<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2020-005358-40
Дело № 12-23/2021
Р Е Ш Е Н И Е
14 января 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Шумейко Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» на постановление Главного государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 № 0041/0515/0781 от 19.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ,
У с т а н о в и л:
ПостановлениемГлавного государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 № 0041/0515/0781 от 19.11.2020АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» привлеченак административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с обоснованностью привлечения к административной ответственности, АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье»обратилось в суд с жалобой, в которой просило постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Обосновывая доводы жалобы, указывают, что проверка в отношении юридического лица проведена с 15.10.2020 по 05.11.2020. По результатам проверки составлен акт, в котором зафиксированы нарушения юридическим лицом Постановления Правительства РФ от 10.10.2020 № 1653, которое вступило в законную силу в момент проведения проверки. Утверждают, что в действиях юридического лица отсутствует вина.
Кроме того, в жалобе содержатся доводы о том, что исполнение требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1653, возложено на собственника железнодорожного подвижного состава, которым является ОАО «РЖД».
Законный представитель АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен.
В судебном заседании защитник АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», действующий на основании доверенности ФИО2, доводы жалобы поддержала в полном объеме. Полагают, что в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения.
Главный государственный инспектор отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Выслушав объяснение защитника, изучив материалы дела о привлечении к административной ответственности, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судья приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, перечень обстоятельств, исключающих производство по делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также в транспортных кодексах и приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» является субъектом транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о наличии у него обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и обществом в жалобе не оспаривается.
Основанием для привлечения АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» к административной ответственности послужили выявленные в ходе проведения в период с 15.10.2020 по 05.11.2020 года плановой выездной проверки УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзорафакты неисполнения обществом обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а именно:
1. В нарушение требований статьи 8 Закона № 16-ФЗ, п.п.1, ст. 10 Постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1653 транспортные средства в количестве 66 составов не оснащены следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
На основании пп.4.1.4 п.4 Договора №39/19/ЦДМВ от 24.02.2019г. аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (далее «Договор») арендодатель обязан предоставить арендатору необходимую документацию на Транспорт, а также укомплектовать Транспорт оборудованием, необходимым для обеспечения безопасности пассажирских перевозок. В данном случае арендатор не выполнил условия договора, а руководство АО «ППК «Черноземье» приняло в аренду пассажирский транспорт с нарушениями законодательства, при этом не зафиксировав это в каких либо актах и документах, и выпустило в эксплуатацию Транспорт с нарушениями.
На основании пп.4.1.21 п.4 «Договора» арендодатель обязан рассматривать запросы на установку дополнительного оборудования и письменно отвечать на них в течении 30 (тридцати) рабочих дней. Согласно пп.4.5.2 арендатор обязан вносить изменения в конструкцию Транспорта и переоборудовать Транспорт, в том числе устанавливать дополнительные устройства, по предварительному письменному согласованию с арендодателем. Руководство АО «ППК «Черноземье» запрос на установку видеонаблюдения в Транспорте в ОАО «РЖД» не направлял.
2. В нарушение требований статьи 8 Закона № 16-ФЗ, пп.21 п.6 Постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1653 отсутствует отдельное помещение или участок помещения для управления техническими средствами и (или) силами обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств), в том числе оснащенного средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, экипажем транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.4 КоАП РФ суду предоставлены: предписание о проведении проверки от 05.11.2020, акт проверки № 36ОП-069 от 05.11.2020, протокол № 0041/0515/0781 от 19.11.2020, постановление № 0041/0515/0781 от 19.11.2020.
Обосновывая незаконность привлечения к административной ответственности, защитник указывает на отсутствие вины в действиях АО «ППК «Черноземье».
Статья 2.10 КоАП РФ предусматривает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в деяниях юридического лица АО «ППК «Черноземье» состава вменяемого административного правонарушения в связи со следующим.
По смыслу статей 2, 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
На основании имеющихся в материалах дела предписания о проведении проверки, акт проверки, протокола № 0041/0515/0781 от 19.11.2020, постановления усматривается, что АО «ППК «Черноземье» вменяется в вину нарушение требований статьи 8 Закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п.1 п. 10, п.п. 21 п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1653 "Об утверждении требований пообеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно подп. 1 п. 10 Постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1653 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаныоснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности:
средства видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива);
средства видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях;
средства оповещения и связи;
средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Согласно п.п. 21 п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1653субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны, в том числе, обеспечить при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) более одного транспортного средства создание пункта (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности (отдельного помещения или участка помещения для управления техническими средствами и (или) силами обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств), в том числе оснащенного средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, экипажем транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства. Информация об их создании и функционировании подлежит отражению в паспорте транспортного средства.
В соответствии с пп. 8 п. 6 постановления Правительства от 10.10.2020 № 1653 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) обязаны реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств (с учетом того, что постановление вступило в силу с 23 октября 2020 г., до 23 ноября 2021 г.), а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований - со дня введения их в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 1.3. ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007 паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Таким образом, паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства должен быть разработан в течение месяца, начиная с 23 октября 2020 г., но не позднее 23 ноября 2020 г.
При оценке доводов защитника, судья принимает во внимание, что Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1653 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.10.2020, в "Собрание законодательства РФ", 19.10.2020, N 42 (часть III), ст. 6618.
Начало действия документа - 23.10.2020.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на момент начала проведения проверки, указанный нормативный акт еще даже не был опубликован, не вступил в законную силу, а, следовательно, соблюдение требований указанного акта не могло быть предметом проверки.
Вступление нормативного акта в законную силу в момент проведения проверки, не позволяет утверждать о наличии виды в действиях юридического лица, так как у юридического лица реально отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность и данным юридическим лицом не могли быть приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, так как на момент начала проведения проверки нормативный акт, даже не был опубликован.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установленные по делу обстоятельства позволяют судье прийти к выводу о том, что в действиях АО «ППК «Черноземье» отсутствует вина, а, следовательно, отсутствует состав вменяемого правонарушения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
По указанным основаниям постановление Главного государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 № 0041/0515/0781 от 19.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного юридического лица подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» удовлетворить.
Постановление Главного государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 № 0041/0515/0781 от 19.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2020-005358-40
Дело № 12-23/2021