дело № 12-70/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002219-78,
дело № 12-24/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002220-75,
дело № 12-26/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002221-72,
дело № 12-43/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002222-69,
дело № 12-25/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002223-66,
дело № 12-23/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002224-63,
дело № 12-45/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002225-60
Р Е Ш Е Н И Е
с. Байкит 15 декабря 2021 года
Судья Байкитского районного суда Красноярского края Дозорцев Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы представителя АО «Краслесинвест» ФИО1 на постановления № 1-420/2020 от 29.12.2020, № 3-420/2020 от 29.12.2020, № 5-420/2020 от 29.12.2020, № 7-420/2020 от 29.12.2020, № 9-420/2020 от 29.12.2020, № 11-420/2020 от 29.12.2020, № 13-420/2020 от 29.12.2020, вынесенные исполняющим обязанности руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.30.1 КоАП РФ, в отношении АО «Краслесинвест», юридический адрес (место нахождения): 660135, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 04.02.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 246501001,
У С Т А Н О В И Л :
1). Постановлением исполняющего обязанности руководителя КГКУ «Лесная охрана ФИО2 от 29.12.2020 № 1-420/2020 АО «Краслесинвест» привлечено к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (дело 12-70/2021).
Как следует из данного постановления, в период с 05.11.2020 по 12.11.2020 на территории Ошаровского участкового лесничества проведены рейдовые мероприятия, направленные на выявление нарушений требований лесного законодательства. Инспекторами КГКУ «Лесная охрана» 08.11.2020 составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка в квартале 965, выдел 13 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества, согласно которому, осматриваемый участок представлен в виде обустроенной лесной дороги шириной 16 метров, протяженностью 250 метров. Проектная документация на строительство лесной дороги на месте проведения работ отсутствует. Работы на данном участке проводились АО Краслесинвест» на основани договора аренды участка с целью заготовки древесины и реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 07.04.2008 № 1 и лесной декларацией (изменение от 25.05.2020), поданной АО «Краслесинвест» в КГБУ «Байкитское лесничество» лесной декларацией.
Лесохозяйственным регламентом Байкитского лесничества, утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 03.09.2018 № 1249-од предусмотрены нормативы, параметры использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в том числе и лесных дорог, предназначенных для вывозки древесины. При категории лесных дорог с грузооборотом более 1000 куб. ширина полотна составляет 12 метров, которая состоит из проезжей части 8 метров и обочин шириной 2 метра.
В соответствии с разделом 6.2 Свода Правил «Дороги лесные, правила проектирования, строительства», введенных 17.06.2017 (СП 288.1325800.2016), максимальная ширина лесной дороги может составлять 12 метров.
Как указано в обжалуемом постановлении, в нарушение вышеуказанных норм, ширина дороги превышает допустимую на 4 метра.
Этим же должностным лицом (и.о. руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2) 29.12.2020 вынесено еще 6 постановлений о привлечении АО «Краслесинвест к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 200 000 рублей, согласно которым нарушения установлены также во время рейдовых мероприятий на территории Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества в период с 05.11.2020 по 12.11.2020 на лесных участках, арендуемых АО «Краслесинвест» на основании вышеуказанного договора аренды от 07.04.2008.
2). Согласно постановлению от 29.12.2020 № 3-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ, (дело 12-24/2021) на лесосеке, расположенной в квартале 968, выделы № 6, 16, 17, 18, 20 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества ширина лесной дороги составляет 18 метров, что на 6 метров превышает предельно допустимую, акт составлен 08.11.2020.
3). Согласно постановлению от 29.12.2020 № 5-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ, (дело 12-26/2021) на лесосеке, расположенной в квартале в квартале 969, выделы № 13, 14, 15, 16, 17, 18 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества ширина лесной дороги составляет 18 метров, что на 6 метров превышает предельно допустимую, акт составлен 08.11.2020.
4). Согласно постановлению от 29.12.2020 № 7-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ, (дело 12-43/2021) на лесосеке, расположенной в квартале 966, выделы № 17, 18, 19, 23 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества ширина лесной дороги составляет 18 метров, что на 6 метров превышает предельно допустимую, акт составлен 08.11.2020.
5). Согласно постановлению от 29.12.2020 № 9-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ, (дело 12-25/2021) на лесосеке, расположенной в квартале 967, выделы № 10, 11, 12, 13 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества ширина лесной дороги составляет 18 метров, что на 6 метров превышает предельно допустимую, акт составлен 08.11.2020.
6). Согласно постановлению от 29.12.2020 № 11-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ, (дело 12-23/2021) на лесосеке, расположенной в квартале 966, выделы № 4, 10, 11, 12, 13, 14 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества ширина лесной дороги составляет 18 метров, что на 6 метров превышает предельно допустимую, акт составлен 08.11.2020.
7). Согласно постановлению от 29.12.2020 № 13-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.30.1 КоАП РФ, (дело 12-45/2021) на лесосеке, расположенной в квартале 966, выделы № 13, 15 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества ширина лесной дороги составляет 16 метров, что на 4 метра превышает предельно допустимую, акт составлен 08.11.2020.
Определениями Байкитского районного суда, принятые к производству материалы по указанным выше делам об административных правонарушениях и зарегистрированные под номерами: дело № 12-70/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002219-78, дело № 12-24/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002220-75, дело № 12-26/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002221-72, дело № 12-43/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002222-69, дело № 12-25/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002223-66, дело № 12-23/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002224-63, дело № 12-45/2021 - УИД 24RS0048-01-2021-002225-60 были объединены в одно производство с присвоением объединенному делу № 12-23/2021.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, представитель АО «Краслесинвест» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобами, в которых просит отменить постановления и прекратить производство по делам. Доводы жалоб мотивированы тем, что постановления вынесены по одному и тому же факту совершения противоправных действий, что влечет повторную ответственность общества, что является недопустимым. Административным органом (КГКУ «Лесная охрана») выявлено нарушение одних и тех же правил, подпадающих под квалификацию ст. 8.30.1 КоАП РФ, совершенное по одному договору аренды земельных участков от 07.04.2008 № 1, в соответствии с одной лесной декларацией. Поэтому должно было быть вынесено не 7, а одно постановление. Ширина полосы отвода дороги – 18 метров установлена проектом освоения лесов, получившим положительное заключение Министерства Лесного хозяйства Красноярского края от 16.11.2018 № 2497-ГЛР/Э. Лесохозяйственным регламентом установлены требования по ширине земляного полотна (не более 12 метров), а нормативы по ширине полосы отвода не установлены. Как видно из планов отвода дороги, являющихся частью положительного заключения Министерства Лесного хозяйства, ширина отвода дороги 18 метров (в квартале 967 выделы 10, 11, 12, 13, квартале 966 выделы 17, 18, 19, 23, квартале 966 выделы 13, 15, квартале 969 выделы 13, 14, 15, 16, 17,18, квартале 966 выделы 4, 10, 11, 12, 13, 14, квартале 968 выделы 6, 16, 17, 18, 20, квартале 965, выделе 13).
В судебное заседание КГКУ «Лесная охрана» и АО «Краслесинвест», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили.
От руководителя КГКУ «Лесная охрана», в связи с определением суда, с предложением предоставить дополнительные доказательства, поступило письменное пояснение, согласно которому плановое задание на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах не составлялось. На основании Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» был издан приказ от 03.11.2020 № 386-лн/уч об участии в совместном мероприятии, проводимом УФСБ России по Красноярскому краю с целью проверки соблюдения требований лесного законодательства на территории КГБУ «Байкитское лесничество». По результатам совместного мероприятия были составлены акты по факту выявленных нарушений требований лесного законодательства.
От представителя АО «Краслесинвест» ФИО1 перед рассмотрением дела представлены дополнительные пояснения, согласно которым АО «Краслесинвест» не было уведомлено о времени, месте проведения проверок. Рейдовые мероприятия в данном случае подменяли проверку и производились в отношении конкретного юридического лица, что запрещено ч. 3 ст. 13.2 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008. В соответствии с п. 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 лицо осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия. О времени и месте проведения осмотров лесосек АО «Краслесинвест» не уведомлялось.
В связи с доводами заявителя жадобы о том, что проектом освоения лесов, получившим положительное заключение Министерства Лесного хозяйства Красноярского края от 16.11.2018 № 2497-ГЛР/Э предусмотрена ширина лесных дорог – 18 метров, судом был направлен запрос в Министетство лесного хозяйства Красноярского края. Согласно ответу министерства от 06.10.2021, действительно проектом освоения лесов от 16.11.2018 предусмотрена ширина лесных дорог – 18 метров. Приказом министетства от 28.06.2021 внесены изменения в лесохозяйственный регламент Байкитского лесничества, в части того, что лесные дороги могут создаваться в соответствии со сводом правил «СП 288. 1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства», утвержденные приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 952/пр. Министерство полагает, что в настоящее время АО «Краслесинвест» необходимо внести соответствующие изменения в проект освоения лесов, запроектировав ширину лесной дороги 12 м.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 30.6 КоАП РФ проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно со ст. 8.30.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры.
Согласно постановлениям о назначении административных наказаний, АО «Краслесинвест» нарушило требования лесохозяйственного регламента Байкитского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 03.09.2018 № 1249-од и раздела 6.2 Свода Правил «Дороги лесные, правила проектирования, строительства», введенных 17.06.2017 (СП 288.1325800.2016), согласно которым максимальная ширина лесной дороги может составлять 12 метров.
Из материалов дела следует, что заготовка древесины АО «Краслесинвест» производилась на основании договора аренды лесных участков используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов от 07.04.2008 года № 1 (далее – договор аренды лесного участка), заключенного между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края и АО «Краслесинвест» (на момент заключения договора ЗАО «Краслесинвест») на срок 49 лет. АО «Краслесинвест» в аренду переданы лесные участки общей площадью 4 152 362 Га в Эвенкийском, Кежемском и Богучанском районах, лесничества Байкитское, Богучанское, Гремученское, Кодинское. В том числе переданы и указанные выше лесные участки.
Суд отмечает, что указанные в оспариваемых постановлениях нарушения требований лесного законодательства, имеют единый родовой объект посягательства, квалифицированы по одной статье КоАП РФ.
Согласно установленным в оспариваемых постановлениях обстоятельствам, нарушения в лесах были обнаружены в одно время на территории одного лесничества при заготовке древесины по договору аренды лесного участка от 07.04.2008 № 1, в рамках одной лесной декларации, при совершении лесопользователем одного действия – нарушения порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог).
Кроме того, нарушения выявлены в рамках одной проверки, проводимой на основании приказа от 03.11.2020.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ.
Согласно требованиям ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
На основании ч.1 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч.2 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Между тем требования ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ должностным лицом учтены не были и вынесено 7 обжалуемых постановлений, вместо одного.
Таким образом, поскольку все нарушения, по которым в отношении АО «Краслесинвест» были составлены 7 протоколов об административном правонарушении обнаружены в одно время, на территории одного лесничества при использовании леса по договору аренды лесного участка, в рамках одной лесной декларации, в ходе проведения одной проверки, поэтому данные нарушения образуют единый состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.30.1 КоАП РФ, в связи с этим, должностное лицо лесного контроля и надзора, к которому одновременно поступило 7 дел об одних и тех же правонарушениях в отношении одного и того же лица, должно было, при установлении виновности АО «Краслесинвест» вынести одно постановление о назначении АО «Краслесинвест» административного наказания. Однако, должнстное лицо КГКУ «Лесная охрана» вынесло 7 постановлений, а поэтому юридическое лицо АО «Краслесинвест» в нарушение положения ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ понесло административную ответственность неоднократно за одно и то же административное правонарушение.
Рассмотрение в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных лицом при совершении одного действия (бездействия), искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая изложенное, согласно требованиям ч. 5 ст. 4.1, ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ постановления должностного лица по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.30.1 КоАП РФ, за исключением дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.30.1 КоАП РФ по постановлению от 29.12.2020 года № 1-420/2020, подлежат отмене, производство по делам - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, все 7 оспариваемых постановлений подлежат отмене также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
При этом не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон защите прав юридических лиц).
Согласно абз. 2 п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (ред. от 02.09.2019) "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" (действовавшего на момент проверки), федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. 9 - 13, 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц, а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральным законом о защите прав юридических лиц установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотрено обязательное уведомление юридического лица о проведении плановой (п. 12 ст. 9) и внеплановой проверок (п. 16 ст. 10).
В данном случае АО «Краслесинвест» не было уведомлено о времени и месте проведения проверки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона о защите прав юридических лиц, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона о защите прав юридических лиц, плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Пунктом 5 «Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований», утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 (далее по тексту – «Порядок оформления…») предусмотрено, что плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами.
Согласно п. 6 Порядка оформления плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков должно содержать:
- должность, подпись, фамилию и инициалы должностного лица, утверждающего плановое (рейдовое) задание;
- наименование уполномоченного органа;
- наименование документа "Плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков";
- дату и номер;
- должность, фамилию и инициалы должностного лица, получающего плановое (рейдовое) задание;
- сведения (информацию), являющиеся основанием для проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков;
- место проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков (выдел, квартал, лесничество, территория, район);
- дату начала и окончания исполнения планового (рейдового) задания;
- сроки оформления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) после завершения планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка);
- должности, фамилии и инициалы должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- должность, подпись, фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего плановое (рейдовое) задание.
В силу пунктов 7 и 8 Порядка оформления, по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания. Отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
В силу части 3 ст. 13.2 ФЗ № 294 ФЗ плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Из изложенного следует, что Законодателем предусмотрено проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследование лесных участков, не являющееся проверкой, в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров (обследований) на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляется в порядке, предусмотренном специальной нормой - ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Исходя из положений выше приведенного законодательства при проведении плановых (рейдовых) осмотров, не требуется взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров с представителями юридического лица, в отношении которого проводится данный осмотр, а также не требуется согласование проведения плановых (рейдовых) осмотров с органами прокуратуры. Необходимыми условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа, соблюдение порядка оформления и содержание таких заданий. Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.
Как видно из представленных документов плановое рейдовое задание на проведение плановых рейдовых осмотров не выдавалось, отчеты о выполнении плановых (рейдовых) заданий не составлялись. 03.11.2020 руководителем КГКУ «Лесная охрана» лишь вынесен приказ № 386-лн/уч «Об участии в совместных мероприятиях», согласно которому должностным лицам КГКУ «Лесная охрана» ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 поручено с 05.11.2020 по 11.11.2020 принять участие в совместном мероприятии, проводимом УФСБ России по Красноярскому краю, с целью проверки соблюдения требований лесного законодательства на территории КГБУ «Байкитское лесничество».
То есть в материалах дела не имеется данных и документов, предусмотренных «Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядком оформления результатов таких осмотров, обследований», утвержденных Приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373, позволяющих судить о том, что вменяемые АО «Краслесинвест» нарушения, были выявлены в ходе рейдовых осмотров.
Утвержденный Приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373 «Порядок осмотра лесосеки» (Приложение №4) (далее Порядок) устанавливает порядок осмотра лесосек, на которых осуществлены лесосечные работы (п.1).
Согласно п.4 названного Порядка лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек.
Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).
При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.
О времени и месте проведения осмотров лесосек АО «Краслесинвест» не уведомлялось.
При изложенных обстоятельствах, акты обследования лесных участков и, как следствие, составленные на их основании протоколы об административных правонарушениях по всем семи делам не могут быть признаны допустимыми доказательствами, а потому подлежат исключению из числа доказательств по делу.
Таким образом, допустимых доказательств, изобличающих виновность АО «Краслесинвест» во вмененном ему административном правонарушении в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановления исполняющего обязанности руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 № 1-420/2020 от 29.12.2020, № 3-420/2020 от 29.12.2020, № 5-420/2020 от 29.12.2020, № 7-420/2020 от 29.12.2020 № 9-420/2020 от 29.12.2020, № 11-420/2020 от 29.12.2020, № 13-420/2020 от 29.12.2020, вынесенные по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.30.1 КоАП РФ, в отношении АО «Краслесинвест», подлежат отмене, а производство по данным делам об административном правонарушении - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобы представителя АО «Краслесинвест» ФИО1 на постановления КГКУ «Лесная охрана» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.30.1 КоАП РФ (7 дел) в отношении АО «Краслесинвест» удовлетворить.
Постановления исполняющего обязанности руководителя КГКУ «Лесная охрана ФИО2 № 1-420/2020 от 29.12.2020, № 3-420/2020 от 29.12.2020, № 5-420/2020 от 29.12.2020, № 7-420/2020 от 29.12.2020 № 9-420/2020 от 29.12.2020, № 11-420/2020 от 29.12.2020, № 13-420/2020 от 29.12.2020, вынесенные в отношении АО «Краслесинвест» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.30.1 КоАП РФ – отменить, на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, производство по делам прекратить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Байкитский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.А. Дозорцев
Копия верна
Судья Байкитского районного суда Д.А. Дозорцев