Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13апреля 2017 года | г. Завитинск |
Судья Завитинского районного суда Амурской области Васильченко А.В.,
при секретаре Гончарук И.А.,
с участием защитника юридического лица ООО «Тепловик»,
в отношении которого ведется производство по делу
об административном правонарушении, Измайловой Е.Ю.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Тепловик» Измайловой Е.Ю. на постановление начальника отдела главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченнойответственностью «Тепловик»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГобщество с ограниченной ответственностью «Тепловик»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Тепловик» Измайлова Е.Ю. обратилась с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении, указав, что государственной инспекцией труда в Амурской-области в отношении ООО «Тепловик» было вынесено постановление № о назначении административного наказания по ч.1 ст. 5.27.1. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Основанием для привлечения общества к ответственности послужили нарушения, выявленные проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой документарной проверкой соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: не принятие мер по организации надлежащего учета и контроля выдаваемых работнику средств индивидуальной защиты, в нарушение требований ч.2 ст. 212 ТК РФ, п. 13 Раздела 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»; необеспечение работника в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.
Считает постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Из постановления о назначении административного наказания, непринятие мер по организации надлежащего учета и контроля выдаваемых работнику средств индивидуальной защиты, состоит в том, что в личной карточке № учета и выдачи средств индивидуальной защиты ФИО3 не заполнены: графа «табельный номер», графа «размер рукавиц» и «размер перчаток», графа «предусмотрена выдача (наименование типовых (типовых отраслевых) норм)», что свидетельствует о ненадлежащем учете и контроле за выдаваемыми СИЗ.
Личные карточки учета и выдачи СИЗ ведутся надлежащим образом, по установленной форме. Так, личная карточка ФИО3 соответствует утвержденной типовой форме. В карточке указаны все СИЗ необходимые к выдаче для соответствующей профессии, указаны даты выдачи и возврата СИЗ, номера сертификатов соответствия, имеются подписи работника при получении и возврате СИЗ. В карточке имеются подписи ФИО3 о получении рукавиц и перчаток, при этом, из карточки не следует, что рукавицы и перчатки возвращались работником т.к. не подошли по размеру. Из приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее Правила) следует, чтовыдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Однако из Правил не следует, что данная форма карточки является обязательной. В Правилах нет указания на то, что все графы карточки должны быть в обязательном порядке заполнены, а неправильное заполнение карточки приводит к её недействительности. Таким образом, незаполнение отдельных граф карточки не может свидетельствовать о ненадлежащем учете и контроле за выдачей СИЗ работнику.Как следует из объяснений генерального директора ООО «Тепловик», карточки выдачи СИЗ также дублируются в ведомостях выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, которые хранятся у ответственного за выдачу материалов. Такой порядок ведения карточек законодательством не запрещен. В связи с чем, вывод о ненадлежащем учете и контроле за выдаваемыми работнику ФИО3 средствами индивидуальной защиты является необоснованным. Также, в постановлении о назначении наказания государственный инспектор труда указывает, что при проведении документарной проверки карточка учета и выдачи СИЗ ФИО3 не предоставлялась. Данный довод также нельзя признать обоснованным, поскольку, в ходе проведения проверки Государственной инспекцией труда по Амурской области в адрес ООО «Тепловик» был направлен запрос о предоставлении документов и информации от ДД.ММ.ГГГГ№. В числе документов была запрошена карточка учета и выдачи средств индивидуальной защиты на ФИО3 Все запрошенные документы были предоставлены, о чем свидетельствует ответ ООО «Тепловик» от ДД.ММ.ГГГГ. Ответ получен трудовой инспекцией от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная карточка также была приложена к возражениям по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.
Считает, что состав административного правонарушения отсутствует.Также считает, что при назначении наказания не правильно применены положения главы 4 Кодекса РФоб административных правонарушениях.
ООО «Тепловик» ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушения трудового законодательства, данное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения трудовых прав работника и неблагоприятных для него последствий. Материалы дела также не содержат доказательств, свидетельствующих о наступлении каких-либо негативных последствий в виде причинения вреда здоровью или жизни работника. В связи с чем, вывод государственного инспектора труда о том, что нарушение повлекло за собой угрозу жизни работника, не обоснован. Как указывалось в объяснениях, предоставленных при составлении протокола, а также в возражениях по акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, молоко выдавалось работникам ежемесячно и заранее в связи с тем, что на предприятии отсутствуют специально оборудованные помещения для хранения и употребления молока. Учитывая все обстоятельства дела, считает, что ООО «Тепловик» было назначено наказание не соответствующее характеру и тяжести совершенного правонарушения.На основании изложенного, в случае если суд придет к выводу о виновности ООО «Тепловик», просит заменить административное наказание в виде штрафа предупреждением.
При назначении административного наказания, были учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельством, отягчающим ответственность, было признано: «допущенные нарушения создают угрозу жизни работника и повлекли нарушение его конституционных прав». В статье 4.3. КоАП перечислены обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Данный перечень является исчерпывающим. Из указанного правила существует только одно исключение, предусмотренное ч.3. названной статьи, а именно, обстоятельством, отягчающим административную ответственность, могут быть иные обстоятельства, предусмотренные соответствующей статьей особенной части Кодекса. Между тем, ст. 5.27.1 КоАП РФ не содержит специальных обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При этом, в качестве смягчающих обстоятельств, не учтено совершение правонарушения впервые.На основании чего, просит постановление № о назначении административного наказания, вынесенное Государственной инспекцией труда по Амурской области в отношении ООО «Тепловик» по ч.1 ст.5.27.1 КоАП, отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Срок подачи жалобы не пропущен.
Законный представитель юридического лица ООО «Тепловик» в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения делав адрес суда не направлял.
В судебном заседание защитник ООО «Тепловик» Измайлова Е.Ю. поддержала в полном объеме доводы, изложенные в жалобе, представив суду дополнения к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в которых указала, что при привлечении ООО «Тепловик» к административной ответственности не были соблюдены нормы о полном, всестороннем исследовании обстоятельств и материалов дела.Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ указанных сведений не содержит, к акту не приложены пояснения работников предприятия.Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Однако материалы административного дела не содержат данных о признании ФИО3 потерпевшим, сведений об извещении потерпевшего о рассмотрении административного дела, результатов опроса потерпевшего, а также объяснений работников предприятия, как свидетелей. При составлении протокола об административном правонарушении директор ООО «Тепловик» просил опросить работников предприятия, вызвать и опросить ФИО3, однако данное заявление было проигнорировано. Кроме того, на предприятии имеется приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен порядок выдачи молока. Согласно данному приказу, выдача молока производится ежедневно в рабочее время с <***> до <***> часов в офисе предприятия ООО «Тепловик», расположенного по адресу: <адрес>.(п.3.приложения к приказу). Работники, занятые на работах с вредными условиями труда, самостоятельно ежедневно прибывают в офис организации для получения молока (п.4 приложения к приказу). Также имеются докладные записки, согласно которымФИО3 и иные работники за получением молока ежедневно не являлись. Однако, при составлении протокола об административном правонарушении, а также при назначении наказания, причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, не выяснялись и не исследовались.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения об истребовании и исследовании начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО6 рассматривавшей дело об административном правонарушении, данных о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также причин и условий совершения административного правонарушения, иных доказательств (помимо результатов проверки) совершения административного правонарушения.
Кроме того, при производстве по делу об административном правонарушении установлено, что ООО «Тепловик» ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. В качестве обоснования невозможности назначения наказания в виде предупреждения, указано, что «...правонарушение повлекло нарушение конституционных прав работника...». При этом угрозы жизни или здоровью работника не установлено. Таким образом, считает, что ООО «Тепловик» было назначено наказание не соответствующее характеру и тяжести совершенного правонарушения. Ненадлежащим образом также были разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, законного представителя юридического лица, недостаточно времени для подготовки защиты. В уведомлении на протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ права законного представителя юридического лица,в том числе разъяснено право на заявление ходатайств и отводов. Однако порядок подачи ходатайств, установленный в статье 24.4. КоАП РФ, не разъяснён.При этом, указана ссылка только на ч. 1 ст. 25.1 КоАП, межу тем данная статья устанавливает права лица, привлекаемого к административной ответственности, права законного представителя установлены ст. 25.4 КоАП. Между тем, при составлении протокола об административном правонарушении № права не разъяснялись, о чем свидетельствует отсутствие подписи в протоколе. Также извещение только руководителя юридического лица не может считаться надлежащим извещением самого юридического лица. Доказательств извещения юридического лица материалы дела не содержат. Кроме того, в извещении на протокол также указано, что ДД.ММ.ГГГГ состоится рассмотрение административного дела. При этом, следует принять во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ (дата составления протокола) выпадало на пятницу. Таким образом, ООО «Тепловик» не было предоставлено достаточное количество времени для подготовки защиты, реализации права на юридическую помощь защитника. Материалы дела не содержат доказательствпрямо указывающих на то, что правонарушение имело место быть, а именно документов, на основании которых инспекция приходит к выводу о совершении правонарушения (ведомости учета и выдачи молока, табели учета рабочего времени, приказы и т.п.) В материалах дела также отсутствует распоряжение о проведении документарной проверки, что, согласно статье 20 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является грубым нарушением установленных законом требований. Кроме того, в материалах дела имеется лист ознакомления с материалами административного дела в Трудовой инспекции. В листе ознакомления перечислены документы, имеющиеся в деле на момент ознакомления. Среди перечисленных документов также отсутствуют доказательства совершения административного правонарушения и приказ о проведении проверки. Указанное позволяет сделать вывод, что таких документов не имеется вообще, соответственно факт совершения административного правонарушения не доказан.
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО6 извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась и ходатайств об отложение рассмотрения дела в адрес суда не направляла, судьей определено, продолжить рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при данной явке.
Проверив дело в полном объеме, судья приходит к следующему.
В силу ст.24.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, административное расследование по настоящему делу не проводилось.
Из представленных в суд материалов дела об административном правонарушении следует, что,согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения на проверку № от ДД.ММ.ГГГГ,ФИО4 - заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Амурской областибыла проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Тепловик», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований:электрогазосварщику на резке и ручной сварке ФИО3 не выданы средства индивидуальной защиты, предусмотренные Типовыми нормами, а именно: костюм для защиты от искр и брызг от расплавленного металла, перчатки с полимерным покрытием или перчатки с точечным покрытием, перчатки для защиты от повышенных температур, искр и брызг от расплавленного металла, щиток защитный термостойкий со светофильтром или очки защитные термостойкие со светофильтром, очки защитные, средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие или изолирующие; зимой дополнительно не выданы средства индивидуальной защиты, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами, а именно: куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки, в нарушение ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года электрогазосварщику на резке и ручной сварке ФИО3 выдача молока производилась не в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, а один раз в месяц, в нарушении ч.1 ст.222 ТК РФ, п.2 Приложения № 1 к приказуМинздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 года № 45 Н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", также не принято мер по организации надлежащего учета и контроля выдаваемых работнику средств индивидуальной защиты, в нарушение требований ч.2 ст. 212 ТК РФ, п. 13 Раздела 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», личная карточка учета выдачи СИЗ ФИО3 установленного образца не ведется, сведения о выданных работнику СИЗ отражаются в ведомостях выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, в которых отсутствуют сведения о номерах сертификатов и деклараций соответствия на выдаваемые работникам СИЗ, нет отметок о сдаче работниками СИЗ после окончания срока эксплуатации и не указан процент износа.
По результатам проведения проверки,ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ООО «Тепловик» ФИО1 вынесено предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Срок устранения – ДД.ММ.ГГГГ.О выполнении предписания необходимо сообщить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола об административном правонарушении №ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам проверки государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области в отношении ООО «Тепловик» по ч.1 ст. 5.27.1КоАП РФ, следует, что ООО «Тепловик», в нарушениеп.13 Раздела II Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года№ 290н "Об утвержденииМежотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", не осуществляется надлежащий учет выдачи средств индивидуальной защиты, и в нарушениеч.1 ст.222 ТК РФ, п.2Приложения №1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от16.02.2009 года№45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или другихравноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты вразмере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", выдача молока работнику производилась не в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных (факторов),аодин раз в месяц.
Частью 1статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГООО «Тепловик» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Общие требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки установлены в статье 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статьей 353 ТК РФ установлено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная инспекция труда должна руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 года №875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Пунктом 13 указанного Положения установлено, что при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право, в том числе, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (подпункт «и»).
Таким образом, Государственная инспекция труда в Амурской области должна подчиняться специальному регламенту, разработанному Правительством РФ, в частности, руководствоваться в своей работе Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).
Пунктом 8 указанного Положения установлено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом РФ.
Согласно подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В приведенном положении Федерального закона не содержится определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Перечень таких обстоятельств приведен в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном приказом Минтруда России от 30.10.2012 года № 354н. Административный регламент зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2013 года за № 27533.
Пунктом 68 Административного регламента определено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.
Во внеплановом порядке также проводятся проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, проверка иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, включая случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 360 Трудового кодекса РФ, одним из оснований проведения внеплановой проверки является обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Компетенция государственной инспекции труда и ее должностных лиц в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, которые имеют приоритетный характер.
В частности, полномочия инспектора труда устанавливаются Конвенцией N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле", которая принята в г. Женеве 11.07.1947 года на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ, и участником которой является Российская Федерация.
В соответствии со ст. 12 Конвенции инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют, в частности, право: беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и в частности: требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.Таким образом, Конвенция Международной организации труда не ограничивает право государственной инспекции труда осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пределах обращения работника. Должностные лица государственной инспекции труда вправе осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.
Кроме того, полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплены в ст.23.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой указано, что данный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1-3 ст. 5.27, ч.ч.1-4 ст. 5.27.1, ст.ст. 5.28 - 5.34, ч.1 ст. 14.54, ст. 15.34 данного Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 данной статьи, вправе главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители (п.1 ч.2 ст.23.12.).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а дело рассмотрено должностным лицом, уполномоченным на совершение указанных действий, - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области.
На основании перечисленных норм, судья полагает, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на то должностным лицом – главным государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Амурской области.
Согласно материалов дела об административном правонарушении, порядок привлечения юридического лица ООО «Тепловик» к административной ответственности не нарушен.
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Тепловик» не истек.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению, в частности, подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 1.2. КоАП, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1.КоАП).
В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Статья 212 Трудового кодекса РФ возлагает обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателя.
В силу ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (далее Межотраслевые правила).
В соответствии с п. 5 Межотраслевых правил, предоставление работникам средств индивидуальной защиты, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Согласно п. 34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года N 290нответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).
Нормы выдачи СИЗ работникам сквозных профессий установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. №997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурныхусловиях или связанных с загрязнением". (Далее - Типовые нормы).
В соответствии с п. 17 Приложения к Типовым нормам,электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки должен быть обеспечен: костюмом для защиты от искр и брызг расплавленного металла - 1 на год, ботинками кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла или сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла - 2парына год, перчатками с полимерным покрытием - 6 пар на год или перчатками с точечным покрытием - до износа, перчатками для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла - 12 пар на год, щитком защитным термостойким со светофильтром или очками защитными термостойкими со светофильтром - до износа, очками защитными - до износа, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими или изолирующими - до износа.
Нормы выдачи СИЗ работникам сквозных профессий установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. №997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурныхусловиях или связанных с загрязнением". (Далее - Типовые нормы).
Теплая специальная одежда и теплая специальная обувь как средство защиты от холода выдаются работникам по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты со сроком носки «по поясам».
Согласно Примечания к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты - Амурская область относится к III климатическому поясу.
Таким образом, установлено, что в соответствии с Приложением к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, электрогазосварщик ручной сварки зимой дополнительно должен быть обеспечен: курткой на утепляющей прокладке -1 на 2 года, брюками на утепляющей прокладке - 1 на 2 года, валенками - 1 парой на 2,5 года.
Согласно п. 13 Раздела 2Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 29 "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные срок. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ форма, которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Приказом "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" установлена типовая форма карточки учета выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, согласно которой предусмотрено внесение сведений о сертификатах на выдаваемые СИЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ТК РФ, на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Согласно п. 2 Приложения № 1к приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 года№45 Н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредные условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления: компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов», и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целяхрекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), приведенного в приложении № 3, и уровни которых превышают установленные нормативы.
Согласно материалов дела, совершение юридическим лицом ООО «Тепловик» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и его виновность подтверждаются совокупностью следующих исследованных доказательств, а именно: актом проверки органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ООО «Тепловик»; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ№, выданным по результатам проведенной проверки генеральному директору ООО «Тепловик» ФИО1; протоколом об административном правонарушении №-ОБ/30/8/4 от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении №ДД.ММ.ГГГГ; личной карточкой №электрогазосварщикаФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых начальник отдела-главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Амурской области пришел к выводу о наличии события правонарушения и виновности ООО «Тепловик» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливаются в том числе, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (пункт 4 ч. 2 ст. 1).
Согласно ст.14 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверки проводятся на основании распоряжений или приказов органов государственного надзора. В этих актах указываются необходимые данные о проведении мероприятия по надзору. При этом заверенная печатью копия распоряжения (приказа) вручается государственным инспектором труда руководителю или его представителю либо индивидуальному предпринимателю
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 14 данного закона (в части отсутствия распоряжения о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, обязательных требований, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом.
В соответствии с п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, недопускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В судебном заседании установлено, что в материалах дела об административном правонарушении в отношении ООО «Тепловик» по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, предоставленных Государственной инспекцией труда в Амурской области с сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ№ на <***> листах (л.д. 21-44) и от ДД.ММ.ГГГГ№ на <***> листах (л.д. 45-60) в прошитом и пронумерованном виде, а также представленных листах ознакомлениязащитника ООО «Тепловик» Измайловой Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42, 43), отсутствуетраспоряжение (приказ) Государственной инспекции труда в Амурской области о проведении проверки в отношении ООО «Тепловик».
В соответствии с ч. 1 ст. 20Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 20Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что Государственной инспекцией труда в Амурской области нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вследствие чего,судья приходит к выводу о том, что акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам проверки государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области в отношении ООО «Тепловик» по ч.1 ст. 5.27.1КоАП РФ,получены с нарушением закона, в связи с чем, являются не допустимыми доказательствамии не могутбыть положены в подтверждение виновности ООО «Тепловик» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитываяположения ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которых обязанность по доказыванию вины лица, привлекаемого к административном ответственности, лежит на должностном лице, производящим производство по делу об административномправонарушении, и сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, судья приходит к выводу о недоказанности вины юридического лица ООО «Тепловик» в совершении административного правонарушения,предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3).
Таким образом, судья приходит к выводу об отмене постановления начальника отдела главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тепловик»и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного изобстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ООО «Тепловик» Измайловой Е.Ю. на постановление начальника отдела главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тепловик» удовлетворить.
Постановление начальника отдела главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тепловик»отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностьюобстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке ст. 30.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья А.В. Васильченко