ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/2018 от 13.04.2018 Североморского районного суда (Мурманская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

ЗАТО г.Североморск 13 апреля 2018 года

Судья Североморского районного суда Тесля В.А. рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Североморскжилкомхоз» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Североморского судебного района от 17 января 2018 года по делу № 5-8/2018 об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Североморскжилкомхоз» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области от 17 января 2018 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Североморскжилкомхоз» (далее ООО «СЖКХ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, за невыполнение в установленный срок законных предписаний Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, т.е. органа, осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений жилищного законодательства.

На указанное постановление представителем юридического лица по доверенности подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с незаконностью выданного предписания. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что работы по ремонту кровли не относятся к текущему ремонту, а носят капитальный характер, что исключает вину управляющей организации.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «СЖКХ» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала, обосновала их. Полагала постановление подлежащим отмене в связи с незаконностью проведенной в отношении Общества проверки и выданного предписания, настаивала на незаконности требования предписания в части выполнения ремонта кровли, которая требует капитального ремонта, который управляющая организация не имеет право осуществлять самостоятельно. Свои обязанности, как управляющей организации о направлении собственнику предложения о проведении капитального ремонта кровли, Общество выполнило.

Представитель по доверенности Комитета по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Североморск ФИО2 с доводами жалобы не согласился, полагая постановление мирового судьи законным и обоснованным. Суд пояснил, что основания для проведения проверки в отношении управляющей организации и выдача предписания, осуществлялось ими в рамках предоставленных полномочий.

Заслушав представителя ООО «СЖКХ», КРГХ, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Североморского судебного района от 17 января 2018 года законным и обоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

На основании ч.1 ст.161 ЖК РФ, п.10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

При этом управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42 Правил).

В силу пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.6, 4.6.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки; промазка швов в мягкой кровле, покрытие мягких кровель мастикой с посыпкой крупным песком или устройство защитного слоя производятся по мере старения или порчи кровли.

Также установлено, что на кровлях из рулонных или мастичных материалов следует устраивать защитные покрытия в соответствии с установленными требованиями; мягкие кровли следует покрывать защитными мастиками не реже одного раза в пять лет или окрасочными составами с алюминиевой пудрой.

Управляющей организацией многоквартирного дома № 7 по ул.Агеева в н.п. Щук-озеро ЗАТО г.Североморске Мурманской области, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 (сроком действия по 31.08.2018) является ООО «СЖКХ».

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 26 сентября 2017 года и 03 октября 2017 года муниципальным жилищным инспектором – главным специалистом Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск на основании административного регламента исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля на территории ЗАТО г.Североморск, утв. Постановлением администрации ЗАТО г.Североморск № 869 от 08 июля 2016 года, приказов № 247 от 25 сентября 2017 года и № 255 от 02 октября 2017 года, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома № 7 по ул.Агеева в ЗАТО г.Североморск, по результатам которой выявлено нарушение Правил содержания общего имущества, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003, в связи с чем КРГХ и было выдано два предписания № 131 от 26 сентября 2017 года и № 136 от 03 октября 2017 года о ремонте в первом случае в срок до 20 октября 2017 года кровли в районе 3-го подъезда указанного дома, во втором случае - в срок до 25 октября 2017 года кровли в районе 2-го и 1-го подъезда, а также производствам иных работ.

В ходе проверок 26 сентября 2017 года и 03 октября 2017 года, муниципальным жилищным инспектором установлено невыполнение в установленный срок предписаний в части ремонта кровли в районе 1-го, 2-го и 3-го подъездов и 28 ноября 2017 года в отношении ООО «СЖКХ» должностным лицом органа местного самоуправления, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № 6 от 28.11.2017, предписаниями № 131 от 26 сентября 2017 года и № 136 от 03 октября 2017 года, актами контроля исполнения предписания и проверок дома 7 по ул.Агеева с фототаблицей, приказами о проведении внеплановых выездных проверок, уведомлениями о проведении проверок, заявлениями граждан и ответами с актами обследования квартиры, актом обследования технического состояния мягкой кровли многоквартирного жилого дома № 7 по ул.Агеева, обращением ООО «СЖКХ» в КРГХ о включении работ по ремонту кровли в программу капитального ремонта, о продлении сроков исполнения предписаний, ответами КРГХ от 16 и 27 октября 2017 года, сведениями из ЕГРЮЛ и устава ООО «СЖКХ», договором управления многоквартирным домом № 7 по ул.Агеева п.Щук-озеро в ЗАТО г.Североморске от 01.09.2015, положением о КРГХ с изменениями и другими доказательствами.

Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ с их оценкой суд соглашается, каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица по делу не усматривается.

При рассмотрении довода жалобы о незаконности предписания, прихожу к следующему.

Исходя из диспозиции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом, осуществляющим муниципальный контроль, при этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих муниципальный контроль, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

При этом следует отметить, что исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Таким образом, исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Из материалов дела усматривается, что предписания № 131 и № 136 вынесены уполномоченным на то должностным лицом, в пределах его компетенции (согласно положениями п.3 ч.5 ст.20 ЖК РФ, должностной инструкции муниципального жилищного инспектора), все выявленные нарушения обоснованы нормами права.

Основания для проведения КРГХ внеплановой проверки в отношения Общества как управляющей организации и выдаче предписания в рамках муниципального жилищного контроля имелись в силу положений Жилищного кодекса РФ, положения «О комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск», Закона Мурманской области от 18.12.2012 № 1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органами государственного жилищного надзора Мурманской области».

При рассмотрении доводов жалобы о том, что ремонтные работы кровли являлись не текущими, а капитальными, в связи с чем Общество, как управляющая организация не могла их проводить, прихожу к следующему.

В соответствии с Положением о Комитете по развитию городского хозяйства, договором управления многоквартирным домом от 01.09.2015, действительно зоной ответственности управляющей организации является содержание общедомового имущества и проведение текущего, а не капитального ремонта.

При этом в соответствии с договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию возложена обязанность о направлении, при необходимости, предложения о проведении капитального ремонта общего имущества.

Согласно материалам дела, ООО «СЖКХ» 5.10.2017 в адрес КРГХ действительно направило предложение о включении работ по ремонту кровельного покрытия дома 7 по ул.Агеева п.Щук-озеро в программу капитального ремонта и отмене выданных предписаний.

16 октября 2017 года Обществу сообщено, что работы по восстановлению кровли дома будут рассмотрены при формировании краткосрочного плана по капитальному ремонту на 2019 год, при этом указано, что выданные предписания должны быть выполнены в установленный в предписании срок.

Также Комитетом было отказано обществу в продлении срока исполнения предписания, о котором оно ходатайствовало 24 октября 2017 года. Как следует из ходатайств о продлении срока исполнения предписания, единственным основанием для их направления ООО «СЭКХ» послужила ссылка на большой объем работ по ремонту кровель в октябре-ноябре 2017 года.

Довод жалобы о том, что выявленные нарушения возможно устранить только путем капитального ремонта, является необоснованным. Данная обязанность подлежала исполнению со стороны ООО «СЖКХ» как управляющей компанией в силу приведенного договора управления многоквартирным домом, приведенных требований закона в области жилищного права, Правил содержания общего имущества об обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии.

Нарушения, указанные в предписании о ремонте кровли, подлежали исполнению со стороны ООО «СЖКХ» как управляющей компанией.

Невозможность устранения нарушения и исполнения предписания в установленный срок по причинам ремонта других кровель, не могут быть приняты в качестве основания для освобождения юридического лица от ответственности. Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом предпринимались какие-либо меры, направленные на выполнение требований контролирующего органа в установленный в предписании срок, юридическим лицом не представлено.

В течение указанного срока юридическое лицо могло предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства и требований КРГХ, а в случае необходимости - обратиться в уполномоченный орган с обоснованием уважительных причин невозможности исполнения требований предписания.

Предписание органа муниципального контроля ввиду невозможности его исполнения в установленный срок не обжаловалось.

Юридическое лицо не ссылается на отсутствие у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм, как и на то, что неисполнение предписания произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом, как установлено мировым судьей и при пересмотре постановления мирового судьи, у юридического лица ООО «СЖКХ» имелась возможность для выполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, за нарушение которого ч.1 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его выполнению.

Мировым судьей верно квалифицировано деяние юридического лица – ООО «Североморскжилкомхоз» как невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Административное наказание назначено с учетом правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1., 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены.

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СЖКХ» предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ не усматриваются.

Оснований для восстановления срока на подачу жалобы не усматривается в связи с тем, что он пропущен не был. Согласно почтового уведомления, постановление по делу об административном правонарушении получено Обществом 19 марта 2018 года, жалоба на постановление принесена 27 марта 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Североморского судебного района от 17 января 2018 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Североморскжилкомхоз» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ отставить без изменения, а жалобу представителя ООО «СЖКХ» без удовлетворения.

Судья В.А. Тесля