Дело об административных правонарушениях № 12-23/2021
09RS0009-01-2021-000664-07
Решение
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
16 августа 2021 года а. Адыге-Хабль, КЧР
Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Калмыкова А.А.,
при секретаре Мижевой А.К.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года начальник РЭС по Адыге-Хабльскому району ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Так, Кавказским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ года в 15-00 часов при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения АО «Газпром газораспределение Черкесск», Сеть газоснабжения Адыге-Хабльского района требований в области промышленной безопасности, было установлено, что в АО «Газпром газораспределения Черкесск» на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения Адыге-Хабльского района, в том числе межпоселковая» III класса опасности не организован производственный контроль по разработке мер направленных на улучшение состояние промышленной безопасности в части предупреждения аварий и инцидентов при ежедневной проверке состояния охранной зоны подземного стального межпоселкового газопровода высокого давления от АГРС «Адыге-Хабль»; АО «Газпром газораспределение Черкесск» не выполняет регламенты работы по мониторингу, технического состояния сетей газораспределения обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии: при проверки состояния охранных зон газопроводов не указывается отсутствие на опознавательных знаках обозначающих трассу подземного газопровода обозначений глубины его заложения и телефона аварийно-диспетчерской службы (подводящий газопровод к а. Апсуа, межпоселковый газопровод от АГРС п. Эркен-Шахар до с. Спарта); при техническом осмотре газопроводов не проверяется состояние сооружений и технических устройств надземной установки (опоры под газопровод), вибраций и необходимости окраски газопроводов (подводящий газопровод к а.Апсуа, межпоселковый газопровод от АГРС п. Эркен-Шахар до с.Спарта) АО «Газпром газораспределение Черкесск» при техническом обслуживании газопроводов не проводит работы по устранению следующих нарушений условий безопасной эксплуатации газопроводов, выявленных при проведении их технического осмотра и проверки состояния охранных зон, а именно: не восстанавливаются на опознавательных знаках обозначающих трассу подземного газопровода обозначения глубины его заложения и телефона аварийно-диспетчерской службы (подводящий газопровод к а Апсуа, межпоселковый газопровод от АГРС п. Эркен-Шахар до с. Спарта); не восстанавливаются опоры под газопровод в соответствии с проектной документацией и окраска надземных газопроводов (подводящий газопровод к а.Апсуа, межпоселковый газопровод от АГРС п. Эркен-Шахар до с. Спарта). Не устраняется вибрация газопровода к а. Апсуа.
В маршрутной карте по а. Адыге-Хабль маршрут №1 (подводящий стальной подземный газопровод к ГРП №14) не указаны контрольные трубки. Таким образом, ФИО1 своими действиями (бездействием) нарушил требования Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил охраны газораспределительных сетей утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878; ФНП области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»; ГОСТ Р 54983-2012. В связи с чем был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.
Начальник Адыге-Хабльского РЭС ФИО1, не согласившись с указанным постановлением обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что не согласен с постановлением по следующим основаниям. Согласно ст.2 Федерального закона 31.03.1999 года N 69-ФЗ «O газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Названная статья также содержит понятие охранной зоны объектов системы газоснабжения, которая представляет собой территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения. В Правилах охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878 определен порядок производства работ в охранных зонах газораспределительных сетей. B силу п.6 Правил №878 любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций. В частности, п.16 Правил №878 установлено, что хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14-15 Правил №878, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного организации газораспределительных сетей разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей. В случае необходимости производства в охранной зоне земляных работ лицо обязано получить разрешение на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети, которое должно содержать информацию о характере опасных производственных факторов, расположении трассы газопровода, условиях, в которых будут производиться работы, мерах предосторожности, наличии и содержании инструкций, которыми необходимо руководствоваться при выполнении конкретных видов работ (п.22 Правил № 878). Согласно п.23 Правил №878 лица, имеющие намерение производить работы в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны не менее чем за три рабочих дня начала работ пригласить представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети на место производства работ. Эксплуатационная организация обязана обеспечить своевременную явку своего представителя к месту производства работ для указания трассы газопровода и осуществления контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности газораспределительной сети. Производство работ в этих условиях следует осуществлять непосредственным наблюдением руководителя работ, а в охранной действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации. Пунктом 6.2.3. ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (далее ГОСТ Р 54983-2012) предусмотрена периодичность проверки состояния охранных зон газопроводов, которая устанавливается эксплуатационной организацией самостоятельно с учетом плотности застройки территории, гидрогеологических условий эксплуатации и прокладки газопроводов, но не реже сроков проведения технического осмотра газопроводов. Ежедневная проверка состояния охранных зон предусмотрена при выполнении работ в охранных зонах, а также в период паводка, в местах переходов через водные преграды и овраги.
Графики проверки охранных зон газопроводов разрабатываются и утверждаются в установленном АО «Газпром газораспределение Черкесск» ежегодно. Согласно графику технического обслуживания уличных, межпоселковых газопроводов (обход трасс) и сооружений на них в <адрес> на 2021 год проверка охранных зон запланирована на апрель, июнь, декабрь 2021 года. АО «Газпром газораспределение Черкесск» не было уведомлено о начале производства строительно-монтажных работ в охранной зоне подземного стального межпоселкового газопровода высокого давления от АГРС «Адыге-Хабль» до ГРП №1 с. Садовое, данные работы не планировались. Данное обстоятельство подтверждается протоколами опроса должностных лиц участка ДРСУ №1 филиала ООО «Дорснаб» и журналом производства работ №2 по «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный - Махачкала- граница с Азербайджанской Республикой подъезд к г. Черкесск на участке км. 37+000 - км. 51+000 Карачаево-Черкесская Республика». Таким образом, оснований для проведения ежедневной проверки состояния охранной зоны не имелось. По второму пункту - согласно пункту 6.2.1. ГОСТ Р 54983-2012 регламентные работы по мониторингу технического состояния газопроводов включают в себя, в том числе: проверку состояния охранных зон газопроводов, технический осмотр (осмотр технического состояния) подземных надземных газопроводов. Данные регламентные работы осуществляются согласно графику технического обслуживания уличных межпоселковых газопроводов (обход трасс) и сооружений на них. Пункт 6.2.2 ГОСТ Р 54983-2012 регламентирует объем выполняемой проверки состояния охранных зон газопроводов должна проводиться путем визуального осмотра относящихся к ним земельных участков с целью выявления: утечек газа газопроводов по внешним признакам: пожелтению растительности на трассе, появлению пузырей на поверхности воды, запаху одоранта, шипению газа, появлению бурых пятен на снегу и др. нарушения ограничений, установленных[14]; нарушения условий выполнения сторонними органами земляных и строительных работ, установленных выданными эксплуатационной организацией разрешениями производство работ или несанкционированного выполнения этих нарушений состояния грунта на трассе подземного газопровода вследствие его работ: нарушения состояния грунта на трассе подземного газопровода вследствие его просадки, обрушения, эрозии, размыва паводковыми или дождевыми водами. Указание на отсутствие недостающей информации на опознавательных знаках, обозначающих трассу подземного газопровода, не входит в перечень объема выполняемой проверки состояния охранных зон газопровода.
В таблице 1 пункта 6.2.7 ГОСТ Р 54983-2012 приведены сроки проведения технических осмотров газопроводов. Для стальных надземных газопроводов со сроком службы свыше 15 лет сроки проведения технических осмотров на незастроенной территории поселений и вне поселений 1 раз в год. Доказательства стороны Управления отсутствия проверки состояния сооружений и технических устройств надземной установки (опоры под газопровод), вибраций и необходимости окраски газопроводов отсутствуют. По третьему пункту вменяемого административного правонарушения не согласен по следующим основаниям: техническое обслуживание газопроводов осуществляется согласно ежегодному графику, утвержденному в AO «Газпром газораспределение Чepкесск». Восстановление недостающей информация на опознавательных знаках, обозначающих трассу подземного газопровода, не входит в перечень работ при техническом обслуживании газопровода, восстановление опоры под газопроводом и окраска надземного газопровода осуществляется во время проведения технического обслуживания согласно графика. Таким образом, Обществом осуществляется необходимые регламентные работы по мониторингу технического состояния сетей газораспределения согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также принимаются меры, направленные на снижение уровня аварийности на опасных производственных объектах. По четвертому пункту -в маршрутной карте №1 а. Адиль-Халк указано наличие 5 контрольных трубок, но на самой схеме не обозначено их местоположение. Вышеуказанный маршрут составлен 15.07.2019 года мастером УЭГС и ГРП, проверен заместителем начальника, утверждена начальником РЭС по Адыге-Хабльскому району. Таким образом, обязанность составления и проверки правильности нанесения на маршрут контрольных трубок лежала на других должностных лицах. С учетом отсутствия события административного правонарушения, в соответствие с п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ просил производство по делу об административном правонарушении прекратить, а постановление -отменить.
Представитель отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и дате рассмотрения жалобы ФИО1 уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.
Заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.
Руководствуясь положениями ст.25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст.9.1 КоАП РФ установлено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, а также истребованного судом административного материала, следует, что должностными лицами Кавказского управления Ростехнадзора на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ года № __№__ проведена внеплановая выездная проверка АО «Газпром газораспределение Черкесск», в результате которой выявлены нарушения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, а именно: на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения Адыге-Хабльского района, в том числе межпоселковая» III класса опасности не организован производственный контроль по разработке мер направленных на улучшение состояние промышленной безопасности в части предупреждения аварий и инцидентов при ежедневной проверке состояния охранной зоны подземного стального межпоселкового газопровода высокого давления от АГРС «Адыге-Хабль»; не выполняются регламенты работы по мониторингу, технического состояния сетей газораспределения обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии: в охранных зонах газопроводов к а. Апсуа, межпоселковый газопровод от АГРС п. Эркен-Шахар до с. Спарта - не указано на опознавательных знаках обозначающих трассу подземного газопровода обозначений глубины его заложения и телефона аварийно-диспетчерской службы; на подводящем газопроводе к а.Апсуа, межпоселковом газопроводе от АГРС п. Эркен-Шахар до с.Спарта - при техническом осмотре газопроводов не проверяется состояние сооружений и технических устройств надземной установки (опоры под газопровод), вибраций и необходимости окраски. При техническом обслуживании газопроводов не проведены работы по устранению нарушений условий безопасной эксплуатации газопроводов, выявленных при проведении технического осмотра и проверки состояния охранных зон: не восстанавливаются на опознавательных знаках обозначающих трассу подземного газопровода обозначения глубины его заложения и телефона аварийно-диспетчерской службы (подводящий газопровод к а Апсуа, межпоселковый газопровод от АГРС п. Эркен-Шахар до с. Спарта); не восстанавливаются опоры под газопровод в соответствии с проектной документацией и окраска надземных газопроводов (подводящий газопровод к а. Апсуа, межпоселковый газопровод от АГРС п. Эркен-Шахар до с. Спарта). Не устраняется вибрация газопровода к а. Апсуа. В маршрутной карте по а.Адыге-Хабль маршрут №1 (подводящий стальной подземный газопровод к ГРП №14) не указаны контрольные трубки.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ года внеплановая проверка была согласована с первым заместителем прокурора КЧР.
ДД.ММ.ГГГГ года по результатам проверки составлен акт проверки, в соответствии с которой должностным лицом - начальником Адыге-Хабльской РЭС нарушены требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года, п.8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, ФНП области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»; ГОСТ Р 54983-2012, п.2.3 должностной инструкции начальника службы РЭС по Адыге-Хабльскому району.
Так в соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с п.6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.
В силу пп. «а», «г» п.6 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 года №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» основными задачами производственного контроля являются обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
ДД.ММ.ГГГГ года по факту выявленных нарушений должностным лицом Ростехнадзора в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, на основании которого постановлением старшего государственного инспектора начальник Адыге-Хабльского РЭС ФИО1 привлечен к административной ответственности.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, заявлением о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, решением о согласовании от ДД.ММ.ГГГГ года, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, предписанием __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года, уведомлением о времени и месте составления протокола, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
При решении вопроса о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФИО1 были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у начальника Адыге-Хабльской РЭС имелась, доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены.
В связи с этим доводы жалобы ФИО1 нахожу не состоятельными.
Таким образом, при разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО1
Вопреки доводам жалобы, факт совершения указанного правонарушения объективно подтверждается вышеперечисленными доказательствами, составленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, уполномоченными лицами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
Постановление по настоящему делу соответствует требованиям КоАП РФ.
ФИО1 назначено административное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на должностное лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что судебное постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление старшего государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики.
Судья
Адыге-Хабльского районного суда КЧР Калмыкова А.А