ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/2022 от 15.03.2022 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-23/2022 (№ 12-612/2021)

24MS0138-01-2021-002222-29

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск 15 марта 2022 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Красноярска Пацалюк С.Л.,

рассмотрев материал по делу об административном правонарушении по жалобе защитника КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Стручалиной Е.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 138 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 05 октября 2021 года о привлечении

КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», ИНН 2460017720, ОГРН 10224401795680, КПП 246001001, дата регистрации: 19 ноября 2002 года, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Робеспьера, д. 7,

к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 138 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 05 октября 2021 года КГКУ «КрУДор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере двести тысяч рублей.

Представитель КГКУ «КрУДор» Стручалина Е.Ю., действующая на основании доверенности № 51 от 26 февраля 2021 года, подала жалобу, а также дополнения к жалобе, в которых просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что в постановлении и протоколе указано на несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в нарушении требований пунктов 4.5.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильной дороге «Кочергино – Каратузское», проходящей по территории Курагинского и Каратузского районов в черте населенных пунктов: с. Кочергино, с. Таскино, с. Каратузское. При этом согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 (ред. от 15 апреля 2020 года) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. Линии электропередачи являются линейными объектами (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Для строительства таких объектов необходимо получение разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а после его завершения – разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие Приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст) объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся линии электропередачи. Таким образом, объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс. Данный вывод основывается также на том, что классификация работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог (приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402) не содержит такого вида работ как устройство стационарного электрического освещения. При этом данный национальный стандарт ГОСТ Р52766-2007 подлежит применению при проектировании и строительстве (реконструкции) автомобильной дороги, а не к уже существующей и не находящейся в процессе реконструкции.

Согласно части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем государственного учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных учреждений подлежит прекращению, в обоснование чего КГКУ «КрУДор» к жалобе приложены письменные обращения в адрес министерства транспорта Красноярского края о выделении финансирования на исполнение, в том числе мероприятий по устройству тротуаров, освещения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения финансируется за счет средств дорожного фонда Красноярского края. Направление расходования средств дорожного фонда определяются подпрограммой «Дороги Красноярья на 2021-2024 гг. государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 510-п (ред. от 27 июля 2021 года). В указанную подпрограмму расходы по обустройству стационарного электрического освещения, тротуаров на предъявляемых участках автомобильной дороги «Кочергино – Каратузское», не включены.

КГКУ «КрУДор» является казённым учреждением. В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В настоящее время финансирование работ по содержанию осуществляется в размере 50% от утвержденного норматива, что закреплено в постановлении Правительства Красноярского края от 09 апреля 2015 года № 162-п «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Красноярского края и Правил расчета размера ассигнований краевого бюджета на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Красноярского края». Деятельность КГКУ «КрУДор» также финансируется за счет средств дорожного фонда, таким образом, административный штраф уменьшит объем денежных средств, который предусмотрен для финансирования дорожной деятельности.

Частью 3 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен вызов законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, для разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, о чем делается запись в определении. Однако извещения и приглашения на вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении КГКУ «КрУДор» в адрес Управления не направлялось и не поступало. Срок составления протокола об административном правонарушении, установленный частями 1 и 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушен в связи с неправомерным (безосновательным) проведением административного расследования по делу, которое фактически не проводилось.

Кроме того, указывает, что виды и перечень контрольных (надзорных) мероприятий и перечень регламентированы Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерациии отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Таким образом, протокол об административном правонарушении оформлен в рамках надзора за дорожным движением, однако такой вид мероприятий как надзор за дорожным движением указанными выше нормами не предусмотрен.

В судебном заседании защитник КГКУ «КрУДор» Стручалина Е.Ю. жалобу и дополнения к жалобе поддержала по изложенным в них доводам, представитель административного органа не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

06 июля 2021 года при надзоре за дорожным движением на автомобильной дороге «Кочергино – Каратузское», проходящей по территории Курагинского и Каратузского районов в черте населенных пунктов: с. Кочергино, с. Таскино, с. Каратузское, установлено, что КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» нарушило требования пунктов 4.5, 4.5.1, 4.6.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-200, пунктов 8.1, 8.1.2, 8.1.3, 8.1.6, 5.3, 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019, а именно не приняло мер по обустройству участков дороги, проходящей через населенный пункт, отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки, отсутствует стационарное электрическое освещение, отсутствуют дорожные удерживающие боковые ограждения.

На основании акта о выявленных нарушениях, фотофиксации правонарушения государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Курагинский» было установлено, что ответственным за содержание указанного участка дороги является КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю».

Согласно протоколу об административном правонарушении 24 ТЮ № 009083 от 06 августа 2021 года КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» в нарушение требований пунктов 4.5, 4.5.1, 4.6.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-200, пунктов 8.1, 8.1.2, 8.1.3, 8.1.6, 5.3, 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений, а именно:

- с км 0+000 (с. Кочергино от дома № 2 по ул. Советская) до км 0+875 (в черте населенного пункта с. Кочергино) в нарушение требований раздела 4, п. 4.5; п.п. 4.5.1; п.п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 дорога не обустроена тротуаром и стационарным электрическим освещением, в нарушение требований раздела 8; п. 8.1; п.п. 8.1.2; п.п. 8.1.3; п.п. 8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 массивные препятствия (опоры линий электропередач), расположенные сбоку от кромки проезжей части на расстоянии менее 4 метров, не обустроены дорожным удерживающим боковым ограждением;

- с км 13+555 до км 16+515 (в черте населенного пункта с. Таскино) в нарушение требований раздела 4, п. 4.5; п.п. 4.5.1; п.п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 дорога не обустроена тротуаром и стационарным электрическим освещением, в нарушение требований раздела 8; п. 8.1; п.п. 8.1.2; п.п. 8.1.3; п.п. 8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 массивные препятствия (опоры линий электропередач), расположенные сбоку от кромки проезжей части на расстоянии менее 4 метров, не обустроены дорожным удерживающим боковым ограждение;

- км 14+895 справа, км 14+855 слева (в черте населенного пункта с. Таскино, направление со стороны с. Кочергино в сторону с. Каратузское) расположены остановочные пункты общественного пассажирского транспорта, которые установлены в нарушение обязательных требований п. 5.3; п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствуют тротуары, удерживающее пешеходное ограждение;

- км 27+285 справа расположен остановочный пункт общественного пассажирского транспорта, который установлен в нарушении обязательных требований п. 5.3; п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствуют тротуары, удерживающее пешеходное ограждение, стационарное электрическое освещение;

- км 27+230 размещенный перед остановочным пунктом общественного пассажирского транспорта пешеходный переход установлен в нарушение требований п. 5.1.6, знаки ПДД 5.19.1(2) не продублированы над проезжей частью дороги;

- км 32+060 (км 32+090) расположены остановочные пункты общественного пассажирского транспорта, которые установлены в нарушение обязательных требований п. 5.3; п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствуют тротуары, удерживающее пешеходное ограждение;

- км 32+075 размещенный между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта пешеходный переход установлен в нарушение требований п. 5.1.6 не продублированы над проезжей частью дороги;

- с км 40+525 до км 42+280 (в черте населенного пункта с. Каратузское) в нарушение требований раздела 4, п. 4.5; п.п. 4.5.1; п.п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 дорога не обустроена тротуаром и стационарным электрическим освещением, в нарушение требований раздела 8; п. 8.1; п.п. 8.1.2; п.п. 8.1.3; п.п. 8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 массивные препятствия (опоры линий электропередач), расположенные сбоку от кромки проезжей части на расстоянии менее 4 метров, не обустроены дорожным удерживающим боковым ограждением.

Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении оформлен в рамках надзора за дорожным движением, который не предусмотрен Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», в связи с чем полагает, что мировым судьей при принятии решения были допущены нарушения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Так, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Положениями статьи 30 вышеуказанного Закона регламентировано, что контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения являются: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения.

Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения утверждается Правительством Российской Федерации.

В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может осуществляться постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 97.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», требования к установлению пунктов контроля, территорий (акваторий) для постоянного рейда определяются положением о виде контроля.

Кроме того, статьей 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определены основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе возможность проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Правительством Российской Федерации утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения от 30 июня 2021 года № 1101, которым установлено, что при осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального надзора применяется система оценки и управления рисками, определены виды контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов федерального надзора в зависимости от присвоенной категории риска, основания и порядок их проведения.

Пунктом 15 Положения предусмотрена возможность проведения профилактических мероприятий, таких как информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.

Пункт 29 Положения предусматривает возможность осуществления федерального надзора без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, определены лица, в отношении которых может осуществляться такой вид надзора, к которым КГКУ «КрУДор» не относится.

Кроме того, пункт 63 Положения определяет право осуществления федерального надзора в рамках постоянного рейда, который применяется только в отношении лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств.

Вместе с тем, в материалах административного дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие соблюдение административным органом 06 июля 2021 года порядка проведения надзора в отношении КГКУ «КрУДор», установленного Положением от 30 июня 2021 года № 1101, а также наличия оснований и полномочий. Ни в акте выявленных недостатков от 06 июля 2021 года, ни в протоколе об административном правонарушении от 06 августа 2021 года должностным лицом не указаны основания осуществления надзора.

При этом суд учитывает, что в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в частности в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1101, Приказом МВД РФ от 13 декабря 2021 года № 1024, был признан утратившим силу Приказ МВД РФ от 30 марта 2015 года № 380 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению Федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог», который в свою очередь был утвержден 30 марта 2015 года во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», утратившего силу в связи с изданием вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1101.

Учитывая вышеизложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 138 Железнодорожного района г. Красноярска от 05 октября 2021 года не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Стручалиной Е.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 138 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 05 октября 2021 года удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 138 Железнодорожного района г. Красноярска от 05 октября 2021 года о привлечении КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, отменить.

Прекратить производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение и постановление могут быть пересмотрены путем подачи жалобы в порядке ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.

Судья Пацалюк С.Л.