№ 12-2416/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Якутск 16 декабря 2016 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Макаров М.В., рассмотрев жалобу представителя АО «Аэропорт Якутск» ФИО1 на постановление ГИТ В РС(Я) ФИО2 №___ от 09 ноября 2016 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Аэропорт Якутск», юридический адрес: г. ____ ИНН ___
установил:
Постановлением ГИТ в РС(Я) ФИО2 №___ от 09 ноября 2016 г., АО «Аэропорт Якутск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «Аэропорт Якутск» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, ссылаясь на то, что событие и состав административного нарушения отсутствуют, при этом инспекция вышла за пределы проверки, поскольку проверка проводилась по факту несчастного случая с ФИО3 Кроме этого, в жалобе указывают, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО4 доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил постановление должностного лица отменить и прекратить производство по делу. Дополнительно пояснил, что нарушения в настоящее время устранены, при этом при проведении проверки инспекция вышла за пределы проверки, поскольку проверка проводилась по факту несчастного случая произошедшего с работником ФИО5, а проверка была проведена и в отношении других работников. Также пояснил, что на момент проверки действительно в карточке выдачи СИЗ не была заполнена одна графа, а именно номер сертификата и декларация соответствия, поскольку не успели заполнить, так как работников на предприятии много, при этом все подтверждающие сертификаты в наличии имеются.
Представитель Государственной инспекции труда в РС(Я) ФИО6 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, суду пояснил, что факт нарушений имел место быть. Также пояснил, что Общество не информировало работников о том, имеются ли на СИЗ сертификаты, и соответствуют ли они всем нормам. Кроме этого пояснил, что проверка была проведена комплексная, для предотвращения причинения вреда другим работникам.
Суд, выслушав пояснения представителя Общества, представителя ГИТ в РС(Я), изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы административного дела, представленные ГИТ в РС(Я), проверив доводы жалобы, приходит к следующему.
Часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме.
Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании распоряжения №___ от ____ 2016 г. врио руководителя ГИТ в РС(Я) (по охране труда) ФИО7 проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Аэропорт Якутск» с целью защиты прав и интересов работников, в связи с причинением вреда жизни и здоровью работнику ФИО3
____ 2016 г. в отношении АО «Аэропорт Якутск» был составлен акт №___ где указано, что в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, а именно ст. 57, 212 ТК РФ.
На основании акта было вынесено предписание №___ от ____ 2016 г., которым ГИТ в РС(Я) обязало АО «Аэропорт Якутск» в срок до ____ 2016 г. устранить выявленные нарушения, а именно ст. 57, 212 ТК РФ: устранить нарушение ст. 57 ТК РФ, п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, и стандарта безопасности труда, а именно дополнить трудовой договор недостающими сведениями; устранить нарушение ст. 212 ТК РФ, а именно вести надлежащий учет и контроль в личных карточках учета выдачи СИЗ.
____ 2016 г. в отношении АО «Аэропорт Якутск» был составлен протокол об административном правонарушении №___ согласно которому в ходе проведенной проверки в период с ____ 2016 г. по ____ 2016 г. выявлены нарушения трудового законодательства, а именно, нарушения ч. 2 ст. 212 ТК РФ.
Так, в силу ч. 2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 N 14742), работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника. Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.
В ходе проведения проверки было установлено, что личные карточки учета СИЗ ведутся электронно, при этом в карточках не прописываются (не указываются) номера сертификатов или деклараций соответствия. Так, в личной карточке работников ФИО8, начальника ОСиЭНС, ФИО9 пожарного, ФИО10 механика автомобильной колонны, не указаны сертификаты или декларации соответствия.
Суд приходит к выводу, что из вышеизложенного следует, что юридическим лицом совершено нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно актом проверки, протоколом об административном правонарушении, предписанием, и иными доказательствами в их совокупности.
Доводы жалобы о том, что ГИТ в РС(Я) при проведении проверки вышла за пределы проведения проверки являются необоснованными, поскольку при несчастном случае на производстве, инспекция как надзорный орган, обязана проверить все условия и документы, в том числе и трудовой договор, а при выявлении нарушений – принять соответствующие меры.
Так, согласно ст. 360 ТК РФ, государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Как было выше изложено, внеплановая проверка была осуществлена в связи с несчастным случаем на производстве.
Поэтому государственным инспектором труда обоснованно была проведена проверка документации в целях проверки требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью других работников.
В связи с чем, доводы представителя Общества о выходе инспектора Гит в РС(Я) за пределы проверки являются необоснованными.
Кроме этого, в ходе судебного заседания представитель Общества факт выявленных нарушений не оспаривал, при составлении документов представители Общества присутствовали, процессуальные документы получены в сроки, предусмотренные законодательством. В настоящее время нарушения Обществом устранены.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение принято с учетом обстоятельств дела и поэтому оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
Доводы жалобы не являются основаниями к отмене законного постановления, нарушений норм процессуального права не допущено.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 3.10 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции 3 КоАП РФ, в связи с чем, суд не усматривает оснований для его отмены.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление ГИТ В РС(Я) ФИО2 №___ от 09 ноября 2016 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Аэропорт Якутск», юридический адрес: г. ____ ИНН ___ - оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Верховный суд РС(Я) через Якутский городской суд РС(Я).
Судья: М.В. Макаров