Дело №12-23/2021
УИД 44МS0026-01-2020-002288-13
Р Е Ш Е Н И Е
г.Мантурово 18 февраля 2021 года
Судья Мантуровского районного суда Костромской области Громова С.А.,
рассмотрев протест Мантуровского межрайонного прокурора на постановление мирового судьи судебного участка № 26 Мантуровского судебного района Костромской области от 20 января 2021 года, о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.5.43 КоАП РФ в отношении непубличного акционерного общества «Свеза Мантурово»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Мантуровского судебного района Костромской области от 20 января 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.43 КоАП РФ в отношении непубличного акционерного общества «Свеза Мантурово» (далее по тексту НАО «Свеза Мантурово») прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 26 Мантуровского судебного района Костромской области от 22 января 2021 года, дело об административном правонарушении по ст.5.43 КоАП РФ направить на новое рассмотрение. В обоснование протеста указал, что согласно ст.7 ФЗ от 29.12.2017г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области организации дорожного движения, к которым, в частности, относится ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. В соответствии с ч.7, 8 ст.12 указанного закона, реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территории муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности. Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в том числе, уполномоченным органом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.9 ст. 12 ФЗ от 29.12.2017 № 443-ФЗ). НАО «Свеза Мантурово» является полным правопреемником ОАО «Мантуровский фанерный комбинат» и собственником земельного участка с кадастровым номером [№] площадью 253597,98+/-176,25 кв.м., виды разрешенного использования: для размещения производственных зданий, строений, сооружений(производственная база), для иного использования, в том числе, земельный участок имеет твердое покрытие, нанесена разметка и используется для размещения легковых автомобилей, на двух парковочных местах нанесена разметка «Инвалид». Запрещающие для проезда автомобилей знаки и автоматические устройства на указанной стоянке отсутствуют. Выпуск персонального (личного) пропуска для ее использования не требуется. В силу ст.15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников), в числе прочего условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям). Не принятие мер по соблюдению данных требований, влечет за собой нарушение прав незащищенных категорий граждан.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ларионова Е.А. протест поддержала по изложенным в нем доводам.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении НАО «Свеза Мантурово» ходатайствовало о рассмотрении протеста прокурора в отсутствие представителя НАО «Свеза Мантурово».
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ об административных правонарушениях дело в полном объеме, выслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, нахожу протест не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 5.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.
Статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года N 1425-ст утвержден "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2019).
Согласно п. 5.7.5 ГОСТ Р 52289-2019 Знак 6.4 "Парковка (парковочное место)" применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов.
Табличку 8.17 "Инвалиды" применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид" (5.9.24 ГОСТ Р 52289-2019).
Согласно ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Мантуровского района 20.10.2020г. в период с 21.10.2020г. по 02.11.2020г. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов в деятельности НАО «Свеза Мантурово», расположенного по адресу: <...>. Согласно акту проверки от 21.10.2020г. установлено, что на земельных участках, смежных с административными зданиями НАО «Свеза Мантурово», расположенных на ул. Матросова г. Мантурово имеется два участка, предназначенных для стоянки транспортных средств. Одна стоянка, расположенная слева от входа в основное административное здание организации используется для парковки легкового автотранспорта(с асфальтным покрытием). На твердом покрытии имеется разметка, обозначающая места парковки для лиц, относящихся к категории «Инвалид». Разметка нанесена белой краской. Для парковки лиц обозначенной категории граждан обозначено два парковочных места. Вторая стоянка, расположенная справа от проходной на территорию к производственным цехам, имеет грунтовое покрытие и предусмотрена для парковки грузового автотранспорта, о чем свидетельствует размещенная вблизи проезжей части схема парковки грузового автотранспорта. Знак «Инвалиды» на вышеуказанных парковках отсутствует(л.д.8,9).
По результатам указанной проверки 02 ноября 2020 Мантуровским межрайонным прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.43 КоАП РФ, в отношении НАО «Свеза Мантурово» в связи с нарушением юридическим лицом требований законодательства, предусматривающий выделение на автомобильных стоянках мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат достаточных и убедительных доказательств наличия в спорном месте автомобильной парковки, организованной и эксплуатируемой НАО «Свеза Мантурово» на выделенном либо принадлежащем данному юридическому лицу земельном участке.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" парковка общего пользования - парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц.
При размещении парковок общего пользования на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть предусмотрены парковки общего пользования для грузовых транспортных средств, автобусов и легковых автомобилей в количестве, соответствующем потребности, определенной в документации по организации дорожного движения. Реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности. Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченным органом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6,7,8,9 ст.12 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ).
В силу подп. 3 п.1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Согласно схеме организации дорожного движения на ул. Матросова г. Мантурово, утвержденной постановлением администрации городского округа город Мантурово от 01 июня 2017 года №130 «Об утверждении проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, расположенных на территории городского округа город Мантурово Костромской области» на территории, прилегающей к НАО «Свеза Мантурово», установка дорожного знака «Парковка» с табличкой «Инвалиды» не предусмотрена(л.д.59-62). Доказательств, того, что в указанную схему вносились изменения в суд не представлено.
Схемы организации дорожного движения, где обозначены места парковок, в открытом доступе не имеется, реестр парковок отсутствует.
Мировым судьей в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в результате анализа материалов предоставленных Мантуровской межрайонной прокуратурой и НАО «Свеза Мантурово» установлено, что НАО «Свеза Мантурово» является полным правопреемником ОАО «Мантуровский фанерный комбинат» и собственником земельный участок площадью 253597,98+/-176,25 кадастровый [№]. Вид разрешенного использования: для размещения производственных зданий, строений, сооружений(производственная база), для иного использования.
Согласно представленных документов, из данного земельного участка территория для создания стоянки(парковки) легковых автомобилей не выделена.
Обозначение мест парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, нанесение соответствующей разметки не могут свидетельствовать о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого ему правонарушения.
Согласно п. 2.3 Устава НАО «Свеза Мантурово», основным видом деятельности которого является производство шпона, фанеры, плит, панелей(л.д.23-35).
Согласно положения ПО-СМ-ОББ-002-001 «О пропускном и внутриобъектовом режимах НАО «Свеза Мантурово», на предприятии действует пропускной и внутриобъектовый режимы, что исключает нахождение на территории предприятия посторонних физических лиц и проезд транспортных средств(л.д.77-123).
Исходя из изложенного, НАО «Свеза Мантурово» не является в понимании ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» объектом социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, на его территории не расположены спортивные организации, организации культуры и иные организации, куда можно иметь возможность беспрепятственного прохода или проезда.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении НАО «Свеза Мантурово» рассмотрено с соблюдением требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях НАО «Свеза Мантурово» события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.43 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доводы протеста прокурора сводятся к несогласию с выводами суда, субъективной переоценке установленных судом обстоятельств и не могут являться достаточным основанием для отмены обжалуемого постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения протеста Мантуровского межрайонного прокурора не усматривается.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №26 Мантуровского судебного района Костромской области №5-2/2021 от 20 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.43 КоАП РФ в отношении непубличного акционерного общества «Свеза Мантурово» оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.
Судья: С.А. Громова