ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-23/2022 от 16.05.2022 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

61RS0005-01-2021-008117-34 Дело №12-23/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление о назначении административного наказания

16 мая 2022 года г. Волгодонск

ул. Морская, 108

Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Тушина А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Региональной службы Государственного строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании инженера ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области - начальника территориального управления по государственному строительному надзору ФИО2 № 214066 от 17.11.2021 года ФИО1, как должностное лицо – инженер ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» (ИНН<***>), привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за допущенное им нарушение требований технических регламентов и проектной документации при реконструкции объекта капитального строительства здания операторской АЗС, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 первоначально обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просил прекратить производство по делу, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Определением судьи Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 передана для рассмотрения в Волгодонской районный суд <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Потанина М.П., действующая на основании ордера № 28979 от 02.03.2022, настаивали на отмене обжалуемого постановления, и прекращении производства по делу, за отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО1. Дополнительно ФИО1 суду пояснил, что никогда не являлся сотрудником ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ». Доверенность на имя ФИО3, от ДД.ММ.ГГГГ на представление его интересов в Службе государственного надзора при осуществлении проверки объектов капитального строительства и при производстве по делам об административных правонарушениях, он не выдавал. С директором и учредителем ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» ФИО4 не знаком, никакие документы при строительстве объекта капитального строительства, в частности, акт освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки фасадов здания объекта: Реконструкция здания операторской «АЗС» по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственного лица по осуществлению функций строительного контроля на объекте «Реконструкция здания операторской «АЗС», расположенного в <адрес>; он не подписывал, а его личные данные были использованы должностными лицами ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» без его ведома, в связи с чем, по данному факту он обратился в прокуратуру для проверки указанных доводов. Согласно информации прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки доводов ФИО1, указанных в обращении, были установлены достаточные обстоятельства, дающие основания полагать, что в действиях неустановленных лиц, изготовивших от имени ФИО1 доверенность на право представления его интересов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, как лица, привлекаемого к административной ответственности, имеются признаки состава уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ, в связи с чем, 08.02.2022 года дознавателем ОД МУ МВД России «Волгодонское» возбуждено уголовное дело №12201600103000096 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ, в отношении неустановленного лица, которое принято к производству и начато расследование.

Выслушав ФИО1, его защитника Потанину М.П., проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу.

В суде установлено, что копия обжалуемого постановления получена ФИО1 через портал государственные услуги 24.11.2021 года.

30.11.2021 года ФИО1 первоначально обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просил прекратить производство по делу, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.

С учетом изложенного, срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 не пропущен.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет для виновных должностных лиц наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, как должностное лицо – инженер ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ», привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за допущенное им нарушение требований технических регламентов и проектной документации при реконструкции объекта капитального строительства здания операторской АЗС, расположенной по адресу: <адрес>.

Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Региональной службы ГСН РО – начальника территориального управления по государственному строительному надзору ФИО2 № 38/ГСН/5423 от 02.08.2021 года в период времени с 23.08.2021 по 03.09.2021, установлено, что деятельность должностного лица инженера ООО "ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ" (ИНН <***>) ФИО1 на объекте капитального строительства: Реконструкция здания операторской АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляется с нарушением требований проектной документации и нормативных правовых актов, а именно:

- осуществлена приемка фактически не выполненных работ по монтажу системы вентиляции предусмотренной проектной документацией шифр К-111.09-17В-ИОС4. Акт от ДД.ММ.ГГГГ. (нарушены нормативные акты: ч.1, ч.4 ст.53 ГрК РФ, ч.6 ст.52 ГрК РФ);

- осуществлена приемка фактически выполненных работ по монтажу сети канализации не соответствующих требованиям проектной документации шифр К-111.09-17В-ИОСЗ. Акт от 10.12.2020(нарушены нормативные акты: ч.1, ч.4 ст.53 ГрК РФ, ч.6 ст.52 ГрК РФ);

- осуществлена приемка фактически выполненных работ по монтажу системы хоз- питьевого водоснабжения В1 не соответствующих требованиям проектной документации шифр К-111.09-17В-ИОС2. Акт от ДД.ММ.ГГГГ (нарушены нормативные акты: ч.1, ч.4 ст.53 ГрК РФ, ч.6 ст.52 ГрК РФ).

Лицом, осуществляющим строительство на указанном объекте, является ООО "ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ" (ИНН <***>) на основании договора на выполнение функции технического заказчика (и лица, осуществляющего строительство) № б/н от ДД.ММ.ГГГГ до 30.09.2021

На основании приказа о назначении ответственного лица от ДД.ММ.ГГГГ лицом, ответственным за осуществление строительного контроля ООО "ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ" (ИНН <***>) назначен инженер ФИО1

Учитывая, установленные в ходе проверки обстоятельства, должностное лицо пришло к выводу о том, что инженер ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» ФИО1 осуществляет деятельность с нарушением требований технических регламентов и проектной документации, в связи с чем, в действиях ФИО1 имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Региональной службы Государственного строительного надзора Ростовской области – начальником управления по государственному строительному надзору ФИО2 №214066 от 17.11.2021 должностное лицо - инженер ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Вместе с тем, ни в оспариваемом постановлении, ни в материалах административного дела не имеется сведений о том, что ФИО1 является субъектом правонарушения вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей инженера ООО "ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ" при реконструкции здания операторской АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением технических регламентов и проектной документации.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в ходе проведения проверки по делу об административном правонарушении исследовался вопрос о должностных (служебных) обязанностях ФИО1, как инженера ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» и документы по данному поводу истребовались из Общества, как и документы о трудовой деятельности ФИО1 в ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ», в частности о заключении Обществом с ФИО1 трудового договора либо гражданско-правового договора, назначении его на должность инженера ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ».

Определением Волгодонского райсуда от 10.03.2022 по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 была назначена судебная почерковедческая экспертиза, проведение которой было поручено ФБУ «Южный региональный центр судебных экспертиз».

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ,1324/04-4 следует, что подписи от имени ФИО1, расположенные в акте освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ, акте освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ, акте освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ, акте приемки фасадов здания от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены не ФИО1, а другим лицом., рукописно пастами шариковых ручек.

Установить с подражанием выполнены вышеуказанные подписи или без подражания не представилось возможным в связи с тем, что пороги и характер «сбиваемости» письменно-двигательного навыка под воздействием «сбивающих» факторов у разных исполнителей имеют большой диапазон колебаний.

При этом эксперт указал, что подписи от имени ФИО1, расположенные в акте освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ, акте освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ, акте освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ, акте приемки фасадов здания от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены рукописно пастами шариковых ручек.

Далее эксперт указал, что установить кем, ФИО1 или другим лицом (лицами) с подражанием, выполнены подписи от имени ФИО1, изображения которых расположенные в копии приказа от 25.09.20202 о назначении ответственного лица по осуществлению функций строительного контроля на объекте «Реконструкции здания операторской АЗС», расположенного по адресу: <адрес>; копии доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя ФИО3, на представление интересов ФИО1 в Службе государственного надзора при осуществлении проверки объекта капитального строительства и производства по делам об административных правонарушениях; копии ходатайства об отложении рассмотрения административного дела от 03,.11.2021 года, не представилось возможным по причинам предоставления на исследование копий среднего качества, а не оригиналов документов, что ведет к утрате некоторых признаков почерка: характера нажима, вида соединений движений, точек начала и окончания движений и т.п.

При этом эксперт указал, что изображения подписей от имени ФИО1, расположенные в копии приказа от 25.09.20202 о назначении ответственного лица по осуществлению функций строительного контроля на объекте «Реконструкции здания операторской АЗС», расположенного по адресу: <адрес>; копии доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя ФИО3, на представление интересов ФИО1 в Службе государственного надзора при осуществлении проверки объекта капитального строительства и производства по делам об административных правонарушениях; копии ходатайства об отложении рассмотрения административного дела от 03,.11.2021 года, выполнены электрофотографическим способом (лазерный принтер, копированный аппарат и т.д.), материалы письма штрихов – тонеры.

Согласно информации прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО1 по факту привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ и подделки его подписи в документах, представленных ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ» и ФИО3 в Региональную службу государственного строительного надзора <адрес> в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, была проведена проверки, в ходе которой, были установлены достаточные обстоятельства, дающие основания полагать, что в действиях неустановленных лиц, изготовивших от имени ФИО1 доверенность на право представления его интересов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, как лица, привлекаемого к административной ответственности, имеются признаки состава уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОД МУ МВД России «Волгодонское» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ, в отношении неустановленного лица, которое принято к производству и начато расследование.

Таким образом, хотя ФИО1 вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, однако все доказательства и материалы дела в совокупности объективно и достоверно не подтверждают названный факт, поэтому в рассматриваемом случае должностное лицо пришло к ошибочному выводу о доказанности факта наличия в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

В данном случае материалами дела не подтверждается, что ФИО1 являлся должностным лицом – инженером ООО «ЭНЕРГОИНДУСТРИЯ», допустившим нарушение технических регламентов и проектной документации при реконструкции здания операторской АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей.

При таких обстоятельствах анализ представленных материалов дела в совокупности иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе полученными судом в ходе проведения судебной экспертизы, позволяет сделать вывод о том, что в данном случае материалами дела достоверно и объективно не установлено, что ФИО1, совершил противоправные действия, которые образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Также следует отметить, что доводы ФИО1 о его невиновности нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, и какими-либо объективными, достоверными и допустимыми доказательствами не опровергнуты.

Установленные по делу обстоятельства указывают на наличие безусловных оснований к отмене обжалуемого постановления, как не отвечающего принципам законности и справедливости.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою виновность, то есть, как следует из содержания и смысла изложенной нормы, бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на должностного лица, осуществляющего производство по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Неустранимые сомнения в виновности лица в административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, установленные по делу обстоятельства указывают на наличие безусловных оснований к отмене обжалуемого постановления, как не отвечающего принципам законности и справедливости.

При рассмотрении дела заместитель руководителя Региональной службы государственного строительного надзора <адрес> - начальник территориального управления по государственному строительному надзору ФИО2 вопреки требованиям ст. 24.1 КоАП РФ фактически уклонился от полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств совершения и причин совершения правонарушения, вмененного ФИО1, на что в частности указывает то, что названным должностным лицом не установлены ни субъект, ни субъективная и объективная стороны правонарушения, тогда как это неразрывно связано с вопросом наличия либо отсутствия в действиях ФИО1 признаков наказуемого деяния.

В соответствии с п.3 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя Региональной службы государственного строительного надзора <адрес> - начальником территориального управления по государственному строительному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Волгодонской районный суд Ростовской области.