ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-240/2022 от 21.06.2022 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-240/2022

УИД 29RS0014-01-2022-002782-82

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15 21 июня 2022 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу Меньшутина И. Ю. на постановление заместителя начальника Инспекции по Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Росстандарта Слепченко Л.А. от 24 марта 2022 года №64-ДЛ-П,

установил:

постановлением заместителя начальника Инспекции по Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Р. С. Л.А. от 24 марта 2022 года №64-ДЛ-П должностное лицо – главный врач ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» Меньшутин И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Меньшутин И.Ю., не оспаривая наличие события и состава вмененного правонарушения, обратился в Ломоносовский районный суд г. Архангельска с жалобой, в которой, ссылаясь на наличие оснований для применения положений ч.1 ст.4.1.1 и ч.1, 2 ст.3.4 КоАП РФ, просил заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные документы, выслушав защитника Меньшутин И.Ю.Меренчук О.Н., заместителя начальника Инспекции по Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Росстандарта Слепченко Л.А., не нахожу правовых оснований для отмены постановления.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственности за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях установления правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности, содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу принят Федеральный закон от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» данный Закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом ЦМТУ Росстандарта главным врачом ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» Меньшутиным И.Ю. не обеспечено своевременно и в полном объеме соблюдение требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений при проведении измерений, к которым установлены обязательные требования, и допущены к применению СИ, не прошедшие поверку в установленном порядке (т.е. не поверенные) и СИ неутвержденного типа, не обеспечивающих соблюдение обязательных метрологических требований к измерениям (измерению объема вдыхаемого (выдыхаемого) воздуха и к измерению оптико-физических характеристик наборов пробных очковых линз), что привело к несоблюдению требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ в отношении СИ, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при лицензируемой медицинской деятельности.

Так в ходе проверки ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» должностным лицом ЦМТУ Росстандарта выявлено, что при измерении объема вдыхаемого (выдыхаемого) воздуха в отделении функциональной диагностики во взрослой поликлинике допущено применение СИ медицинского назначения: спирометра Micro Medical Micro GP заводской номер 3407 (согласно информации в сертификате о калибровке СИ) (заводской номер в представленной эксплуатационной документации отсутствует, инв. №ОС 7200816, введенный в эксплуатацию 07.07.2008), не прошедшего испытаний с целью утверждения типа СИ (СИ неутвержденного типа), без информации о проведении метрологической поверки, при этом представленный при проверке Учреждением сертификат о калибровке от 23.11.2021 №3407, выданный ФБУ «Архангельский ЦСМ», не может являться надлежащим выполнением требований действующего законодательства, предусмотренных в части выполнения измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, поскольку не соответствует требованиям ч.1 ст.9 и ч.1 ст.12 №102-ФЗ.

В соответствии с «Перечнем медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых производятся испытания в целях утверждения типа средств измерений» (п. 7 приложение №2), утвержденного Приказом Минздрава России от 15.08.2012 г. № 89н, - спирометры для измерения объема вдыхаемого (выдыхаемого) воздуха, - должны быть утвержденного типа. Фактически, информация об утверждении типа спирометра Micro Medical Micro GP отсутствует, сведения об утверждении типа данного СИ в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (Госреестр СИ РФ) не внесены (отсутствуют), т.е. является СИ медицинского назначения, тип которых не утвержден, в том числе неповеренным, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, измерения, включенные в п. 1.7 «Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 №1847, выполняются с применением СИ неутвержденного типа и не прошедших поверку, в том числе без показателей точности измерений, в период с 01.01.2022 (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 №1847) по 04.03.2022 (05.03.2022 дата ввода в эксплуатацию новых СИ согласно актам ввода оборудования в эксплуатацию от 05.03.2022 б/н).

Кроме того при измерении оптико-физических характеристик наборов пробных очковых линз в кабинете врача офтальмолога во взрослой поликлинике допущено применение набора пробных очковых линз «АРМЕД» с оправой на 266 линз, изг. Китай (заводской номер в паспорте СИ отсутствует) (инв. №1013400234, введенный в эксплуатацию 24.07.2018, №Госреестра СИ 54930-13), - полностью отсутствует информация о поверке СИ. Межповерочный интервал (МПИ) в соответствии с Госреестром СИ - 2 года. При проверке на СИ информация о первичной и периодической поверок не представлена (отсутствует), в паспорте СИ информация о поверке отсутствует, сведения оповерке СИ на сайте ФГИС «АРШИН» отсутствуют, кроме того, согласно ведомости дефектов медицинского оборудования, подлежащего списанию от 18.01.2022, выданной представителем сервисной организации ООО «НордТехноМед», набор пробных очковых линз «АРМЕД» с оправой на 266 линз был признан непригодным к применению по причине выявленных неисправностей. Установлен факт применения данного набора пробных очковых линз «АРМЕД», что документально подтверждено результатами измерений.

Таким образом, измерения, включенные в п.1.12 «Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1847, выполняются с применением СИ не прошедшего поверку, в том числе признанным с 18.01.2022 непригодным к эксплуатации, в период с 01.01.2022 (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 №1847) по 05.03.2022 (с 06.03.2022 СИ не применялось в связи нахождением врача-офтальмолога в отпуске).

Акты о выводе из эксплуатации вышеуказанных СИ и документы, подтверждающие использование иных СИ, при проверке не представлены (отсутствуют).

Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела, в частности, протоколом об административном правонарушении от 18.03.2022 № 64-ДЛ, актом проверки от 14.03.2022 №64 (с приложениями), предписанием об устранении нарушений от 14.03.2022 №64-1, распоряжением Министра здравоохранения Архангельской области от 11.10.2021 № 183-ру о назначении на должность главного врача Учреждения Меньшутина И.Ю., письменными пояснения (с приложением) главного врача Учреждения Меньшутина от 24.03.2022 №1101/01-10, иными материалы дела, и не оспаривались заявителем в поданной жалобе.

Таким образом, должностным лицом – главным врачом ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» Меньшутиным И.Ю. допущены к применению СИ медицинского назначения неутвержденного типа и не прошедших в установленном порядке поверку.

Применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не поверенных в установленном порядке СИ, в том числе с несоблюдением порядка их поверки, а также СИ неутвержденного типа, является нарушением ч.1 ст.5, ч.1 ст.9, ч.1 ст.12 и ч.1 ст.13 Федерального Закона РФ от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; п.п.5, 6, 18 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 №251, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области здравоохранения, соблюдении обязательных требований к измерениям и СИ, к которым установлены обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1847).

Выявив допущенные нарушения, с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ в отношении главного врача ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» Меньшутина И.Ю. должностным лицом ЦМТУ Росстандарта был составлен протокол по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, постановлением от 24 марта 2022 года №64-ДЛ-П он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств тому, что Меньшутиным И.Ю., как руководителем ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» были приняты все зависящие от него меры для обеспечения требований законодательства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Должностное лицо ЦМТУ Росстандарта обоснованно пришло к выводу о виновности должностного лица – главного врача ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» Меньшутина И.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Меньшутина И.Ю. к административной ответственности за совершение инкриминируемого административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, является минимальным и изменению не подлежит.

Порядок и процедура привлечения должностного лица к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения соблюдена.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований главы 29 КоАП РФ, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно, вынесенное постановление отвечает установленным законом требованиям и правовых оснований для его пересмотра не имеется.

Доводы жалобы о необходимости применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного наказания на предупреждение не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, данной нормой предусматриваются условия замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в отношении работников юридических лиц, относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В силу пункта 1 статьи 4 вышеназванного Федерального закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Материалы дела сведений о том, что ГБУЗ АО «Архангельская ГКБ №4» является субъектом малого и среднего предпринимательства, не содержат, участниками производства по делу такие сведения не представлены. Соответственно к должностному лицу данного Учреждения – главному врачу Меньшутину И.Ю. положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применены быть не могут.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление заместителя начальника Инспекции по Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Росстандарта Слепченко Л.А. от 24 марта 2022 года №64-ДЛ-П оставить без изменения, жалобу Меньшутина И. Ю. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский районный суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копи решения.

Судья Л.Э. Пяттоева