ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/20 от 27.07.2020 Варгашинского районного суда (Курганская область)

Дело № 12-23/2020, 12-24/2020, 12-28/2020

Р Е Ш Е Н И Е

р.п. Варгаши 27 июля 2020 года

Судья Варгашинского районного суда Курганской области Столбов И.В., рассмотрев жалобы председателя производственного ремонтно-строительного кооператива «Восход» (далее – ПРСК «Восход») ФИО1 на постановления начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 № 17-11/45 от 7 мая 2020 года, № 17-11/53 от 8 мая 2020 года, постановление заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО3 № 17-11/56 от 13 мая 2020 года о привлечении ПРСК «Восход» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 № 17-11/45 от 7 мая 2020 года ПРСК «Восход» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Председатель ПРСК «Восход» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что ПРСК «Восход» является арендатором лесного участка, после заготовки древесины порубочные остатки были сложены в кучи не более 3 метров, тот факт, что при проверке обнаружены кучи шириной более 3 метров, объясняет действием третьих лиц, не имеющих отношение к ПРСК «Восход».

Постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 № 17-11/53 от 8 мая 2020 года ПРСК «Восход» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Председатель ПРСК «Восход» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что ПРСК «Восход» производил заготовку древесины в квартале 25 выделе 8, на основании договора аренды и лесной декларации. Складирование древесины в нарушение п.21 Правил пожранной безопасности в лесах ПРСК «Восход» не осуществлял. Отсутствуют доказательства, что обнаруженная в ходе проверки древесина принадлежит ПРСК «Восход», представители ПРСК «Восход» при проверке не присутствовали. Складирование древесины могли осуществлять третьи лица, не имеющие отношения к ПРСК «Восход».

Постановлением заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО3 № 17-11/56 от 13 мая 2020 года ПРСК «Восход» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Председатель ПРСК «Восход» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что ПРСК «Восход» производил заготовку древесины в квартале 38 выделе 77, на основании договора аренды и лесной декларации. Порубочные остатки были сложены в кучи шириной не более 3 метров. Тот факт, что при проверке обнаружены кучи шириной более 3 метров, объясняет действием третьих лиц, не имеющих отношение к ПРСК «Восход». В деле отсутствуют сведения о том, какими приборами производились измерения, а фотографии порубочных остатков сделаны без привязки к местности.

При рассмотрении жалоб представитель ПРСК «Восход» ФИО4 доводы жалоб поддержал, просил их удовлетворить, пояснил, что в 2019-2020 ПРСК «Восход» фактов незаконных рубок на арендованном им лесном участке не выявлял.

Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 возражал против удовлетворения жалоб и пояснил, что при проведении планового осмотра им лично в квартале 25 выдел 8 были обнаружены два штабеля заготовленной древесины, расположенные вплотную к деревьям, поэтому замеры расстояния не проводились, на момент проверки работы на лесосеке не велись. В квартале 38 выдел 77 и квартале 7 выдел 5 были обнаружены порубочные остатки, сложенные в кучи, шириной превышающие 3 метра. Замеры производились с использованием мерной ленты. С учетом протяженности лесосеки, зафиксировать на одном фотоснимке деляночный столб и допущенное нарушение было невозможно.

Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалоб и изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 51 Лесного Кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.

В силу части 4 указанной статьи охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного Кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

В силу ч.3 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Лица, виновные в нарушении требований Правил пожарной безопасности в лесах, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с подпунктом «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

В соответствии с п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на отрытых местах на расстоянии от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров – 40 метров.

Из материалов дела следует, что ПРСК «Восход» использует леса на территории Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества Варгашинского лесничества в целях заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка от 20 ноября 2008 года № 15-Др. В 2019 году работы по заготовке древесины в квартале 7 выдел 5 и квартал 38 выдел 77 осуществлялись в соответствии с лесной декларацией от 14.03.2019 года, дата окончания лесной декларации 31.12.2019 года. В 2020 году работы по заготовке древесины в квартале 25 выдел 8 осуществляются в соответствии с лесной декларацией от 03.01.2020 года, дата окончания лесной декларации 31.12.2020 года.

3 марта 2020 г. при проведении планового (рейдового) осмотра лесных участков начальником отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства ФИО2 выявлено, что в лесосеке квартала 7 выделе 5, и в лесосеке квартала 38 выделе 77 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества ГКУ «Варгашинское лесничество» при проведении рубки порубочные остатки сложены в кучи шириной более 3 метров. Кроме того, в квартале 25 выделе 8 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества ГКУ «Варгашинское лесничество» установлен факт складирования заготовленной древесины в границах лесосеки вплотную к стене леса.

По данным фактам начальником отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 31 марта и 15 апреля 2020 года в отношении ПРСК «Восход» были составлены 3 протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Постановлениями начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 7 мая и 8 мая 2020 года, постановлением заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО3 от 13.05.2020 ПРСК «Восход» признан виновным в совершении трёх правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждое.

Согласно отчету от 03.03.2020 о выполнении планового (рейдового) задания от 2 марта 2020 года в квартале 7 выделе 5 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества ГКУ «Варгашинское лесничество» обнаружены порубочные остатки, сложенные в две кучи размерами 7х13 метров и 5х9 метров, то есть шириной более 3 метров, в квартале 38 выделе 77 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества ГКУ «Варгашинское лесничество» обнаружены порубочные остатки, сложенные в одну кучу размером 7х5 метров, то есть шириной более 3 метров. В квартале 25 выделе 8 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества ГКУ «Варгашинское лесничество» установлено складирование заготовленной древесины в два штабеля вплотную к стене леса. Фототаблица к отчету данные факты подтверждает.

Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах действия ПРСК «Восход» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с частью 2 названной статьи, в протоколах отражены, события административных правонарушений описаны в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Доводы жалоб о недоказанности вины ПРСК «Восход» о том, что выявленные нарушения не являются последствием деятельности ПРСК «Восход», данный факт мог быть последствием деятельности третьих лиц, являются несостоятельными в связи с тем, что заключив договор аренды лесного участка от 20 ноября 2008 года № 15-Др ПРСК «Восход» принял на себя обязанности по соблюдению требований действующего лесного законодательства в отношении объектов лесного фонда, находящихся в его пользовании, по проведению лесозаготовительных работ в соответствии с требованиями лесного законодательства, по осуществлению охраны лесов от самовольных вырубок со стороны третьих лиц. Между тем, доказательств осуществления надлежащего контроля за вверенными ему лесами ПРСК «Восход» не были представлены, факт самовольной вырубки деревьев иными лицами ПРСК «Восход» зафиксирован не был, обращение по данному факту в правоохранительные органы не направлялось.

На основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Являясь арендатором лесного участка ПРСК «Восход» несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Из фототаблицы к отчету от 03.03.2020 о выполнении планового (рейдового) задания от 2 марта видно, что измерения производились с помощью измерительной ленты, на фотографиях зафиксированы деляночные столбы. При этом из фототаблицы с очевидностью следует, что ширина куч порубочных остатков значительно превышает 3 метра, а древесина сложна плотную к растущим деревьям. Представитель Департамента ФИО2, производивший осмотр лесосек, при рассмотрении жалоб подтвердил достоверность фотографий с кучами порубочных остатков и складированной древесиной именно в квартале 7 выдел 5, квартал 38 выдел 77, квартал 25 выдел 8 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества ГКУ «Варгашинское лесничество». Оснований не доверять данным доказательствам не имеется.

Вопреки доводам жалобы п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах запрещает складирование древесины ближе 40 метров к прилегающему лесу, в том числе и до ее транспортировки. Какое-либо исключения из требования данного нормативного акта отсутствует.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ПРСК «Восход» в установленные сроки были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности, материалы дела не содержат.

Таким образом, ПРСК «Восход» обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения ПРСК «Восход» к административной ответственности, не допущены.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Анализ приведенных положений указанного Федерального закона в совокупности с нормами ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что неисполнение юридическим лицо одних и тех же правил пожарной безопасности, нарушения которых, выявлены одновременно на разных объектах, образуют состав одного административного правонарушения.

Выявленные нарушения природоохранных правил вменяются одному и тому же лицу, на территории одного лесничества, в одно время, при заготовке древесины по одному договору аренды, обнаружены в ходе одной проверки соблюдения условий лесопользования в связи с чем, необходимо рассматривать их как одно административное правонарушение.

При таких обстоятельствах по смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, должен быть составлен один протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Следовательно, три рассмотренных в отношении ПРСК «Восход» дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подлежат объединению в одно производство с назначением ПРСК «Восход» одного административного наказания в виде административного штрафа.

Поскольку в результате совершенных ПРСК «Восход» нарушений противопожарных правил существовала угроза причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, учитывая установленные обстоятельства совершения правонарушения, в силу положений ст. 3.4 КоАП РФ оснований для назначения ему административного наказания в виде предупреждения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Рассмотренные в отношении ПРСК «Восход» дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с постановлениями № 17-11/44, № 17-11/53, 17-11/56, объединить в одно производство.

Постановления начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 17-11/45 от 7 мая 2020 года и № 17-11/53 от 8 мая 2020 года, постановление заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 17-11/56 от 13 мая 2020 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ПРСК «Восход» - изменить.

Назначить ПРСК «Восход» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении подпункта «б» п. 17 и п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах в квартале 7 выдел 5, квартал 38 выдел 77, квартал 25 выдел 8 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества ГКУ «Варгашинское лесничество», то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Данное решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Варгашинский районный суд в течение десяти дней.

Судья И.В. Столбов