ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/2021 от 26.07.2021 Илекского районного суда (Оренбургская область)

дело № 12-23/2021

Р Е Ш Е Н И Е

26 июля 2021 года село Илек

Илекского района

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего — судьи Турмухамбетова М.Т.,

при секретаре судебного заседания Томяк Я.А.,

с участием должностного лица - начальника ОНД и ПР по Ташлинскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области - главного государственного инспектора Ташлинского и Илекского районов по пожарному надзору ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 на постановление начальника ОНД и ПР по Ташлинскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области- главного государственного инспектора Ташлинского и Илекского районов по пожарному надзору ФИО1 от 6 июля 2021 года № 101 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области (далее МБДОУ детский сад «Солнышко») – ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника ОНД и ПР по Ташлинскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области- главного государственного инспектора Ташлинского и Илекского районов по пожарному надзору ФИО1 от 6 июля 2021 года №101 должностное лицо- заведующая МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заведующая МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 обратилась в Илекский районный суд Оренбургской области с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, поскольку при вынесении постановления ей вменено совершение административного правонарушения, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима. Вместе с тем, изложенные в постановлении должностного лица нарушения требований пожарной безопасности каким-либо образом не связаны с несоблюдением дополнительных требований пожарной безопасности, установленных в период особого противопожарного режима. Считает, что нарушение требований пожарной безопасности, допущенные ею, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, а не ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, как ей вменено. В связи с этим просила постановление от 6 июля 2021 года, вынесенное в отношении неё отменить и производство по делу прекратить.

В судебное заседание заведующая МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие.

Начальник ОНД и ПР по Ташлинскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области - главный государственный инспектор Ташлинского и Илекского районов по пожарному надзору ФИО1 в судебном заседании пояснил, что постановление от 6 июля 2021 года является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу не имеется. При назначении наказания заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 были учтены все обстоятельства и назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном для должностных лиц. Полагал, что оснований для переквалификации с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, также не имеется.

Выслушав объяснения должностного лица, чьё постановление обжалуется, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. 6, ч. 6.1 и ч. 7 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут в отношении должностного лица наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение юридическими лицами и должностными лицами правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. ст. 1, 20, 30 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 13 мая 2021 года №340-пп «Об установлении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» на территории Оренбургской области установлен особый противопожарный режим.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 июня 2021 года начальником ОНД и ПР по Ташлинскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области - главным государственным инспектором Ташлинского и Илекского районов по пожарному надзору ФИО1 была проведена плановая выездная проверка соблюдения МБДОУ детский сад «Солнышко» законодательства о пожарной безопасности.

По результатам проверки установлено, что в здании МБДОУ детский сад «Солнышко», выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, а именно:

- направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, (ППР в РФ п. 48);

- руководитель организации допустил загромождение эвакуационного пути (общий коридор) на первом здания (шкафчики для раздевания, санузлы, информационные стенды ), (ППР в РФ п. 16 «Ж»; п. 27 «Б»);

- на пути эвакуаций допускается устройство лестницы высотой более 45 см без ограждения с перилами высотой не менее 1,2 м. (музыкальный зал), (ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3; п. 4.3.5 СП 1.13130);.

- музыкальный зал не обеспечены требуемым количеством эвакуационных выходов (двумя выходами) (ст. 4, ст. 6, ст. 89, 123-Ф3; п. 6.9*, 6.12*, СНиП 21-01-97*; п.5.13 СП 1.13130; п..4.1, п.4.5 СНиП II-А.5-70*);

- высота ограждения поручней лестниц здания детского сада (наружные) используемые детьми, выполнена менее 1,2 м (факт. 0,8 - 0,87) (ч3 ст.4, п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.08г. №123-Ф3; СП 1.13130 п. 4.3.5);

- противопожарное расстояние между зданием детского сада и деревянными беседками выполнен менее 15 метров (фактически - 8,3 и 12,3м). (Федерального закона от 22.07.2008 №123 - ФЗ ст. 4, 6, 88; СП 4.13130 п. 4.15 табл. 1);

- группы (спальные помещения и игровые предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек) не обеспечены требуемым количеством эвакуационных выходов (двумя выходами) (ст. 4, ст. 6, ст. 89, 123-Ф3; п. 6.9*, 6.12*, СНиП 21-01-97*; п.5.1.3 СП 1.13130; п..4.1, п.4.5 СНиП II-А.5-70*);

- на полу на пути эвакуации возле эвакуационного выхода, допускаются перепады высот менее 45 см. В месте перепада высоты не предусмотрен пандус с уклоном не более 1:6. (Основание: Федеральный закон от 22.07.2008 г. ) №123-ФЗ ст. 4, ст. 6, ст. 89; СП 1.13130 п. 4.3.5);

- покрытие потолка в тамбуре эвакуационного выхода на пути эвакуации выполнено горючими материалами (деревянный), с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2, РП1, (класс пожарной опасности - КМ1) (Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ ст. 4, ст. 6, ст. 134, таблица 28; 1111Р в РФ п. 25);

- перед дверью наружу отсутствует горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 м (фактически - 0,96 м). (Федеральный закон от 22.07.2008 №?123-Ф3 ст. 4, ст. 6, ст. 89; СП 1.13130 п. 4.2.21; ППР в РФ п. 23);

- покрытие потолка и пола подготовительной группы, младшей группы, второй младшей выполнено горючими материалами (потолок -деревянный, пол - линолиум), с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В2, Д2, Т2, РП1, (класс пожарной опасности - КМ2) (Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ ст. 4, ст. 6, ст. 134, IIIIР в РФ п. 25);

- покрытие потолка в переходе на пути эвакуации выполнено горючими материалами (деревянный), с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2, РП1, (класс пожарной опасности - КМ1) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. N?123-ФЗ ст. 4, ст. 6, ст. 134, таблица 28; ППР в РФ п. 25);

- в переходе детского сада допущено устройство перегородок из материалов с классом пожарной опасности не К1 (малопожароопасные) (перегородки выполнены при помощи деревянного каркаса) (Федеральный закон от 22.07.2008 N?123-ФЗ ст. 4, ст. 6, ст. 87 табл. 22; СП 2.13130 п. 6.7.1 таблица N? 6.10);

- покрытие стен и потолка в коридоре эвакуационного выхода на путях эвакуации выполнено горючими материалами (саидинговыми панелями) (выход расположенный рядом с пищеблоком), с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2, РП1, (класс пожарной опасности - КМ1) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. N?123-ФЗ ст. 4, ст. 6, ст. 134, таблица 28; ППР в РФ п. 25);

- площадь пожарного отсека здания детского сада выполнена более 500 м2;

- здание детского сада выполнено V степенью огнестойкости, чем допущено превышение численность здания, а именно более 50 человек (факт. 80) (ст.4, ст. 6, 123-ФЗ, п. 6.7.10 СП 2.13130.2012 таблица 6.12).

Факт правонарушения и вина должностного лица, заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 101 от 1 июля 2021 года; актом проверки №59 от 21 июня 2021 года. Кроме того, сам факт наличия выявленных нарушений требований пожарной безопасности, не оспаривается должностным лицом, привлеченным к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в нем, оснований не имеется.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности должностного лица- заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 в совершении инкриминируемого ей деяния.

В жалобе заявитель указывает на то, что вмененные должностному лицу- заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 нарушения не связаны с дополнительными мерами пожарной безопасности, введенными постановлением Правительства Оренбургской области от 13 мая 2021 года №340-пп на период действия особого противопожарного режима в Оренбургской области, а потому полагает, что действия должностного лица подлежат переквалификации с ч. 2 на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Данный довод нельзя признать обоснованным, поскольку ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ выступает специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

По ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ подлежат квалификации действия лиц, допустивших нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

При этом квалифицирующий признак совершения в условиях особого противопожарного режима является элементом объективной стороны этого состава административного правонарушения и законодательно не связан с дополнительными мерами пожарной безопасности, определяемыми при введении такого режима.

Вопреки доводам жалобы, особый противопожарный режим постановлением Правительства Оренбургской области был установлен на всей территории Оренбургской области, а не только в лесной полосе и сопричастных территориях.

С учетом приведенных обстоятельств оснований для переквалификации действий должностного лица заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 с ч. 2 на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не имеется.

Нарушения требований пожарной безопасности, допущенные должностным лицом - заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 в условиях действующего на территории Оренбургской области противопожарного режима подтверждаются собранными по делу доказательствами, а следовательно должностным лицом её действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела должностное лицо всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость.

Процессуальных нарушений, являющихся правовыми основаниями к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.

Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления в отношении должностного лица не истек.

Административное наказание должностному лицу- заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 назначено с учетом требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

постановление начальника ОНД и ПР по Ташлинскому и Илекскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области- главного государственного инспектора Ташлинского и Илекского районов по пожарному надзору ФИО1 от 6 июля 2021 года № 101 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 - оставить без изменения, а жалобу должностного лица - заведующей МБДОУ детский сад «Солнышко» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в порядке, установленном главой 30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в течение десяти суток с момента получения его копии.

Судья М.Т. Турмухамбетов