Судья Лопатнев А.В. дело № 12-240/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7-824 10 июля 2017 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» Филипповой Ирины Сергеевны на решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.05.2017 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз»,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника управления федерального государственного лесного надзора Департамента лесного комплекса Тюменской области от 03 марта 2017 года открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (далее – ОАО «Сургутнефтегаз») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Не согласившись с вынесенным должностным лицом постановлением, представитель ОАО «Сургутнефтегаз» обратилась с жалобой в Сургутский городской суд.
Решением судьи Сургутского городского суда от 03.05.2017г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель ОАО «Сургутнефтегаз» просит решение судьи отменить ввиду его незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
При рассмотрении жалобы представители ОАО «Сургутнефтегаз» Филиппова И.С., Золотарева Н.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителей ОАО «Сургутнефтегаз» Филиппову И.С., Золотареву Н.В. нахожу решение судьи и постановление должностного лица подлежащими отмене, по следующим основаниям.
Согласно постановления начальника управления федерального государственного лесного надзора Департамента лесного комплекса Тюменской области от 03 марта 2017 года ОАО «Сургутнефтегаз» заключило с Департаментом лесного комплекса Тюменской области договор аренды лесного участка от 12.05.2016 № 18-45-16 в отношении лесного участка, расположенного в Уватском лесничестве Першинское участковое лесничество (Демьянское СП) квартал №67 выделы №102 (17, 18, 20), 103 (17, 20), 104 (17, 20), 105 (18), 106 (18), 107 (18, 20), 108 (18, 20), 109 (15), 110 (15), 111 (15), квартал №84 выделы №246 (1), 247 (1), 248 (1, 2), 249 (1, 2, 63), 250 (5, 64), 252 (5), 253 (5) с кадастровым номером 72:18:0000000:124/5492, 5493, 5495, 5497 площадью 2,2827 га в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, сроком на 23 года 7 месяцев. Договор аренды прошел государственную регистрацию 06.06.2016 года за № 72-72/008-72/008/001/2016-906/2.
02 ноября 2016 года ОАО «Сургутнефтегаз» заключило с АО «НК «Конданефть» соглашение №8 от 02.11.2016 года об установлении сервитута на часть выше указанного лесного участка с кадастровым номером 72:18:0000000:124/5492 площадью 0,041 га в целях строительства объектов по проекту «Обустройства Кондинского месторождения. ПСП «Конданефть с узлом подключения к ЛПДС «Демьянское» на право ограниченного пользования (сервитут). При подписании соглашения №8 от 02.11.2016г. с АО «НК «Конданефть» ОАО «Сургутнефтегаз» согласие Департамента лесного комплекса Тюменской области не получало. Соглашение № 8 от 02.11.2016г. об установлении сервитута не прошло государственную регистрацию.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья Сургутского городского суда исходил из того, что пунктом «Д» подпункта 10 договора аренды лесного участка от 12.05.2016 года № 18-45-16 установлено, что арендатор (ОАО «Сургутнефтегаз») имеет право заключать соглашение об установлении сервитута в отношении лесного участка либо его части при наличии согласия арендодателя (Департамент лесного комплекса Тюменской области) на заключение такого соглашения. Поскольку при подписании соглашения №8 от 02.11.2016 года с АО «НК «Конданефть» ОАО «Сургутнефтегаз» согласие Департамента лесного комплекса Тюменской области не получило, суд посчитал вину ОАО «Сургутнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленной.
Вместе с тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Согласно п. 4 договора аренды лесного участка от 12.05.2016г. № 18-45-16 заключенного между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и ОАО «Сургутнефтегаз», арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (л.д. 64).
В соответствии с условиями соглашения № 8 от 02 ноября 2016 года, об установлении сервитута, ОАО «Сургутнефтегаз» предоставило АО «НК «Конданефть» право ограниченного пользования (сервитут) частью лесного участка в целях строительства объектов по проекту «Обустройство Кондинского месторождения. ПСП «Конданефть с узлом подключения к ЛПДС «Демьянское» (л.д.46).
Таким образом, цель использования лесов, установленная Договором (использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов), как и границы лесного участка, ОАО «Сургутнефтегаз» не нарушены.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Из содержания п. 1 ст. 2, глав 30, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации также следует, что обязательства, возникающие в связи с исполнением договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров аренды, безвозмездного пользования, заключенных в отношении земельных (лесных) участков, регулируются гражданским законодательством.
В качестве обеспечения исполнения договорных обязательств п. 1 ст. 329 и п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления неустойки (штрафа, пени), представляющей собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Административная ответственность, установленная ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлена на защиту общественных отношений, связанных с использованием и охраной лесов.
Отсутствие письменного согласия арендодателя на заключение соглашения об установлении сервитута не является нарушением требований природоохранного законодательства и не может расцениваться, как использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
При таких обстоятельствах, решение судьи городского суда и постановление должностного лица, нельзя признать законными и обоснованными, в силу чего они подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л :
Жалобу представителя открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» Филипповой Ирины Сергеевны удовлетворить.
Постановление начальника управления федерального государственного лесного надзора Департамента лесного комплекса Тюменской области от 03 марта 2017 года ОАО «Сургутнефтегаз» и решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.05.2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова