И.о. мирового судьи Вологодской области Дело № 12-63/2019
по судебному участку № 62
Тихонюк Т.Л.
Р Е Ш Е Н И Е
<...> 25 января 2019 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Давыдова О.Н., рассмотрев жалобу Управления образования Администрации города Вологды на постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 62 от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 62 от 28 ноября 2018 года Управления образования Администрации города Вологды признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Управление образования Администрации города Вологды, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Вологодский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в обоснование доводов жалобы указывая, что суд оценил разъяснения представителя Управления критически, взяв за основу только доводы Департамента образования Вологодской области. Прием заявлений и постановку детей на учет с 2011 года по настоящее время осуществляет МБУ ДО «Информационно-методический центр». Родителям ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО34 отказано в предоставлении муниципальной услуги на этапе «Прием заявлений, постановка на учет для определения в МДОО», выполнение которого возложено Административным регламентом на МБУ ДО «ИМЦ». Постановку детей на учет МБУ ДО «ИМЦ» осуществляет в ГИС области «Система образования Вологодской области» на основании соглашения об информационном взаимодействии по использованию ГИС «Образование» от 11.11.2014 года № 75, предметом которого является определение сторонами взаимных прав и обязанностей по использованию ГИС «Образование». Положение о ГИС «Образование», утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 19.05.2014 года № 418, не предусматривает заключения трехсторонних соглашений. В целях получения доступа к ГИС «Образование» каждое юридическое лицо самостоятельно направляет оператору ГИС «Образование» обращение, выражающее желание получить доступ к ГИС «Образование», содержащее сведения, указанные в пункте 10 указанного Положения, после чего, оператор ГИС «Образование» заключает с участником взаимодействия соглашение об информационном взаимодействии, предусматривающее взаимные права и обязанности. Учитывая вышеперечисленные полномочия МБУ ДО «ИМЦ», официальный доступ к системе «ГИС «Образование», соответствующие права при работе в данной системе, Управление является ненадлежащим субъектом административного правонарушения. Функцией по приему заявлений и постановке на учет детей для определения в муниципальные образовательные организации муниципалитет наделил МБУ ДО «ИМЦ», что является правомерным и не противоречит действующему законодательству. Функцией по дальнейшему осуществлению учета детей МБУ ДО «ИМЦ» не наделено. В настоящее время Управление образования Администрации города Вологды в соответствии с федеральным законодательством и учредительными документами выполняет функции по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Функция по осуществлению приема заявлений и постановке на учет детей для определения в дошкольные организации учредительными документами Управления не предусмотрена. По вопросу участия ФИО39 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО40 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО41 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО42 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО34 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в комплектовании МДОО и неполучения данными детьми образования в настоящее время указали, что, согласно заявлениям родителей, желаемые даты зачисления в МДОО данных детей - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, указанные дети не могли участвовать в комплектовании МДОО. Тем самым полагают, что право на получение дошкольного образования указанными детьми Управлением не нарушено.
Кроме того, несовершеннолетние, указанные в постановлении мирового судьи, не попадают под норму, установленную частью 6 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Указанные в постановлении мирового судьи несовершеннолетние желания оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования не изъявляли, не имели академической задолженности, в полном объеме выполнили учебный план, имели положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана и были допущены к государственной итоговой аттестации (далее - ГИА). При этом, на ГИА получили неудовлетворительные результаты. В отношении данных обучающихся применимы нормы статьи 60 и части 2 статьи 63 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Тем самым, право на получение детьми общего образования со стороны Управления не нарушено. Управление принимает исчерпывающие меры по работе с родителями несовершеннолетних по получению детьми образования в иной форме. Так например, 26 сентября и 27 сентября 2018 года были проведены собрания родителей, чьи дети не были допущены к ГИА, или получили неудовлетворительные результаты при повторной сдаче ГИА. На данных собраниях также присутствовали руководители образовательных организаций. В ходе собраний были рассмотрены вопросы: определения
несовершеннолетних, возможности получения основного общего образования на базе организаций среднего профессионального образования; возможности получения профессий через органы службы занятости. Родителям было предложено: в срок до 1 марта 2019 года написать заявление на участие в ГИА в общеобразовательной организации по предмету, по которому получена неудовлетворительная отметка; рассмотреть вопрос продолжения обучения по программам основного общего образования в БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж» и БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж»; обратиться в КУ ВО «Центр занятости Вологодской области» для постановки несовершеннолетних на учет в целях получения рабочей профессии за счет бюджетных средств. Родители 6 обучающихся приняли решение о продолжении несовершеннолетними обучения в вышеуказанных учреждениях профессионального образования. Кроме того, Управлением проведена работа с руководителями общеобразовательных организаций по определению формы получения образования несовершеннолетними, не прошедшими ГИА, и по прикреплению указанных обучающихся к общеобразовательной организации для прохождения итоговой аттестации по предмету, по которому получена неудовлетворительная отметка. В связи с этим, в общеобразовательных организациях была проведена работа с родителями обучающихся, получивших на повторной ГИА неудовлетворительные результаты, было предложено перейти на семейную форму образования. Родители 7 обучающихся отказались от перехода на семейную форму образования (ФИО29 (СОШ № 11), ФИО35(СОШ № 11), ФИО7 (СОШ № 24), ФИО4 (СОШ № 24), ФИО8 (СОШ № 9), ФИО9 (СОШ № 24), ФИО2 (СОШ № 24). Уведомления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних о переходе на семейную форму образования начали поступать в Управление с 11 октября 2018 года. 16 октября 2018 года Управлением в Комиссию по делам несовершеннолетних направлена информация о детях, получивших неудовлетворительные результаты при повторной сдаче ГИА и не представивших в Управление уведомления о переходе на семейную форму образования. Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Вологды состоялось 31 октября 2018 года. Большинство приглашенных родителей на заседание комиссии не явились. По результатам заседания комиссией принято решение о необходимости изучения ситуации в семьях граждан, чьи дети получили неудовлетворительные результаты при прохождении ГИА и направлении ходатайств в УМВД России по г. Вологде о привлечении родителей к административной ответственности в случае необоснованного отказа от продолжения освоения образовательной программы в семейной форме. Управлением проведена работа с родителями, не представившими уведомления о переходе на семейную форму обучения, тем самым ограничивая право своих детей на получение общего образования. В результате данной работы получены уведомления о переходе на семейную форму образования от большинства родителей (в том числе изначально отказавшихся от семейной формы образования), за исключением 5 (ФИО29 (СОШ № 11), ФИО35(СОШ № 11), ФИО4 (СОШ № 24), ФИО25 (СОШ № 36), ФИО3 (СОШ № 36). Родители (законные представители) указанных 5 обучающихся не выходили на связь, им была предоставлена возможность в срок до 4 декабря подойти в Управление для определения дальнейшего обучения детей. Тем не менее, они не явились, в связи с чем, Управление обратилось в УМВД по г. Вологде с просьбой о привлечении родителей к административной ответственности. Из вышеизложенного следует, что право несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования Управлением не нарушено и не ограничено. Полагают, что административное правонарушение со стороны Управления в обоих случаях отсутствует.
В судебном заседании представитель Управления образования Администрации города Вологды по доверенности ФИО31 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление, производство по делу прекратить. Пояснила, что контроль за работой МБУ ДО «Информационно-методического центра» осуществляет Управление образования Администрации г. Вологды.
В судебном заседании представитель Департамента образования Вологодской области ФИО32 с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в возражениях.
Свидетель ФИО38 в судебном заседании пояснила, что МБУ ДО «Информационно-методический центр» является учреждением дополнительного образования детей, полномочия Управления образования по приему заявление и постановке на учет переданы им. В муниципальном задании отсутствует муниципальная услуга по приему заявлений и постановке на учет детей в МДОУ г. Вологды. Им дается субсидия на иные цели, в большей степени финансирование на методическую работу с педагогами. Систематически возникают вопросы к положениям и регламентам на этапе постановки детей на учет, неоднократно обращались по поводу разъяснения регламента в Управление образования, имелись письма от 30 июня 2017 года, 30 октября 2017 года после проведения проверки в этом учебном году от 23 октября 2018 года, где также обращаются с просьбой разъяснить положения Регламента и предоставить актуальную версию Регламента. Но ни на одно письмо от Управления образования ответа не получили. 20 апреля 2018 года состоялось рабочее совещание в Управлении образования по предоставлению муниципальной услуги, в рамках которого начальник дошкольного отдела Управления образования высказала правовую позицию Управления, что при отсутствии регистрации детей в г. Вологде, на основании межведомственного запроса с УФМС, производить отказ. В связи с этим, по заявлениям детей ФИО33, ФИО36, ФИО37, ФИО44, ФИО45, специалистами МБУ ДО «ИМЦ» отказано в постановке на учет в связи с отсутствием регистрации. Учитывая факт отсутствия регистрации на территории г. Вологды и принимая позицию Управления образования, первоначально этим детям было отказано. На сегодняшний день эти дети вновь поставлены на учет. Управления образования их контролируют, видят, правильно ли они принимают решения по постановке на учет.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, учитывая положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения об Управлении образования, утвержденного решением Вологодской городской думы от 27 ноября 2009 года№ 181, Порядка учета детей, имеющих право на получение дошкольного и общего образования, проживающих на территории муниципального образования «Город Вологда», и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, утвержденного постановлением Администрации г. Вологды от 11 ноября 2011 года № 6802, Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования», утвержденного постановлением Администрации г. Вологды от 26.04.2011 №2136, проанализировав доводы, изложенные в жалобе, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 17 октября 2018 года в результате плановой проверки Управления образования Администрации города Вологда, по адресу: <...>, Департаментом образования Вологодской области выявлены факты незаконного ограничения права несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования. В нарушение вышеуказанных требований родителям (законным представителям) ФИО39 (заявление от 07.09.2018), ФИО40 (заявление от 07.09.2018), ФИО41 (заявление от 06.09.2018), ФИО42 (заявление от 09.09.2018), ФИО43 (заявление от 07.09.2018) отказано в предоставлении услуги (на этапе «Прием заявлений, постановка на учет детей для определения муниципальной дошкольной образовательной организации») на основании, не предусмотренном Федеральным законом об образовании, Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № 293, Административным регламентом, а именно: на основании ответа Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, полученного по системе межведомственного взаимодействия (скриншоты сведений из государственной информационной системы области «Система образования Вологодской области» (ГИС «Образование») подсистемы «Электронный детский сад» приложены к протоколу и включены в акт проверки № от 17 октября 2018 года). В результате отказа несовершеннолетние ФИО39 (заявление от 07.09.2018), ФИО40 (заявление от 07.09.2018), ФИО41 (заявление от 06.09.2018), ФИО42, (заявление от 09.09.2018), ФИО43 (заявление от 07.09.2018) не смогли принять участие в комплектовании дошкольных образовательных учреждений, в настоящее время дети не получают дошкольное образование.
12 октября 2018 года и 13 октября 2018 года внесены изменения в записи вышеуказанных детей. Заявление ФИО40 от 07.09.2018 года 12 октября 2018 года отправлено в архив, взамен данного заявления 08.10.2018 в 15.03 создано новое заявление. В заявлениях ФИО41, ФИО43ФИО39, ФИО42 изменен статус с «Отказано в услуге» на статус «Подтверждение документов», «Подтверждение регистрации» (данный статус не предусмотрен Административным регламентом).
Кроме того, в нарушение ч. 6 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Управление образования не приняло меры в установленный срок, обеспечивающие получение несовершеннолетними обучающимися, получившими неудовлетворительные отметки на государственной итоговой аттестации в 9 классах и отчисленными из общеобразовательных организаций со справкой об обучении, основного общего образования в иной форме: ФИО46 (отчислена из МОУ «Средняя школа № 6»), ФИО1 (отчислен из МОУ «СОШ №22»), ФИО2 (отчислен из МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»), ФИО3 (отчислен из МОУ «СОШ № 36»), ФИО4 (отчислен из МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»), ФИО5 (отчислена из МОУ «СОШ №22»), ФИО6 (отчислена из МОУ «СОШ №22»), ФИО7 (отчислена из МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»), ФИО8 (отчислен из МОУ «СОШ №9»), ФИО9 (отчислена из МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»), ФИО10 (отчислена из МОУ «СОШ № 13»), ФИО11 (отчислен из МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»), ФИО12 (отчислена из МОУ «СОШ № 22»), ФИО13 (отчислен из МОУ «СОШ № 12»), ФИО14 (отчислена из МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»), ФИО15 (отчислена из МОУ «СОШ № 14»), ФИО16 (отчислена из МОУ «СОШ № 12»), ФИО17 (отчислена из МОУ «СОШ № 12»), ФИО18 (отчислен из МОУ «СОШ № 36»), ФИО19 (отчислен из МОУ «Средняя школа № 17»), ФИО20 (отчислен из МОУ «Средняя школа № 17»), ФИО21 (отчислена из МОУ «СОШ № 12»), ФИО22 (отчислен из МОУ «СОШ № 22»), ФИО23 (отчислена из МОУ «Средняя школа № 3»), ФИО24 (отчислена из МОУ «СОШ № 12»), ФИО25 (отчислена из МОУ «СОШ №36»), ФИО26 (отчислен из МОУ «СОШ № 25»), ФИО27 (отчислен из МОУ «Вечерняя СОШ № 1»),ФИО28 (отчислен из МОУ «СОШ № 11»), ФИО29 (отчислена из МОУ «СОШ № 11»), ФИО30 (отчислена из МОУ «СОШ № 23 «Созвучие»).
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, и вина Управления образования Администрации города Вологды подтверждены совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые являются достаточными и допустимыми для рассмотрения дела по существу.
Данные доказательства получены без нарушения закона, оснований не доверять им не имеется. Противоречий между представленными суду доказательствами не усматривается.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.
Выводы мирового судьи соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о назначении Управлению образования Администрации города Вологды административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Мировой судья, учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, а также то, что Управление образования Администрации города Вологда является отраслевым органом Администрации города Вологда, правомерно назначил наказание в виде штрафа, с применением положений ст.4.1 п.3.2 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 62 от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Управления образования Администрации города Вологды не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 62 от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, в отношении Управления образования Администрации города Вологды оставить без изменения, жалобу Управления образования Администрации города Вологды - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья О.Н. Давыдова