ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24 от 21.01.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

дело № 12 – 24 судья – Кутушова Ю.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

21 января 2021 года

Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу защитника Савкина А. АлексА.а, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Морской бриз», на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 05 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 05 ноября 2020 года (день изготовления постановления в полном объеме) юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Морской бриз» (далее – ООО «Морской бриз», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 13 июля 2020 года и хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (<...>) товары постановлено возвратить законному владельцу после надлежащего таможенного оформления.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Общества Савкин А.А., выражая несогласие с судебным постановлением в части разрешения вопроса об изъятых товарах, просит судебное постановление изменить. Изъятые на основании протокола от 13.07.2020 товары после вступления оспариваемого постановления в законную силу уничтожить.

Приводя положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», разъяснения законодательства, содержащиеся в пункте 23.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», считает, что изъятая у Общества продукция не соответствует установленным требованиям ГОСТ Р 51074-2003, поскольку не имеет маркировки, информации на русском языке, а также документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, следовательно, находится в незаконном обороте, а поэтому подлежит уничтожению.

В судебное заседание не явились законный представитель Общества ФИО1, защитник Общества Савкин А.А., представитель Мурманской таможни, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их явка не признавалась обязательной.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с подпунктами 3, 7, 27, 35, 41 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Перемещение товаров через таможенную границу Союза определяется, как ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно подпункту 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товаром является любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 данного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

Пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС установлено, что при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке водным транспортом, в том числе: общую декларацию; декларацию о грузе; декларацию о судовых припасах; декларацию о личных вещах экипажа судна; судовую роль; список пассажиров; транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре, предусмотренные настоящим подпунктом, не содержатся в декларации о грузе; сведения о регистрации судна и его национальной принадлежности; судне (наименование и описание); капитане судна (фамилия); судовом агенте (фамилия и адрес); количестве и составе членов экипажа судна; порте отправления и порте захода судна (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования, общее количество и описание); судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество).

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 года (Лондон), установлено, что: груз - это любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами (пункт А раздела 1 «Определения» приложения к Конвенции).

Положениями Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) и статьей 89 ТК ЕАЭС определен исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых таможенному органу перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом.

Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС припасы - товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза припасов установлены главой 39 ТК ЕАЭС.

Припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения под таможенные процедуры (пункт 2 статьи 281 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 3 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.

Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, 13 июля 2020 года на таможенную территорию Союза в порт Мурманск прибыло транспортное средство международной перевозки – морское судно *» (ИМО 8813702, флаг Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и подпункта 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ООО «Морской бриз» является судовладельцем судна *» и перевозчиком товаров при прибытии данного судна на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС).

В целях совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС при международной перевозке водным транспортом и оформления на приход судна *» в порт Мурманск перевозчиком на основании пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС на таможенный пост Морской порт Мурманск Мурманской таможни (183038, <...>), в электронном виде посредством КПС «Портал Морской порт», были представлены документы и сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС (судовое дело № 10207050/130720/0001246), в том числе: генеральная (общая) декларация, содержащая сведения о судне, судовом агенте, кратком описании груза и другие требуемые сведения; декларация о грузе, содержащая сведения о судне, тароупакованных материалах, паллетах и продукции морского промысла (креветке мороженой); декларация о судовых припасах, содержащая сведения о топливе, воде, маслах и смазках, а также алкоголе, сигаретах, наркотиках, продуктах питания, с приложением перечня медикаментов; судовая роль, содержащая сведения о членах экипажа судна; декларация о личных вещах экипажа судна.

13.07.2020 в период с 14:47 по 15:30 мск должностным лицом таможенного поста Морской порт Мурманск Мурманской таможни при осуществлении таможенного контроля на судне *» в соответствии с представленными перевозчиком документами и сведениями был проведен таможенный досмотр указанного судна. В ходе указанного досмотра в каюте * судна «*» Ф П.В. были обнаружены товары - алкогольные напитки различного наименования, а также газированные напитки, в следующих ассортименте и количестве: виски, в стеклянных бутылках с идентичными маркировочными обозначениями на этикетках «JackDaniels...Whiskey... 1,0 Litre 40°о Vol». Всего 6 (шесть) бутылок, общим объемом 6 л. (код 2208 ТН ВЭД ЕАЭС); водка, в стеклянных бутылках с идентичными маркировочными обозначениями на этикетках: «Smirnoff...vodka... 1,0 Litre 37.5% vol», всего 12 (двенадцать) бутылок, общим объемом 12 л. (код 2208 ТН ВЭД ЕАЭС); коньяк, в стеклянной бутылке с маркировочными обозначениями на этикетке: «Hennessy...COGNAC...40% vol... 1.0Litre») Всего 1 (одна) бутылка, объемом 1 л. (код 2208 ТН ВЭД ЕАЭС); газированный напиток в жестяных банках с идентичными маркировочными обозначениями на банках: «Coca-Cola...330 ml», две упаковки по 24 банки в каждой. Всего 48 (сорок восемь) банок, общим объемом 15,84 л (код 2202 ТН ВЭД ЕАЭС).

При проверке сведений, указанных перевозчиком в декларации о судовых припасах (запасах) от 13.07.2020 было установлено, что перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС сведения о наименовании обнаруженных товаров в таможенный орган сообщены не были.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 13 июля 2020 года уполномоченным должностным лицом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, и составления 11 сентября 2020 года уполномоченным должностным лицом Мурманской таможни в отношении перевозчика ООО «Морской бриз» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.1-5, 179-183).

Вывод о виновности юридического лица ООО «Морской бриз» в совершении вмененного ему административного правонарушения подтвержден собранными и исследованными судьей доказательствами, подробно перечисленными в обжалуемом постановлении, которые в силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми доказательствами по делу, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, судья пришел к обоснованному выводу о том, что юридическое лицо ООО «Морской бриз», будучи перевозчиком, при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС при международной перевозке водным транспортом, таможенному органу сообщило недостоверные сведения о наименовании товара путем представления недействительных документов, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос о вине юридического лица обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Проанализировав законодательство и нормативные положения, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, судья районного суда с учетом конкретных установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что, являясь профессиональным участником таможенных правоотношений и осуществляя перевозку, ООО «Морской бриз» знало об обязанности заявления достоверных сведений о наименовании товаров при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС при международной перевозке водным транспортом, и имело возможность заявить достоверные сведения о наименовании товаров в декларации о судовых припасах. При этом доказательств объективной невозможности выполнения ООО «Морской бриз» требований таможенного законодательства и всех зависящих от него мер по его соблюдению в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат. Указанное свидетельствует о доказанности вины ООО «Морской бриз» в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Действия ООО «Морской бриз», выразившиеся в нарушении таможенного законодательства, по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицировано правильно.

Доводы защитника Савкина А.А. в жалобе о том, что обнаруженные в каюте капитана судна *» Ф П.В. товары находятся в незаконном обороте и подлежат уничтожению, являются ошибочными.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно, при этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос о предмете административного правонарушения судьей районного суда развешен в соответствии с приведенной нормой Кодекса.

Как следует из материалов дела, алкогольная продукция была обнаружена при прибытии судна «*» на таможенную территорию Евразийского экономического союза и в свободном обороте не находилась, в связи с чем оснований для применения положений пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде предупреждения ООО «Морской бриз» назначено наиболее мягкое из числа альтернативно предусмотренных санкцией части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.4 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, смягчающего обстоятельства, отсутствия вредных последствий в сфере экономических интересов государства. Обстоятельств, влияющих на вид и размер административного наказания, которые не были учтены при его назначении, не имеется.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено, материальные нормы права применены правильно.

Обстоятельства, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 05 ноября 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Морской бриз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Общества Савкина А.А. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда И.А. Федорова