ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/2021 от 25.05.2021 Дзержинского районного суда (Калужская область)

Дело

40RS0-68

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Дзержинского районного суда <адрес> Каинова Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «Центр психологической помощи» ФИО2 на постановление главного государственного инспектора Дзержинского, Юхновского, Износковского, Медынского и <адрес>ов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Центр психологической помощи»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора Дзержинского, Юхновского, Износковского, Медынского и <адрес>ов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр психологической помощи» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением генеральным директором ООО «Центр психологической помощи» подана жалоба, в которой он просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование жалобы указывает, что отсутствовали законные основания для проведения проверки, решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ получено от сотрудников прокуратуры только ДД.ММ.ГГГГ, из решения прокуратуры не следует являлась проверка плановой или вне плановой. ООО «Центр психологической помощи» является субъектом малого и среднего предпринимательства с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура должна исключить проверки малого бизнеса из сводного плана на 2021 год. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проверке подлежал жилой дом, однако указанные нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на которые ссылается административный орган не попадают под действие указанного Закона. К участию в деле не привлечен собственник жилого дома, без участия которого не возможно было проводить проверку. В постановлении по делу об административном правонарушении, указано, что правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ, то есть срок составления административного протокола в отношении ООО «Центр психологической помощи» истек и привлечение общества к административной ответственности незаконно.

В судебном заседании защитник ООО «Центр психологической помощи» ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объёме.

Должностное лицо – государственный инспектор Дзержинского, Юхновского, Износковского, Медынского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Помощник прокурора <адрес>ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. В судебном заседании пояснила, что основанием проведения проверки являлась информация начальника ГУ МЧС по <адрес> и решение прокуратуры <адрес> о проведение проверки в данном обществе. На момент проведения проверки было выявлено, что в ООО «Центр психологической помощи» находилось на круглосуточном проживании 22 человека.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного названным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).

Из материалов дела следует, что на основании поручения прокуратуры <адрес>ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> в Дзержинском, Юхновском, <адрес>х, а также специалиста ОНД Дзержинского, Юхновского, Износковского, Медынского и <адрес>ов проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, санитарные нормы и правила ООО Центр психологической помощи», осуществляющего деятельность по реабилитации наркозависимых лиц с представлением услуг по проживанию, по адресу: <адрес>, д. Камельгино, <адрес> А.

В ходе проверки установлено, что ООО «Центр психологической помощи» нарушило требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормативных документов по пожарной безопасности, а именно:

- в нарушение п. 16н Правил противопожарного режима в Российской Федерации жилой дом по адресу: <адрес>, д.Камельгино, <адрес> А эксплуатируется после фактического изменения класса функциональной опасности здания, не отвечающий требованиям нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;

- превышено максимальное количество этажей здания (ст.4, ст.6, ст.87 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.7.1 табл. 6.9 Свода правил СП 2.13130.2020);

- отсутствуют вторые эвакуационные выходы со 2 и 3 этажей здания (ст.4, ст.6, ст.53, ст.89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.9 Свода правил СП 1.13130.2020);

- здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, с обеспечением подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала и дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ст.4, ст.6, ч.2 ст.54, ч.7 ст.83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приложение А п.А.4, табл.1 п.9 Свода правил СП 5.13130.2009);

- здание не оборудовано системой оповещения людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности (ст.4, ст.6, ч.2 ст.54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7, табл.2 п.4 Свода правил СП 3.13130.2009);

- здание не имеет источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1 ст.62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- на путях эвакуации со 2 и 3 этажей здания допущено устройство криволинейных ступеней в пределах марша лестницы (ст.4, ст.6, ст.53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.6 Свода правил СП 1.13130.2020);

- в отношении здания руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил противопожарного режима в Российской Федерации, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанном здании (п.2 ППР);

- работники организации допущены к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ППР);

- обслуживающий персонал организации не обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (п.6 ППР);

- допущена отделка горючими материалами (деревянными отделочными материалами типа блок-хаус, имитация бруса) стен и потолков на путях эвакуации, а также в спальных помещениях. На объекте не хранится документация, подтверждающая показатели пожарной опасности примененных отделочных материалов (ч.6, ч.7, ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 25 ППР);

- для объекта защиты, для которого установлен особый режим содержания помещений (охраны обеспечения безопасности), не обеспечивается автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану (п.26 ППР);

- руководителем организации не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих, в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы (п.36 ППР);

- не обеспечено ознакомление (под подпись) пребывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. В номерах и на этажах здания не вывешены планы эвакуации на случай пожара (п.84 ППР);

- не обеспечено размещение на каждом этаже здания не менее двух огнетушителей (п.400 ППР).

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО «Центр психологической помощи» протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности, установленной указанной нормой.

Факт совершения ООО «Центр психологической помощи» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность в совершении указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому и.о. заместителя прокурора <адрес>ФИО6 по поручению прокуратуры <адрес> решено провести проверку деятельности ООО «Центр психологической помощи» по исполнению требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, санитарные нормы и правила; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Центр психологической помощи», согласно которому ООО «Центр психологической помощи» осуществляет свою деятельность в трех этажном индивидуальном жилом доме, на момент проверки здание оборудовано для круглосуточного размещения до 26 человек, без учета работников организации, индивидуальный жилой дом используется для осуществления коммерческой деятельности, в ходе проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Центр психологической помощи» от ДД.ММ.ГГГГ; Уставом ООО «Центр психологической помощи»; объяснением генерального директора ООО «Центр психологической помощи» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он пояснил, что ООО «Центр психологической помощи» занимается социальной адаптацией и реабилитацией людей по адресу: <адрес>, д. Камельгино, <адрес> А, в реабилитационном центре круглосуточного пребывания расположены 4 спальни на 26 спальных мест, реабилитируемые территорию центра практически не покидают; договором аренды жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Центр психологической помощи» в бессрочное пользование предоставлен жилой дом с земельным участком общей площадью 1123,8 кв.м. по адресу: <адрес>, д. Камельгино, <адрес> А.

Оснований не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется, поэтому судья признает их достоверными, допустимыми и в целом достаточными для установления виновности ООО «Центр психологической помощи» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «Центр психологической помощи» правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 статьи 21 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В силу пункта 3 статьи 21 вышеуказанного закона о проведении проверки прокурором или его заместителем принимается решение, которое не позднее дня начала проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации). В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В связи с чем, доводы жалобы о том, что отсутствовали законные основания для проведения проверки, решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ получено от сотрудников прокуратуры в этот же день и из данного решения не следует, что проверка является плановой или вне плановой, подлежит отклонению, поскольку как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> принято решение о проведении в отношении ООО «Центр психологической помощи» проверки исполнения требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, санитарные нормы и правила, с указанием срока, целей, оснований и предмета проверки. ООО «Центр психологической помощи» о проведении проверки был уведомлен.

В соответствии со Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в связи с чем довод жалобы о том, что к участию в деле не привлечен собственник жилого дома, без участия которого не возможно было проводить проверку является необоснованным.

В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что несущественными являются такие недостатки протокола (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Таким образом, само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на что ссылается сторона защиты, не являются основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным и не влияет на его доказательственную оценку.

Постановление о привлечении ООО «Центр психологической помощи» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Виновному лицу назначено наказание в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора Дзержинского, Юхновского, Износковского, Медынского и <адрес>ов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Центр психологической помощи» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Калужского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Л.Н.Каинова

Копия верна: Судья Дзержинского районного суда Л.Н.Каинова