№12-2414/2021 публиковать
УИД- 18RS0002-01-2021-001227-16
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
10 ноября 2021 года г. Ижевск
Судья Первомайского районного суда г.Ижевска Арсагова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП г.Ижевска «Ижводоканал» ФИО1 на постановление Западно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от <дата>г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Из постановления об административном правонарушении №/Пс от <дата>г. следует, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности юридического лица МУП г. Ижевска «Ижводоканал». В рамках проверки была оценена деятельность очистных сооружений предприятия расположенных по адресу: <адрес> тракт, 1- объект НВОС №П – «Цех очистных сооружений канализации. Иловые площадки. Площадка для складирования сухого осадка»- объект НВОС I категории, категория риска- чрезвычайно высокая; уровень надзора- федеральный. В процессе осуществления хозяйственной деятельности МУП г. Ижевска «Ижводоканал» осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3№/Пс от <дата>г. должностное лицо – директор МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указывая на то, что у предприятия имеется действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от <дата>, сроком действия до <дата>. Согласно проекта технического перевооружения котельной, были установлены новые котлы Bosh UT-L30, которые работают на основном топливе- газ и при аварийной ситуации могут работать на дизельном топливе (разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки № от <дата>). Это 2 новых источника выбросов. Кроме того, нельзя считать установленным сам факт осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденная Госкомэкологии России <дата>, включена в соответствующий Перечень распоряжением Минприроды России Распоряжением №-р от <дата> следовательно, определить осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ходе испытаний <дата>, <дата>, <дата>, <дата> (то есть до даты включения Методики в Перечень) неправомерно. Просит признать постановление по делу об административном правонарушении от <дата>. №/ПС незаконным, отменить и прекратить производство по делу.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата>г. постановление Западно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от <дата> об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, назначении наказания в виде административного штрафа в отношении ФИО1 – оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного суда УР от <дата> решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска УР от <дата>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Ижевска УР.
В судебном заседании:
- представители МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ФИО2, ФИО4, действующие на основании доверенности, на доводах жалобы настаивали. Пояснили, что используемая административным органом методика не могла быть использована, так как не предназначена для расчета выбросов от сжигания дизельного топлива. В соответствии с Приказом № дается год для корректировки инвентаризации. Дизельное топливо используется в качестве аварийного. Факт выброса загрязняющих веществ через дымовую трубу котельной при сжигании котлами Bosh дизельного топлива не доказан, равно как не доказано превышение установленных для данного источника нормативов. На предприятии производилось техническое перевооружение, были заменены 2 котла, источник выбросов не менялся – осталась дымовая труба. Ростехнадзор согласился, что это не реконструкция. Предприятие не превысило срок, необходимый для корректировки данных инвентаризации. Совершение деяния ФИО1 вменяется частично в период, когда он не был директором предприятия. П.43 Приказа Минприроды РФ № предусматривается, что корректировка инвентаризации обязательна, если отклонение по выбросам превышает 25%. Выбросы предприятия этот показатель не превысили.
- заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Удмуртской Республики Шадрин Ф.В. указал, что ФИО1 правомерно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ; факт совершения вменяемого правонарушения подтвержден надлежащим образом. Нормированию подлежат все выбросы. Предприятием в ходе испытаний было сожжено более полутора тонн дизельного топлива. Предприятие составило декларацию и оплатило указанные выбросы. Имел место факт выброса, в составе, в том числе углерода сажи и ангидрида сернистого, что не предусмотрено Разрешением. Предприятию не вменяется нарушение промышленной безопасности
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из содержания ч.1 ст.34 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду (ч.1 ст.19 Закона).
В соответствии с требованиями ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст.12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В силу ч.9 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
.Р., в соответствии с которыми масса загрязняющих веществ
Согласно п.6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух понимается любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством ("Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от <дата> N 14-01-333.).
Согласно п.7.1 ч.2 Нормирование выбросов в атмосферу "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от <дата> N 14-01-333 нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и объекта в целом (а также его отдельных функциональных частей при условии их расположения на удалении друг от друга на расстоянии большем, чем размеры зоны влияния их выбросов).
Устанавливаемые нормативы ПДВ (ВСВ) ЗВ характеризуются следующими величинами: максимальный разовый выброс, г/с; валовое значение, т/год.
Согласно материалам дела, предметом деятельности МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является организация бесперебойного и качественного обеспечения потребителей <адрес> водой из централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, а также отведения, транспортировке и очистке сточных вод через городские канализационные сооружения и получение прибыли.
В рамках проверки, проведенной Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, была оценена деятельность очистных сооружений предприятия расположенных по адресу: <адрес> тракт, 1- объект НВОС №П – «Цех очистных сооружений канализации. Иловые площадки. Площадка для складирования сухого осадка»- объект НВОС I категории, категория риска- чрезвычайно высокая; уровень надзора- федеральный. В процессе осуществления хозяйственной деятельности МУП г. Ижевска «Ижводоканал» осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На предприятии проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На основании проведенной инвентаризации разработан Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее- ПДВ) в 2017 году. Согласно проекту нормативов ПДВ предприятию утверждены нормативы выбросов в разрезе каждого источника и выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от <дата>, со сроком действия с <дата> по <дата>.
На момент проверки разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от <дата> МУП г. Ижевска «Ижводоканал» являлось действующим.
Установлено, что в ходе осуществления деятельности на объекте НВОС №П- «Цех очистных сооружений канализации. Иловые площадки. Площадка для складирования сухого осадка», согласно заявке о постановке объекта на учет в реестре объектов НВОС, производится выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27 стационарных источников выбросов, в том числе от водогрейной котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал»- источник выбросов- дымовая труба (ист.001), выбросы поступают в атмосферный воздух при сгорании природного газа в котельной.
В ходе проверки документов установлено, что на данном объекте НВОС в дымовую трубу котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал» поступают дымовые газы от двух водогрейных котлов Bosh типа UT-L 30 № (зав. №) и № (зав. №) также и при их работе на аварийном топливе. Наличие указанного источника выбросов и его работа на аварийном топливе подтверждены в Техническом отчете «О результатах пусконаладочных работ и режимно- наладочных испытаний двух водогрейных котлов Bosh типа UT-L 30 в водонагрейной котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал», согласно которому <дата> и <дата>. ООО «Кама-стройсервис» были проведены и закончены работы по режимно - наладочным испытаниям на жидком дизельном топливе водогрейных котлов Bosch типа UT - L 30 в водогрейной котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал»».
Испытания были проведены согласно Программе проведения режимно -наладочных испытаний двух котлов Bosch типа UT - L 30, работающих на дизельном топливе, согласованной главным инженером МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ФИО7 и утвержденной директором ООО «Кама-стройсервис» - ФИО8<дата>.
Кроме того, <дата>, <дата> и <дата> проведены опробования работы указанных водогрейных котлов на аварийном топливе и проверка работоспособности горелочного оборудования котельной на аварийном топливе, в ходе которого было израсходовано 2000 литров аварийного топлива. В качестве аварийного топлива используется топливо дизельное евро (представлен паспорт продукции № АО «ТАИФ-НК»).
Таким образом, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в <дата> году осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от организованного источника: дымовой трубы, в которую поступают дымовые газы двух водогрейных котлов Bosch типа UT - L 30 № (зав. №) и № (зав. №), работающих на аварийном топливе (дизельное) и установленных в котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал».
При сжигании 2000 литров дизельного топлива имел место выброс загрязняющих веществ – ангидрида сернистого и углерода сажи), что подтверждено декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчетом по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух МУП г.Ижевска «Ижводоканал», утвержденным <дата>.
В проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух данный источник выбросов не значится, расчет нормативов допустимых выбросов для выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного источника не произведен, нормативы допустимых выбросов не установлены. В действующем Разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от <дата> МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (в приложениях №№ к нему), данный источник выбросов не значится, нормативы допустимых выбросов для выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного источника не установлены, что является нарушением условий данного Разрешения.
Таким образом, в результате эксплуатации учтенного в установленном порядке стационарного источника негативного воздействия на окружающую среду (дымовая труба котельной), в указываемый в оспариваемом постановлении период осуществлен выброс вредных (загрязняющих) веществ, образовавшихся при сжигании дизельного (аварийного) топлива в котлах, неуказанных в разрешении на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, чем допущено нарушение условий специального разрешения на выброс веществ в атмосферный воздух, что влечет ответственность, предусмотренную ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Вопреки доводам жалобы, порядок и правила проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка данных инвентаризации, утвержденные приказом Минприроды РФ от <дата>№ не отменяют установленный Федеральным законом от <дата>№ –ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории и не допускают осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Решением судьи Первомайского районного суда г.Ижевска от <дата> постановление Западно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от <дата> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, назначении наказания в виде административного штрафа в отношении – МУП г. Ижевска «Ижводоканал» - оставлено без изменения, жалоба МУП г. Ижевска «Ижводоканал» – без удовлетворения.
Указанное решение оставлено без изменения решением судьи Верховного Суда УР от <дата>.
Таким образом, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, выразившегося в выбросе вредных (загрязняющих) веществ, образовавшихся при сжигании дизельного (аварийного) топлива <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.
Согласно распоряжениям Администрации г.Ижевска от <дата>№, от <дата>№ ФИО1 являлся директором МУП г.Ижевска «Ижводоканал» с <дата> по <дата>, таким образом, субъектом рассматриваемого административного правонарушения должностное лицо – директор МУП г.Ижевска «Ижводоканал» ФИО1 является по эпизоду выбросов от <дата>.
Факт совершения вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела.
Факт эксплуатации (проверки аварийного режима работы) котлов в даты и время, указанные в постановлении об административном правонарушении заявителем не оспаривается.
Постановление о привлечении директора МУП г.Ижевска «Ижводоканал» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1. КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Западно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от <дата> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, назначении наказания в виде административного штрафа в отношении директора МУП г.Ижевска «Ижводоканал» ФИО1 - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Первомайский районный суд г. Ижевска.
Судья: С.И. Арсагова