РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Балтийск «22» марта 2022 года
Судья Балтийского городского суда Калининградской области Агуреев А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Ермолаевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от 02.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.13 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от 02.02.2022 ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.13 КоАП РФ, выразившегося в том что: ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница», расположенное по адресу: <...>, в срок до 16.12.2021 не исполнило законные предписания №, выданные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области 21.06.2021, срок исполнения которых истек 15 декабря 2021 года (23.59 час.) в приведенной ниже части:
1) по предписанию №:
- не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания;
- не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания;
- отсутствует протокол (акт) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши – пункт 6 Предписания;
2) по предписанию №:
- не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания;
- не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания;
3) по предписанию №:
- не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания;
- не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания;
- отсутствует протокол (акт) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши – пункт 6 Предписания;
4) по предписанию №:
- не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания;
- не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания;
- для отделки потолка в помещении зала для совещаний (первый этаж) применены материалы с неопределенными показателями пожарной опасности – пункт 5 Предписания.
Таким образом, ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» привлечено к административной ответственности за неисполнение указанным юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения.
В жалобе, поданной в Балтийский городской суд Калининградской области, ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница», оспаривая вину в совершенном правонарушении, ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления, ссылаясь на то, что часть нарушений в виде отсутствия протокола (акта) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши – пункты 6 Предписаний № и №, указанных в составленном протоколе об административном правонарушении, не фигурировала в ранее выданных предписаниях, в отношении исполнения которых проводилась проверка, что полагает, свидетельствует о недопустимости использования всего протокола в виде доказательства по делу. Кроме того, полагает, что правонарушение допущено при отсутствии вины учреждения ввиду отсутствия финансирования. Также считает, что наказание в виде штрафа в размере 90 000 руб. для некоммерческого учреждения, является несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, указав, что в настоящее время проведена работа по исполнению требований предписаний, а выявленные нарушения устранены, за исключением применения материалов с неопределенными показателями пожарной опасности потолка в помещении зала для совещаний (первый этаж). Просила ограничиться устным замечанием, применив нормы ст.2.9 КоАП РФ, либо назначить более мягкое наказание.
Выслушав объяснения представителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления по делу об административном правонарушении от 02.02.2022.
Частью 13 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрено, что административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее - Правила противопожарного режима в РФ), вступающие в силу с 01 января 2021 года и действующие до 31 декабря 2026 года включительно.
Пунктом 1 вышеуказанных Правил предусмотрено, что они устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 13 Правил противопожарного режима в РФ при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год.
По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты.
В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
Согласно п. 48 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В силу подп. «б» п. 17 Правил противопожарного режима в РФ руководители организаций, в т.ч. организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Аналогичные требования предусматривались п.п. 55, 61, 24 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, утратившим силу с 01 января 2021 года.
Пунктами 1, 3, 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.
Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29 декабря 2021 года № в ходе внеплановых проверочных мероприятий, проводимых Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области по адресу: <...>, в отношении ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница», в целях проверки исполнения предписаний Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области №, выявлен факт неисполнения в установленный срок указанным юридическим лицом предписания органа, осуществляющего федеральный государственный противопожарный надзор на объекте здравоохранения, в соответствии с которым учреждением в срок до 15.12.2021 не были выполнены следующие мероприятия: 1) по предписанию №: - не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания; - не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания; - не составлен протокол (акт) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши – пункт 6 Предписания; 2) по предписанию №: - не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания; - не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания; 3) по предписанию №: - не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания; - не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания; - не составлен протокол (акт) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши – пункт 6 Предписания; 4) по предписанию №: - не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания – пункт 2 Предписания; - не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода – пункт 3 Предписания; - для отделки потолка в помещении зала для совещаний (первый этаж) применены материалы с неопределенными показателями пожарной опасности – пункт 5 Предписания.
При таких данных мировой судья пришел к правильному выводу о том, что ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница», являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере здравоохранения, не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Доводы учреждения о непризнании инкриминируемого правонарушения в силу изложенных выше обстоятельств являлись предметом проверки судьи суда первой инстанции. Эти доводы правильно отклонены мировым судьей со ссылкой на то, что предписание выдано в соответствии с компетенцией государственного органа, осуществляющего пожарный надзор, а законность выданного предписания юридическим лицом не оспорена, что делает его обязательным к исполнению. Правильно указано и на отсутствие оснований полагать, что предписания не были выполнены вопреки активным действиям учреждения, направленным на их исполнение, то есть невиновно.
Из материалов дела видно, что своевременных действий, направленных на получение финансирования и проведение работ по устранению выявленных нарушений, учреждением предпринято не было.
Сведений о продлении срока исполнения перечисленных предписаний стороной защиты не предоставлялось.
Таким образом, мировой судья сделал верный вывод о наличии в действиях учреждения состава описанного правонарушения.
Эти выводы мирового судьи действительно подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 29 декабря 2021 года №;
- предписанием об устранении выявленных нарушений от 17 июня 2021 года №, выдано на здание лечебного корпуса (больница) (получено представителем ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» Я.. 17 июня 2021 года);
- предписанием об устранении выявленных нарушений от 17 июня 2021 года №, выдано на здание административно-лечебного корпуса (получено представителем ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» Я. 17 июня 2021 года);
- предписанием об устранении выявленных нарушений от 17 июня 2021 года №, выдано на здание взрослой поликлиники (получено представителем ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» Я. 17 июня 2021 года);
- предписанием об устранении выявленных нарушений от 17 июня 2021 года №, выдано на здание детской поликлиники (получено представителем ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» Я. 17 июня 2021 года);
- актом выездной проверки от 29 декабря 2021 года № по факту проверки здания лечебного корпуса по адресу: <...>, которым выявлены следующие нарушения: 1) не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания; 2) не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода; 3) отсутствует протокол (акт) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши;
- актом выездной проверки от 29 декабря 2021 года № 83 по факту проверки здания административно-лечебного корпуса по адресу: <...>, которым выявлены следующие нарушения: 1) не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания; 2) не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода;
- актом выездной проверки от 29 декабря 2021 года № 84 по факту проверки здания взрослой поликлиники по адресу: <...>, которым выявлены следующие нарушения: 1) не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных элементов конструкции крыши здания; 2) не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода
- актом выездной проверки от 29 декабря 2021 года № 85 по факту проверки здания детской поликлиники по адресу: <...>, которым выявлены следующие нарушения: 1) для отделки потолка в помещении зала для совещаний (первый этаж) применены материалы с неопределенными показателями пожарной опасности; 2) не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» по состоянию на 29 декабря 2021 года;
а также:
- решением о проведении внеплановой выездной проверки от 16 декабря 2021 года №,
- решением о проведении внеплановой выездной проверки от 16 декабря 2021 года №,
- решением о проведении внеплановой выездной проверки от 16 декабря 2021 года №,
- решением о проведении внеплановой выездной проверки от 16 декабря 2021 года №.
Указанные доказательства получены и оформлены уполномоченными должностными лицами с соблюдением соответствующих требований законодательства об административных правонарушениях, согласуются между собой, не имеют противоречий, поэтому признаются достоверными и допустимыми доказательствами и могут быть положены в основу принимаемого решения по делу.
Административное наказание в виде штрафа назначено ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» с учетом характера совершенного административного правонарушения и иных обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а его размер установлен равному нижнему пределу санкции ст.19.5 ч.13 КоАП РФ и соответствует минимально возможному.
Мировым судьей правильно отвергнуты доводы учреждения о малозначительности правонарушения, поскольку характер допущенных нарушений требований противопожарной безопасности и их не устранение в установленные предписанием сроки создают реальную угрозу жизни и безопасности людей.
При рассмотрении настоящей жалобы суд учитывает также и то, что минимальный размер санкции ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ не позволяет применить положения ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, а ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ устанавливает прямой запрет на замену наказания в виде штрафа предупреждением за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Мировым судьей не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, установленных законодательством об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы судьей не установлено.
Не имеется и оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения. Состав правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.13 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления каких-либо последствий.
При таких данных, оценивая совокупность исследованных доказательств, судья приходит к выводу о том, что обжалованное постановление мирового судьи от 02.02.2022 г. законно и обоснованно, а потому оно не подлежит отмене или изменению.
Вместе с тем, суд считает необходимым исключить из описательно-мотивировочной части постановления мирового судьи при описании противоправного деяния указание на то, что учреждением в рамках исполнения предписания № не представлен протокол (акт) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши – пункт 6 Предписания.
Так, из постановления мирового судьи видно, что мировой судья признал необоснованным отнесение этого пункта предписания № к числу неисполненных, поскольку в указанном предписании эти действия не предписывались учреждению. Вместе с тем при описании деяния, совершенного учреждением, сохранил указание на то, что отсутствует протокол (акт) проведения эксплуатационных испытаний ограждения крыши – пункт 6 Предписания №, что является недопустимым.
Однако указанное обстоятельство не влечет отмену постановления, поскольку не влияет на квалификацию действий учреждения, равно как не влечет и изменение размера назначенного наказания, и так являющегося минимально возможным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 30.1, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от 02.02.2022 о назначении ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» – без удовлетворения.
Исключить из описательно мотивировочной части постановления мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от 02.02.2022 при изложении описания противоправного деяния указание на то, что ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» не исполнило пункт 6 законного предписания №, выданного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области 21.06.2021.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области: подпись Агуреев А.Н.
Копия верна. Судья: