РЕШЕНИЕ
по протесту прокурора на постановление
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
с. Новокиевский Увал 04 июля 2017 года
Судья Мазановского районного суда Амурской области Знатнова Н.В.,
при секретаре --10
с участием помощника прокурора Мазановского района --3,
представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района Амурской области --4,
рассмотрев протест прокурора Мазановского района Амурской области --5 на постановление от -- о прекращении производства по делу об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего --1,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мазановского района Амурской области обратился в суд с протестом об отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района от -- о прекращении производства по делу об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего --1, как вынесенное незаконно.
В обоснование протеста прокурор указал, что -- постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района прекращено производство по делу об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении --1, -- г.р., по факту вступления в половую связь с --6, -- года рождения. Основанием для принятия указанного решения является вывод комиссии о том, что нарушен 10-ти суточный срок рассмотрения материала.
Прокурор полагает, что данное постановление комиссии является незаконным и необоснованным.
Ссылка на положения ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о необходимости безусловного рассмотрения такого материала в течение 10 суток со дня их получения, является необоснованной, поскольку статья 26 и глава III Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» регламентирует производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Вопрос о помещении --1 в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на заседании комиссии не рассматривался.
Полагает, что 10-ти суточный срок рассмотрения подобных материалов не является пресекательным (императивным) сроком, по аналогии со сроком рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ.
Кроме того, комиссия приняла решение, не предусмотренное ст. 21 Закона Амурской области от 14.12.2005 № 103-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».Таким образом, прокурор полагает, что данные нарушения закона являются существенными и влекут отмену постановления.
Прокурор просит восстановить срок на обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района от ----, так как фактически постановление поступило в прокуратуру района --, что подтверждается штампом входящей корреспонденции --, указанным на самом постановлении --.
Прокурор Мазановского района просит постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района о прекращении производства по делу об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении --1 от -- отменить. Материалы направить на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района.
В судебном заседании помощник прокурора Мазановского района --3 поддержала протест. Установлено, что комиссия приняла такую позицию, что материал об отказе в возбуждении уголовного дела должен быть рассмотрен в десятидневный срок, и дана ссылка на ст. 120 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних». Однако статья 26 указанного закона регламентирует порядок рассмотрения вопроса о направлении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа. В данном заседании Комиссии указанный вопрос не разрешался, соответственно, данный десятидневный срок, который указан в статье 26 Федерального закона № 120, не применяется и, как следствие, незаконно было прекращено производство по делу об отказе в возбуждении уголовного дела и несовершеннолетний, совершивший преступление, не достигший возраста уголовной ответственности остался безнаказанным, а также в отношении него не были проведены профилактические мероприятия, поэтому просила суд удовлетворить в полном объёме требования прокурора Мазановского района.
В судебное заседание лицо, в отношении которого вынесено постановление – --1, и его законный представитель --7, не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
Свидетель --4 суду показала, что она работает секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района Амурской области. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Амурской области от 14.12.2005 года № 103 – Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации Мазановского района -- рассмотрела постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 134 УК РФ, материалы, приложенные к постановлению, в отношении несовершеннолетнего --1, -- года рождения. Данные материалы рассматривались в соответствии с Законом Амурской области, в соответствии с ч. 3 ст. 18 которого определено, что материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно-опасное деяние до достижении возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также материалы административного правонарушения, в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста с которого наступает административная ответственность, Муниципальная комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей. Несовершеннолетний --9, и его законный представитель --7 на заседание комиссии --, не явились.
--9 с --7 вызывались дважды - на -- и на --. -- они были уведомлены надлежащим образом, не явились. Она звонила в школу, разговаривала с директором школы. Также разговаривала с главой сельсовета --8, просила оказать содействие в явке --9. В связи с расследованием --7 не давала поговорить с ребенком, закрывалась дома. Выехать на место не было возможности по техническим причинам, так как это совпало с проведением итоговых аттестаций в школе. Часть автомобилей сломаны. Возможности не было. Принудительный привод не обеспечивался. По состоянию на -- они вызвали --9 за сроком рассмотрения материалов, так как всё же хотели провести с ребенком профилактическую беседу. После этого не вызывали, так как начальник Управления образования посетила школу и переговорила и с --9, и с --11.
Когда, в ноябре 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон об основах системы профилактики, для секретарей комиссий при администрациях проводилась учеба и на семинаре обратили внимание на то, что срок 10 дней является пресекательным, за пределами этого срока необходимо прекращать дела.
Они не рассматривала вопрос о направлении --9 в школу закрытого типа. Согласно п. 1 ст. 26 Закона № 120 «Об основах системы профилактики», там прямо так и написано, что комиссия по делам несовершеннолетних материал об отказе в возбуждении уголовного дела рассматривает в течение 10 суток о возможности применения к несовершеннолетним мер воспитательного воздействия. К мерам относятся: проведение профилактической беседы, объявление выговора, строгого выговора, в силу малозначительности передача под надзор родителей.
Они не имеют право ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего в школу закрытого типа по данным основаниям, потому что должно быть неоднократное привлечение к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав было вынесено --. Согласно штампу входящей корреспонденции постановление от ---- поступило в прокуратуру Мазановского района --.
Протест прокурора, согласно штампу входящей корреспонденции, поступил в Мазановский районный суд --.
Таким образом, срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении пропущен не был.
В связи с тем, что прокурор получил постановление --, он не мог обжаловать его в течение 10 дней с момента вынесения ( --), поэтому суд признает уважительной причину пропуска срока и восстанавливает срок на подачу протеста.
В связи с тем, что прокурор Мазановского района не имел возможности в установленный законом срок по уважительной причине опротестовать указанное постановление, а суд восстановил ему срок на обжалование, то постановление не вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, свидетеля, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из положений ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
-- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района вынесено постановление о прекращении производства по делу об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего --1 на основании п. 1 ст. 26 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с пропуском десятидневного срока рассмотрения материала об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 5 ст. 17 Закона Амурской области от 14.12.2005 года № 103-ОЗ (ред. от 11.05.2017) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» - материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 года, либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов рассматриваются муниципальными комиссиями в сроки, определенные федеральным законодательством.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов незамедлительно передаются органом, принявшим соответствующее процессуальное решение, или прокурором в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В течение 10 суток со дня получения материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает вопрос о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа соответствующее постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел и прокурору.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Амурской области от 14.12.2005 года № 103-ОЗ (ред. от 11.05.2017) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, муниципальная комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 18 вышеназванного закона Амурской области – в случае необходимости муниципальная комиссия может принять решение о проведении выездного заседания по месту жительства лиц, дела о которых рассматриваются.
Материалы дела содержат сведения о том, что -- в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района из МО МВД России «Мазановский» поступил материал об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего --1 Данный материал был назначен к рассмотрению в комиссии на --. Несовершеннолетний --1 и его законный представитель --7 на заседание комиссии -- не явились. Впоследствии, только --, то есть за пределами срока рассмотрения вышеуказанного материала, комиссией был рассмотрен данный материал и принято решение о прекращении производства по делу, в связи с пропуском десятидневного срока рассмотрения дела.
Таким образом, при вынесении постановления -- от -- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района были существенно нарушены нормы процессуального права.
Суд считает, что имеющийся срок для рассмотрения указанного материала комиссией был умышленно затянут. Комиссия не приняла решения в срок до --. На основании абзаца 3 ч. 1 ст. 18 Закона Амурской области от 14.12.2005 года № 103-ОЗ (ред. от 11.05.2017) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором указано, что в случае необходимости муниципальная комиссия может принять решение о проведении выездного заседания по месту жительства лиц, дела о которых рассматриваются.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 21 Закона Амурской области от 14.12.2005 года № 103-ОЗ (ред. от 11.05.2017) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо других лиц, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, информации работодателей муниципальная комиссия принимает одно из следующих решений:
1) применить меры воздействия, предусмотренные статьями 12, 13 настоящего Закона;
2) прекратить рассмотрение материалов (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
3) отложить рассмотрение материалов и провести дополнительную проверку;
4) направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, в суд или иные органы.
Таким образом, суд считает, что вынося -- постановление -- о прекращении производства по делу об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего --1, комиссия также существенно нарушила нормы процессуального права, то есть приняла решение, не предусмотренное ст. 21 Закона Амурской области от 14.12.2005 № 103-ОЗ.
В связи с этим, суд считает, что указанные нарушения, допущенные при рассмотрении материала об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего --1 являются существенными, не позволяющими полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а материалы об отказе в возбуждении уголовного дела возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Протест прокурора Мазановского района на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района от -- удовлетворить.
Отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Мазановского района от -- о прекращении производства по делу об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего --1, материал возвратить на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетний и защите их прав при администрации Мазановского района Амурской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Председательствующий Знатнова Н.В.