ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/2021 от 28.05.2021 Котовского районного суда (Волгоградская область)

М. № 12-23/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Котово 28 мая 2021 года

Судья Котовского районного суда Волгоградской области Попов Михаил Викторович (403805 г. Котово Волгоградской области ул. Нефтяников 7)

с участием ФИО1

помощника прокурора Котовского района Яковлева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы городского поселения г. Котово, Волгоградской области ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 27 - мирового судьи судебного участка № 26 Котовского судебного района от 26 марта 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 27 - мирового судьи судебного участка № 26 Котовского судебного района от 26 марта 2021 года Глава городского поселения г. Котово, Волгоградской области ФИО1 был признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст. 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 7000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обратился с жалобой на указанное постановление.

Указывает, что в целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и государственной программы Волгоградской области «Формирование современной городской среды Волгоградской области» постановлением администрации городского поселения г. Котово от 11.12.2017 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского поселения г. Котово на 2018 - 2024 год». Программа является долгосрочной (5 лет), мероприятия носят длящийся характер, реализация Программы предусматривается по этапам.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на заместителя главы администрации городского поселения г. Котово ФИО2

Основными мероприятиями являются: благоустройство дворовых территорий и благоустройство общественных территорий городского поселения г. Котово.

Показатель эффективности и результативность мероприятий базируется на количественном показателе объектов и объемом освоенных финансовых средств.

Согласно Паспорту Программы, исполнителями являются: Муниципальное бюджетное учреждение «Городское хозяйство» администрации городского поселения г. Котово, администрация городского поселения г. Котово, юридические и физические лица, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В таком понимании (на примере 2020 года), что Администрация является получателем субсидии из бюджета Волгоградской области (Соглашение о предоставлении в 2020 году субсидии из областного бюджета городского поселения город Котово Котовского муниципального района Волгоградской области в целях софинансирования муниципальной программы формирование современной городской среды с Комитетом Жилищно-Коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 23 января 2020 г.), МБУ «ГХ» получателем субсидии из бюджета городского поселения г. Котово (Соглашение, Дополнительное соглашение к соглашению с администрацией городского поселения г. Котово о предоставлении из бюджета городского поселения г. Котово субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 16.04.2020, соответственно), ООО «Строй-Электромонтаж» подрядчик на выполнение работ по благоустройству общественной территории (контракт от 17.08.2020 г. с МБУ «ГХ»),

Обращает внимание суда, что денежные средства на 2020 г. освоены в полном объеме.

В соответствии частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут приниматься по вопросам местного значения, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. На основании подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты РФ вправе устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Абзацем вторым части 3 статьи 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьей, устанавливающей административную ответственность в данной области является статья 13.21 КВОоАО.

Субъектами административной ответственности по статье 13.21 КВОоАО являются физические, а также должностные и юридические лица.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.21 КВОоАО, является материальным, поскольку обязательным признаком состава данного правонарушения является наступление негативных последствий, а именно неисполнение правонарушителем требований муниципального правового акта должно создать препятствия уполномоченным органам и должностным лицам в решении вопросов местного значения.

При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности законодатель устанавливает обязательность выяснения вопроса о том, создало ли его противоправное действие (бездействие) препятствия в решении вопросов местного значения.

Указанные действия (бездействия) ФИО1 не установлены. Доводы о возникших негативных последствиях не представлены.

Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закрепляет, в качестве одного из принципов бюджетной системы принцип эффективности использования бюджетных средств. В соответствии с данным принципом при составлении и исполнении: бюджетов участникам бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий следует придерживаться необходимости достижения заранее установленных результатов при использовании наименьшего объема средств (экономность), а также достижения наилучшего результата за счет определенного бюджетом объема средств (результативность).

Исходя из положений раздела V БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств в пределах предусмотренных им средств самостоятельно планируют расходование средств и обеспечивают результативность использования бюджетных ассигнований. Как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2006 N 23, при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса принципа эффективности судам необходимо учитывать, что указанные участники в рамках реализации поставленных задач и в пределах выделенных бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

Контроль эффективности использования бюджетных средств осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 157 БК РФ также определенные полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, в том числе по проверке соблюдения принципа эффективности, осуществляет в бюджетной сфере Федеральное казначейство.

Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств, проводимой участниками бюджетного процесса, не установлены.

В обязанность главных распорядителей бюджетных средств входит обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (п. 1 ст. 158 БК РФ). Данные критерии конкретизированы каждым главным распорядителем в рамках специфики их деятельности в форме нормативного акта.

Несмотря на закрепление в БК РФ принципа эффективности как базового принципа функционирования бюджетной системы Российской Федерации, за главными распорядителями не закреплена обязанность по контролю за эффективным расходованием и за получателями бюджетных средств не закреплена обязанность по эффективному расходованию полученных средств.

При рассмотрении эффективности муниципальных программ, цели, задачи и индикаторы программ формируются только на начальных этапах при формировании идеологии. Позднее при реализации показатели и индикаторы могут быть скорректированы с учетом того, насколько оперативно и точно могут быть собраны данные для оценки показателей, то есть предпочтение может быть отдано тем показателям, которые удобно рассчитывать.

Приложение Муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского поселения г. Котово на 2018-2022 год» (постановление от 11.12.2017 г. и постановления о внесении изменений прилагаются) содержит перечень целевых показателей (индикаторов), выраженных в объеме финансовых средств и количественном показателе объектов.

Таким образом, неисполнение муниципального правового акта не доказано. Согласно целевым показателям, включающие в себя критерий результативности, мероприятия согласно муниципальной программы выполнены в полном объеме, с освоением денежных средств и количественным показателем, в размере - 1 ед. благоустроенной общественной территории городского поселения г. Котово в 2020 году «Центральный парк» <...> ВЛКСМ 2 (2 этап).

Обращает внимание суда на дату возложения на него исполнения обязанностей главы городского поселения г. Котово с 29 июля 2020 года, а так же вступление в должность с 03.11.2020 года.

Просит суд постановление по делу об административном правонарушении № 5-27-77/2021 от 26.03.2021 года в отношении ФИО1 отменить, и производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы отказать, суд оснований для отмены постановления мирового судьи не усматривает.

Статья 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности предусматривает, что неисполнение муниципальных правовых актов, в том числе правовых актов, принятых на местном референдуме, препятствующее решению вопросов местного значения муниципального образования, а также осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Волгоградской области, влечет на граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 27 - мирового судьи судебного участка № 26 Котовского судебного района от 26 марта 2021 года Глава городского поселения г. Котово, Волгоградской области ФИО3 был признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст. 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 7000 рублей.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Котовского района Волгоградской области в период с 28.01.2021 по 09.02.2021 проведена проверка исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов и исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Решение о проведении проверки, принятое прокурором Котовского района 18.01.2021, получено в администрации городского поселения г. Котово 18.01.2021, что подтверждается штампом. Решение прокурора Котовского района от 25.01.2021 о расширении предмета проверки получено администрацией городского поселения г. Котово 25.01.2021.

09.02.2021 составлен акт проверки, который получен главой городского поселения г. Котово ФИО1 09.02.2021, что подтверждается его подписью в акте. 09.02.2021 главе городского поселения г. Котово ФИО1 вручено извещение о явке в прокуратуру Котовского района 10.02.2021 для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

10.02.2021 в отношении главы городского поселения г. Котово прокурор Котовского района при его участии возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Глава городского поселения г. Котово ФИО1 указал в постановлении, что согласен с правонарушением.

Как следует из материалов дела 26.12.2018 решением Котовской городской Думы Котовского муниципального района Волгоградской области , утверждены Правила благоустройства территории городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области. (далее -Правила).

В соответствии с п. 1.3 Правил к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе парки, скверы, иные зеленые зоны.

Согласно п.п. 2.1. 2.3 Правил к деятельности по благоустройству территории городского поселения г. Котово относится разработка проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.

Развитие городской среды городского поселения г. Котово осуществляется путем улучшения, обновления, трансформации, использования лучших практик и технологий, в том числе путем развития инфраструктуры, системы управления, технологий, коммуникаций между жителями и сообществами. Реализация комплексных проектов по благоустройству предусматривает одновременное использование различных элементов благоустройства, обеспечивающих повышение удобства использования и визуальной привлекательности благоустраиваемой территории.

В целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и государственной программы Волгоградской области «Формирование современной городской среды Волгоградской области» постановлением администрации городского поселения г. Котово от 11.12.2017 (в редакции постановлений администрации городского поселения г. Котово от 23.03.2018, от 14.11.2018, от 26.06.2019, от 18.11.2019, от 26.03.2020, от 30.07.2020 от 25.12.2020) утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского поселения г. Котово среды 2018- 2024 годы» (далее - муниципальная программа).

Расходы на реализацию муниципальной программы были предусмотрены в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» по коду расходов бюджетной классификации (КБК) 941 .

Основными целями муниципальной программы являются, в том числе, совершенствование архитектурно-художественного облика городского поселения, размещение и содержание малых архитектурных форм, создание комфортных и безопасных условий проживания граждан.

В Перечне основных мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского поселения г. Котово среды 2018- 2024 годы» (приложение к Постановлению администрации городского поселения г. Котово от 11.12.2017 ) предусмотрены мероприятия по благоустройству общественной территории «Центральный парк» <...> ВЛКСМ 2 (2 этап продолжение). Срок реализации указанных мероприятий - 2020 год. Согласно указанному Перечню, ответственным исполнителем муниципальной программы является администрация городского поселения г. Котово.

В соответствии с разделом 7 паспорта муниципальной программы организацию управления муниципальной программой осуществляет администрация городского поселения г. Котово, которая осуществляет контроль за достижением целей и задач, ходом и полнотой выполнения программных мероприятий, за количеством и качеством поставляемых товаров и (или) предоставляемых услуг в соответствии с договорами о закупке товаров, выполнении работ и (или) оказании услуг, необходимых для реализации программы, заключенными с ее исполнителями.

В соответствии с п.1 раздела 10 паспорта муниципальной программы перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации программы, определяется на основании проектной документации в рамках реализации программы.

23.01.2020 между комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и администрацией городского поселения г. Котово заключено Соглашение о предоставлении в 2020 году субсидии из областного бюджета бюджету городского поселения города Котово Котовского муниципального района Волгоградской области в целях софинансирования муниципальной программы «Формирование современной городской среды».

16.10.2020 между администрацией городского поселения г. Котово и МБУ «Городское хозяйство» заключено Соглашение о предоставлении из бюджета городского поселения г. Котово субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 16 млн. 686 тыс. 960 рублей на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды», цель субсидии- благоустройство общественных территорий- «Центральный парк» <...> ВЛКСМ 2 (2 этап продолжение), 17.12.2020 заключено дополнительное соглашение , всего размер субсидии составил 17 млн. 123 тыс. 550 рублей.

Денежные средства на 2020 год освоены и полном объеме, что подтверждается отчетом об исполнении бюджета.

26.03.2020 администрация городского поселения г. Котово заключила договор с ФГБОУВО «Волгоградский государственный технический университет», предметом которого является разработка проектной документации на комплексное благоустройство прибрежной территории центрального парка г. Котово в рамках реализации заявки муниципального образования для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.

17.08.2020 по результатам проведения электронного аукциона между МБУ «Городское хозяйство» и ООО «Строй-Электромонтаж» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Центральным парк» <...> ВЛКСМ 2 (2 этап продолжение) на сумму 15 млн. 852 тыс. 956 рублей.

Согласно п. 4.1 контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 30.11.2020.

04.12.2020 дополнительным соглашением к о расторжении, муниципальный контракт был расторгнут по соглашению сторон, ООО «Строй-Электромонтаж» оплачены денежные средства в размере 11 млн. 45 тыс. 872 рублей за фактические выполненные работы.

В декабре 2020 года МБУ «Городское хозяйство» заключило 13 муниципальных контрактов (договоров) с единственными поставщиками на сумму 6 077 677,97 рублей для завершения благоустройства общественной территории «Центральный парк» <...> ВЛКСМ 2, приобретены детские игровые комплексы, горки для катания, песочницы, плитка ecoStep, светодиодный полноцветный экран, изделия садово-паркового декоративного назначения из бетона-малые архитектурные формы, сцена, гримерные комнаты.

07.12.2020 администрацией городского поселения г. Котово заключен договор с ФГБОУВО «Волгоградский государственный технический университет» на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации на благоустройство общественной территории «Центральный парк» Волгоградская область ул. 60 лет ВЛКСМ, 2 (2 этап, продолжение) по проектно-сметной документации в рамках договора от 26.03.2020.

В изготовленной по данному договору проектно-сметной документации в связи с благоустройством общественной территории «Центральный парк» Волгоградская область ул. 60 лет ВЛКСМ, 2 (2 этап, продолжение) предусмотрены, в том числе, выполнение работ по установке и монтажу оборудования, приобретенного по муниципальным контрактам (договорам).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Котовского района Волгоградской области установлено, что по состоянию на 31.12.2020 окончательные работы по благоустройству Центрального парка, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ 2 не завершены, поставленное в рамках заключенных договоров оборудование (сцена, изделия садово-паркового декоративного назначения) в парке не установлено, работы по укладке приобретенной плитки с целью завершения работ по благоустройству территории парка не выполнены.

В договорах поставки указанных товаров, работы по установке оборудования и укладке плитки, не предусмотрены.

Муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского поселения г. Котово на 2018- 2024 годы» утверждена постановлением администрации городского поселения г. Котово от 11.12.2017 , то есть является муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления по вопросу местного значения, документально оформлена и обязательна для исполнения на территории муниципального образования, и ее неисполнение препятствует решению вопросов местного значения муниципального образования.

В соответствии с разделом 7 паспорта муниципальной программы организацию управления муниципальной программой осуществляет администрация городского поселения г. Котово, которая является ее ответственным исполнителем, на данное юридическое лицо возложена обязанность по осуществлению контроля за достижением целей и задач, ходом и полнотой выполнения программных мероприятий, за количеством и качеством поставляемых товаров и (или) предоставляемых услуг в соответствии с договорами о закупке товаров, выполнении работ и (или) оказании услуг, необходимых для реализации программы, заключенными с ее исполнителями.

Глава Администрации городского поселения г. Котово не исполнил муниципальный правовой акт- муниципальную программу «Формирование современной городской среды городского поселения г. Котово среды 2018- 2024 годы», утвержденную постановлением администрации городского поселения г. Котово от 11.12.2017 (в ред. Постановлений администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 23.03.2018, от 14.11.2018, от 26.06.2019, от 18.11.2019, от 26.03.2020, от 30.07.2020 от 25.12.2020) в части реализации в 2020 году мероприятий по благоустройству общественной территории «Центральный парк» <...> ВЛКСМ 2 (2 этап продолжение), что препятствует решению вопросов местного значения городского поселения, предусмотренных пунктами 12, 15, 19 ч. 1 cт. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местною самоуправления в Российской Федерации» -созданию условий для организации досуга и условий для массового отдыха жителей городского поселения г. Котово.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Всем собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Постановление мирового судьи вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание ФИО1 назначено в пределах санкции статьи 13.21 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах, установленных санкцией этой статьи, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, личности нарушителя.

Доказательства по делу исследованы всесторонне, полно и объективно в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аргументы ФИО1 были проверены мировым судьёй и им была дана надлежащая оценка.

Обжалуемое судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст., ст. 30.5-30.7 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 27 - мирового судьи судебного участка № 26 Котовского судебного района от 26 марта 2021 года оставить без изменения, а жалобу Главы городского поселения г. Котово, Волгоградской области ФИО1- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.В. Попов