ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2414/2022 от 19.07.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

КОПИЯ УИД 16RS0047-01-2022-001149-65

дело № 12-2414/2022

РЕШЕНИЕ

19 июля 2022 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Каримова С.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – ...» П А.П. на постановление заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ... должностное лицо - ...») П А.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением П А.П. , подал жалобу, в которой просил изменить постановление, заменив назначенное наказание на предупреждение на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просил принять во внимание отсутствие факта причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью работника, а также имущественного ущерба.

В дополнениях к жалобе заявитель указал на истечение срок давности привлечения его к административной ответственности.

В судебном заседании П А.П. , защитник П А.П. по устному ходатайству - Х И.Р. доводы изложенные в жалобе поддержали в полном объёме.

Представитель Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С А.Г. в судебном заседании просил оставить жалобу П А.П. без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов».

Указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 530 Основных требований безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии, утверждённых приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года № 458, испытания взрывчатых веществ и составов, порохов, твердых ракетных топлив, пиротехнических составов и снаряженных ими изделий (боеприпасов, средств взрывания и воспламенения, пиротехнических изделий, двигателей на твердом ракетном топливе), оружия (артиллерийского, стрелкового, систем залпового огня) проводят по технической документации (технологическим регламентам, инструкциям) на специальных площадках, оборудованных для проведения различных видов испытаний в соответствии с проектами и требованиями проектной и технологической документации.

Заведующий складом (раздатчик), отпустив взрывчатые вещества и составы на их основе, а также изделия, их содержащие, один экземпляр наряд-накладной обязан хранить на складе, другой выдать получателю как сопроводительный документ, и два экземпляра с доверенностью получателя передать в бухгалтерию. Один из экземпляров остается при бухгалтерской проводке для списания взрывчатых материалов со склада, а другой направляется получателю.

При передаче взрывчатых веществ и составов на их основе, а также изделий, их содержащих, с одного склада на другой, принадлежащий одной и той же организации, наряд-накладная должна выписываться в трех экземплярах. Заведующий складом, отпустив взрывчатые материалы, два экземпляра обязан оставить на складе и один экземпляр выдать получателю как сопроводительный документ.

При доставке взрывчатых материалов со склада на склад доставщик, получивший ... материалы на их основе или изделия, их содержащие, и заведующий складом (раздатчик), выдавший взрывчатые материалы, обязаны расписаться в наряд-накладной о получении и выдаче взрывчатых веществ.

В приходно-расходных документах не допускаются записи карандашом, помарки и подчистки записей, а всякого рода исправления должны выполняться проставлением новых цифр. Каждое исправление должно быть объяснено и подписано лицом, внесшим его (пункт 657 Основных требований).

Из материалов следует, что ... в ... минут, при проведении плановой выездной проверки соблюдения ... обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:

- площадка для производства испытаний и утилизации ракетных топлив и порохов, peг. № ..., класс опасности ..., расположенная по адресу: ..., в ... от ...;

- площадка производственная, peг. № ..., класс опасности ... расположенная по адресу: ..., установлено, что предприятием не соблюдаются требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при проведении испытаний электродетонаторов ... перед окончанием гарантийного срока хранения, а именно:

- в нарушение пункта 8.2 Инструкции по применению электродетонаторов ... проведены испытания ... электродетонаторов на безотказность срабатывания в группе при последовательном соединении электродетонаторов, вместо ... электродетонаторов;

- в нарушение пункта 657 Основных требований в книге учета прихода и расхода ... Площадки для производства испытаний и утилизации ракетных топлив и порохов исправления записей ... и ... произведены без проставления новых цифр и без объяснений и подписей лицами, внесшими их;

- в книге учета прихода и расхода ... указано па приход взрывопожароопасных веществ по накладной от ......, в то время как накладная от ... имеет ...;

- в наряд-путевках па производство взрывных работ от ...... и от ...... указан взрывник А А.А. ., но в получении взрывчатых материалов в книге учета в получении ... расписался руководитель работ П А.П.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу ...» от ......П А.П. назначен начальником испытательного центра по определению характеристик безопасности и надежности порохов и изделий на их основе.

За указанные правонарушения, постановлением заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ..., должностное лицо - начальник испытательного центра ...» П А.П. привлечен к административной ответственности, предусмотренной часть 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000рублей.

С данными выводами должностного лица юрисдикционного органа суд согласиться не может по следующим основаниям.

Привлекая заявителя к административной ответственности, должностное лицо административного органа, исходило из доказанности факта совершения П А.П. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом определяя дату совершения П А.П. административного правонарушения, выразившегося в нарушение пункта 8.2 Инструкции по применению электродетонаторов ... проведении испытания ... электродетонаторов на безотказность срабатывания в группе при последовательном соединении электродетонаторов, вместо 40 электродетонаторов, административный орган исходил из момента выявления данного нарушения, полагая его длящимся.

Вместе с тем, вопреки выводам должностного лица, административное правонарушение, выразившееся в проведении заявителем испытаний в нарушении Инструкции по применению электродетонаторов ..., длящимся признать нельзя. Временем совершения этого административного правонарушения является дата проведения испытаний.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно протоколу ... испытаний электродетонаторов ... испытания проведены ...

Постановление о назначении должностному лицу административного наказания за нарушение Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности по части 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено должностным лицом ....

В соответствии с установленным частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроком давности привлечения к административной ответственности должностное лицо могло быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил испытаний электродетонаторов не позднее ....

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что указание на нарушение П А.П. пункта 530 Основных требований безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии, утверждённых приказом Ростехнадзора от ......, и пункта 8.2 Инструкции по применению электродетонаторов ЭД-8-Ж, выразившееся в проведении испытания 10 электродетонаторов на безотказность срабатывания в группе при последовательном соединении электродетонаторов, вместо 40 электродетонаторов, подлежит исключению из объёма обвинения.

Вместе с тем, выводы должностного лица административного органа о нарушении П П.А. порядка оформления учётных документов, суд признаёт обоснованными.

Вина П П.А. подтверждается материалами дела, а именно, решением о проведении выездной проверки плановой от ..., актом выездной проверки плановой ... от ..., протоколом об административном правонарушении ... от ... и другими материалами дела. Факт совершение административного правонарушения по существу заявителем не оспаривается.

Доказательства по делу получены с соблюдением установленного законом порядка, им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности для разрешения указанного дела, оснований не согласиться с которой не имеется.

Дав правильную оценку имеющимся в деле доказательствам в указанной части, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к верному выводу о доказанности наличия в действиях П А.П. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, указанные в жалобе, не могут являться основанием для отмены постановления об административном правонарушении, так как опровергаются материалами административного дела, оснований не доверять которым у суда не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности в части выявленных нарушений порядка оформления учётных документов не нарушены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении П А.П. , допущено не было.

Вместе с тем, с учётом уменьшения объёма предъявленного П А.П. ., суд полагает обоснованным доводы жалобы о том, что при назначении наказания должностным лицом не в полной мере были учтены положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Сведения о привлечении ранее П А.П. к административной ответственности в материалах дела отсутствуют, совершенное им деяние выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), не относится к административным правонарушениям, указанным в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не повлекло последствий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер совершенного административного правонарушения, признание П А.П. . вины, отсутствие негативных последствий совершённого правонарушения, суд полагает возможным заменить назначенное П А.П. . административное наказание на предупреждение.

При указанных обстоятельствах, постановление заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - ...П А.П. , подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника ...» П А.П. изменить.

Исключить из постановления указание на нарушение П А.П. пункта 530 Основных требований безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии, утверждённых приказом Ростехнадзора от ......, и пункта 8.2 Инструкции по применению электродетонаторов ..., выразившееся в проведении испытания 10 электродетонаторов на безотказность срабатывания в группе при последовательном соединении электродетонаторов, вместо ... электродетонаторов.

Заменить назначенное П А.П. административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей на предупреждение.

Жалобу П А.П. удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.

Судья Вахитовского

районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов

Копия верна.

Судья С.Р. Каримов

Решение28.07.2022