Дело № 12-23/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Чкаловск 29 мая 2018 года
Судья Чкаловского районного суда Нижегородской области Удалова Наталия Павловна (по адресу: Нижегородская область, г.о.г.Чкаловск, <...>),
с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1, его защитника Галкиной Е.А.,
административной ответственности, должностного лица – директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 на постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды- ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
22 января 2018 года начальником Северо-Западного межрайонного отдела регионального экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды- ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1
22 января 2018 года начальником Северо-Западного межрайонного отдела регионального экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды- ФИО2 установлено, что Кузнецовское МУП ЖКХ, осуществляя деятельность по обеспечению коммунальными услугами населения и иных потребителей г.о.г.Чкаловск Нижегородской области, эксплуатирует 4 водозаборных скважины, расположенных на территории г.о.г.Чкаловск в д.Кузнецово (одна действующая, одна резервная), д.Высокая (одна скважина), д.Плясицино (одна скважина), в отсутствие лицензии на пользование недрами. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица послужила информация, поступившая из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, из которой усматривается, что в период с 13.11.2017г. по 08.12.2017г. в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ проводилась комплексная проверка, в ходе которой выявлен факт безлицензионного пользования недрами юридическим лицом.
Действия должностного лица – директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 квалифицированы по ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Должностное лицо – директор Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 с указанным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит применить при назначении наказания должностному лицу ст.4.1.1 КоАП РФ, заменив административный штраф предупреждением, либо прекратить производство по делу за малозначительностью и ограничиться устным замечанием, либо прекратить производство по делу в отношении должностного лица.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - директор Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 доводы жалобы поддержал, пояснил, что предшествующими директорами Кузнецовского МУП ЖКХ предпринимались меры на протяжении нескольких лет на получение лицензии на добычу подземных вод артезианской скважиной, что подтверждается приобщенными к делу документами. Он в должности директора юридического лица находится только с июня 2017г.
Защитник должностного лица Галкина Е.А. пояснила суду, что Кузнецовское МУП ЖКХ действует с 20 августа 1998 г., ОГРН присвоен 21 января 2003, учредителем и собственником имущества муниципального предприятия является администрация городского округа г.Чкаловск Нижегородской области (основание: выписка из ЕГРЮЛ, ст.ст. 2, 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О государственных и муниципальных предприятиях»)). По квалифицирующим признакам, содержащимся в ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ "О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Кузнецовское МУП ЖКХ относится субъектам малого и среднего бизнеса (основание: справка № 1295/18 от 18.05.2018 из Администрации городского округа г.Чкаловск Нижегородской области). Доводы заинтересованной стороны относительно того, что МУП не зарегистрирован в реестре субъектов малого и среднего бизнеса несостоятелен, так как включение юридических лиц в данный перечень носит заявительный характер. Действительно Кузнецовское МУП ЖКХ с 2003 года использует в своей хозяйственной деятельности 4 водных сооружения (водяные скважины), расположенные на территории г.о.г. Чкаловск в д. Кузнецово (одна действующая, одна резервная), одна в д. Высокая, одна в д. Плясицыно. Данные сооружения на момент проверки числились как бесхозяйное имущество на территории муниципального образования. Факт отсутствия у МУП разрешительной документации (лицензии на недропользование) не оспаривается. Однако, оформление данной разрешительной документации Кузнецовским МУП ЖКХ по объективным причинам было не возможно, данная работа ведется муниципальным предприятием с 2003 года. За период с 2003 г. по 2018 г. МУП и его должностными лицами с участием учредителя муниципального предприятия - исполнительных органов власти Чкаловского района Нижегородской области, Кузнецовской сельской администрацией, а затем администрацией городского округа г.Чкаловск Нижегородской области проделана следующая работа:
Оформлены технические паспорта на 4 водяные скважины;
ФГУГП «Волгагеология» ПРЦГМСН выдано гидрогеологическое заключение об оценке воздействия эксплуатации водозабора подземных вод Кузнецовского МУП ЖКХ в д.д. Кузнецово и Высокая Чкаловского района Нижегородской области на окружающую среду;
По обращению МУП в ГУ Центр Госсанэпиднадзора в Чкаловском районе Нижегородской области были получены санитарно-эпидемиологические заключения и необходимые к них приложения;
Соглашением «об установлении сервитута на часть земельного участка» от 25.09.2005г. между ЗАО «Арктическая Торгово-Транспортная Компания» и Кузнецовским МУП ЖКХ установлен бессрочный сервитут на земельный участок площадью 78 кв. м., на котором расположена водонапорная башня – водяная скважина № 1 (<...>);
Подготовлен план мероприятий по охране и рациональному использованию подземных вод на 2005-2006 год;
Администрацией Чкаловского района Нижегородской области вынесено Распоряжение № 262-р от 25.03.2005 г. «О формировании земельного участка у д.Кузнецово, Кузнецовская с/а;
Вместе с заявкой в Региональное агентство по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (вх. № 596 от 10.06.2005 г.) подготовлены иные документы для оформления лицензии на использование подземных вод из существующих скважин МУП. Однако документы были возвращены в МУП без рассмотрения в ноябре 2005 г., в выдаче лицензии было Кузнецовскому МУП ЖКХ было отказано по причине отсутствия документов на земельный участок по скважине № 1, по скважине № 2, отсутствия согласованного проекта санитарно-защитной зоны (из-за необходимой вокруг водяной скважины необходимой площади земельного участка под санитарно-защитную зону).
Далее, должностные лица Кузнецовского МУП ЖКХ, в том числе и ФИО1, неоднократно обращались в исполнительные органы власти муниципального образования (к учредителю МУП – администрация городского округа г.Чкаловск Нижегородской области) по вопросу оформления водяных скважин надлежащим образом, так как на момент проверки в 2017 г. те пребывали в статусе бесхозяйного имущества на территории муниципального образования, а также по вопросу выделения и оформления под водяными скважинами земельных участков и отведения и оформления земельных участков для оформления санитарно-защитной зоны у водных подземных источников (скважин) (основание: письмо МУП № 324 от 22.07.2016 г., письмо МУП № 08 от 18.01.2018 г., письмо МУП № 81 от 21.03.2018, письмо МУ № 144 от 26.04.2018 г., письмо МУП № 168 от 10.05.2018 г.).
От учредителя и собственника муниципального имущества в ответ на ранее направленные письма поступил ответ о закреплении имущества № 489-10/18 от 19.02.2018 г. Таким образом, доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, относительно бездействия должностного лица Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 считаем не состоятельными. Просит обратить внимание суда, что в течение многих лет Кузнецовское МУП ЖКХ исправно платит водный налог. Предприятие своевременно сдает статистическую отчетность по форме 2-ТП (водхоз), в которой отражено что МУП не превышает, а наоборот снизил добычу воды из недр. Также просит обратить внимание суда, что на протяжении многих лет муниципальное предприятие обеспечивает проведение постоянного производственного контроля за качеством воды эксплуатируемого подземного водоисточника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» производит лабораторные исследования на качество воды. На протяжении нескольких лет муниципальное предприятие содержит находящиеся в пользовании водяные скважины в надлежащем виде, производит ремонт, модернизирует их оборудование. Данное оборудование необходимо для обслуживания водного источника в автоматическом режиме с соблюдением режима экономии водопотребления и энергосбережения. Просит обратить внимание суда, что отсутствие у Кузнецовского МУП ЖКХ лицензии на водопользование не наносит существенный вред охране окружающей среды, ибо доказательств причинения вреда окружающей среде, а именно недрам из-за отсутствия лицензии по недроиспользованию заинтересованная сторона не представила в материалы дела, поскольку они не выявлены были надзорными органами, также не установлен надзорными органами перерасход по добыче подземных вод МУП. Не представлены доказательства от заинтересованной стороны и не установлены ею факты деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов по причине отсутствия у Кузнецовского МУП ЖКХ лицензии на недропользование. Согласно ст. 42 Конституции РФ (ст. 42) Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ каждому гражданину РФ гарантируется право на благоприятную окружающую среду, на водообеспечение. Добыча воды и водообеспечение жителей осуществляется Кузнецовским МУП ЖКХ для избежания нарушения законных прав граждан РФ. Обращает внимание суда, что водяные скважины, используемые Кузнецовским МУП ЖКХ в д.Кузнецово, д.Высокая, д.Плясицино, – это единственные источники холодного водоснабжения для населения д.Кузнецово, д.Высокая, д.Плясицино, что составляет свыше 3-х тысяч населения городского округа г.Чкаловск.
Считает, что по формальным признакам состав административного правонарушения имеется. В виду малозначительности совершенного административного правонарушения, в виду его формального состава, отсутствия в действиях должного лица ФИО1 вины, умысла, бездействия, а также фактов причинения вреда, опасности, руководствуясь статьей 2.9. КоАП РФ, просит суд, освободить ФИО1, должностного лица (директор Кузнецовского МУП ЖКХ), от административной ответственности, вмененное по ст. 7.3 КоАП РФ.
Представитель Северо-Западного межрайонного отдела регионального экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представив письменный отзыв на жалобу должностного лица, который приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения должностного лица ФИО1, его защитника Галкиной Е.А., судья приходит к следующему.
Как следует из постановления от 22.01.2018 года ФИО1., являющемуся директором Кузнецовского МУП ЖКХ, вменено в вину нарушение требований ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), выразившееся в том, что Кузнецовское МУП ЖКХ осуществляет добычу подземных вод без лицензии на право пользования недрами, что влечет административную ответственность директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1, как должностного лица по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.7.3 КоАП РФ административным правонарушением признаётся пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Установлено, что Кузнецовское МУП ЖКХ состоит на учете в федеральном налоговом органе в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды, дополнительным- распределение пара и горячей воды, забор, очистка и распределение воды, распределение воды для питьевых и промышленных нужд. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставом Кузнецовского МУП ЖКХ.
ФИО1 с июня 2017 года является директором Кузнецовского МУП ЖКХ.
22 января 2018 года по результатам проведенной проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу должностным лицом начальником Северо-Западного межрайонного отдела регионального экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды - ФИО2, на основании поступившей информации, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1, согласно которому на момент проверки Кузнецовское МУП ЖКХ осуществлял пользование недрами - добычу подземных вод водозаборными скважинами, расположенными по адресу: д. Кузнецово (одна действующая, одна резервная), д.Высокая (одна скважина), д.Плясицино (одна скважина), в отсутствие лицензии на пользование недрами. Указанным постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды директор Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Частью 1 ст. 9 Закона о недрах определены субъекты, имеющие право на получении лицензии на право пользования недрами.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Раздел 1 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденных приказом МПР РФ от 12.09.2002 № 575, определил, что подземные воды - воды, находящиеся в подземных водных объектах. Под добычей подземных вод понимается изъятие из недр воды как природного ресурса для использования его в заданных целях.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.
Статьей 11 указанного закона и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право лица на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в целях образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
По смыслу Закона, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела усматривается, что фактически какого-либо вреда или тяжелых последствий от выявленного административного правонарушения не наступило.
Представленными ФИО1 и его защитником Галкиной Е.А. доказательствами объективно подтверждается, что должностными лицами Кузнецовского МУП ЖКХ, включая ФИО1, приняты меры по оформлению лицензии на право пользования недрами (оформлены технические паспорта на 4 водяные скважины, ФГУГП «Волгагеология» ПРЦГМСН выдано гидрогеологическое заключение об оценке воздействия эксплуатации водозабора подземных вод Кузнецовского МУП ЖКХ в д.д. Кузнецово и Высокая Чкаловского района Нижегородской области на окружающую среду, по обращению МУП в ГУ Центр Госсанэпиднадзорора в Чкаловском районе Нижегородской области были получены санитарно-эпидемиологические заключения и необходимые к них приложения, соглашением «об установлении сервитута на часть земельного участка» от 25.09.2005г. между ЗАО «Арктическая Торгово-Транспортная Компания» и Кузнецовским МУП ЖКХ установлен бессрочный сервитут на земельный участок площадью 78 кв. м., на котором расположена водонапорная башня – водяная скважина № 1 (<...>), подготовлен план мероприятий по охране и рациональному использованию подземных вод на 2005-2006 год, Администрацией Чкаловского района Нижегородской области вынесено Распоряжение № 262-р от 25.03.2005 г. «О формировании земельного участка у д.Кузнецово, Кузнецовская с/а, вместе с заявкой в Региональное агентство по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу подготовлены иные документы для оформления лицензии на использование подземных вод из существующих скважин МУП, однако заявка на получение лицензии возвращена в связи с некомплектностью представленных материалов).
При рассмотрении данного дела при оценке формального наличия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, должностным лицом не приняты во внимание степень общественной опасности совершенных директором Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 действий, все обстоятельства административного правонарушения, а также возможные последствия прекращения совершения правонарушения путем прекращения использования водозаборных скважин для добычи подземных вод.
Административное правонарушение, совершенное директором Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 не содержит какой - либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, фактически какого-либо вреда или тяжких последствий от правонарушения не наступило.
Такие обстоятельства, как невозможность прекращения эксплуатации водозаборных скважин до получения лицензии, значительные временные затраты, необходимые для сбора документов для получения лицензии, являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Доводы должностного лица и его защитника о том, что действия ФИО1, как директора Кузнецовского МУП ЖКХ, по обеспечению населения водой без лицензии, свидетельствуют о том, что он действовал в состоянии крайней необходимости, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями ст. 2.7 КоАП РФ, одним из условий, дающих основание для вывода о том, что конкретное противоправное действие лица не является административным правонарушением, является причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. Таких обстоятельства по делу не установлено.
Суд признает деяние должностного лица ФИО1 малозначительным и приходит к выводу о возможности освобождения его от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного деяния, на основании ст. 2.9 КоАП РФ, и возможности ограничиться в отношении должностного лица ФИО1 устным замечанием с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды- ФИО2 от 22 января 2018г. №01/18-Ч по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды- ФИО2 от 22 января 2018г. №01/18-Ч по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить, в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения, объявив директору Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Чкаловский районный суд в течение 10 дней со дня его получения или вручения.
Судья Н.П.Удалова