностным лицом процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не имеется.

Срок давности привлечения главы администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Я. к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и, как следует из материалов дела, на момент направления дела на новое рассмотрение судьей районного суда не истек.

При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно отменил постановление должностного лица и возвратил дело на новое рассмотрение.

Доводы жалобы не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, направлены на иное толкование закона и переоценку выводов судьи, оснований для которой не имеется.

Процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, при рассмотрении жалобы не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Крутихинского районного суда Алтайского края от 06 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю – начальника отдела контроля закупок К. – без удовлетворения.

Судья В.В. Титова