Дело № 12-241/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 27 июля 2016 года
Судья Фрунзенского районного суда г. Ярославля Жданов Д.К.
при секретаре Балябиной О.Н.,
с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Ярославлю ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО2 на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Ярославлю ФИО1НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Ярославлю ФИО1НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО2, занимающий должность главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Из постановления следует, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в 02 часа 50 минут в <адрес> на проезде <адрес>, ФИО2, являясь должностным лицом, ответственным за осуществление полномочий мэрии города Ярославля по вопросам организации и контролю за благоустройством и содержанием территории Фрунзенского района г. Ярославля, согласно пункту 2.1 Регламента содержания городских территорий, утвержденных постановлением мэра г. Ярославля «О содержании городских территорий» № 1541 от 11.04.2005, в нарушение требований п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее по тексту – Основные положения), не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения, не обеспечил контроль за выполнением работ по устранению зимней скользкости на внутриквартальном проезде по истечение 8 часов после выявления зимней скользкости и передачи информации для ее устранения, установленные п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, допустил наличие на проезжей части снежного наката и наледи, не обработанных противогололедными материалами.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обжаловал его в суд.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ч. 1, ч. 2 ст. 12 Закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также пп. 14 п. 3.1 раздела 3 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307, приходит к выводу о том, что к основным функциям территориальной администрации относится организация контроля за благоустройством и содержанием территорий района, в то время как полномочиями по содержанию дорог она не наделена. В свою очередь глава территориальной администрации обеспечивает выполнение задач и полномочий, возложенных на территориальную администрацию в соответствии с п. 4.6 раздела 4 Положения. Обращает внимание, что в соответствии с Постановлением мэра г. Ярославля от 10.03.2011 г. № 608 «О внесении изменений в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Ярославль» <адрес>) внесен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля на участке от <адрес> до <адрес>.
Приводя понятие дороги, как оно изложено в ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», со ссылкой на положения п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007, и п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них является Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (п. 2.2. Положения, утвержденного решением муниципалитета № 492 от 06.07.2007), который осуществляет в отношении автомобильных дорог местного значения полномочия собственника дорог в части организации дорожной деятельности на них, а также полномочия владельца автомобильных дорог в соответствии с федеральным законом, за исключением полномочий владельца платной автомобильной дороги.
Излагая понятия дорожной деятельности и содержания автомобильной дороги считает, что в силу п. 2.1.5 Правил благоустройства территорий города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля № 306 от 30.01.2004, качественная и своевременная уборка уличных и дворовых территорий города и содержание их в чистоте и порядке являются обязанностью всех собственников (владельцев) земельных участков, зданий, сооружений. Уборка дворовых территорий, прилегающих к ним внутриквартальных проездов, дворовых проездов, тротуаров, а также газонов, устроенных между проезжей частью улиц и тротуарами, по всей протяженности домовладения производится собственниками (владельцами) земельных участков, зданий, сооружений. Ответственными за обеспечение содержания территорий, прилегающим к зданиям, являются собственники этих зданий (п. 2.3.2 Правил).
Приводя положения ст.ст. 1.5, 2.1. КоАП РФ и ст. 12.34 КоАП РФ, полагает, что не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку в его обязанности не входит обеспечение безопасности дорожного движения и содержание дорог, в связи с чем считает оспариваемое постановление подлежащим отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.
ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Государственный инспектор ОГИБДД УМВД России по г. Ярославлю ФИО1 полагал, что оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении жалобы при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы, суд приходит к следующему.
Ответственность по ст. 12.34 КоАП РФ установлена за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Обжалуемое постановление в отношении ФИО2 вынесено в полном соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то должностным лицом в установленный административным законом срок. При рассмотрении дела нормы КоАП РФ соблюдены. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушен. Все значимые для правильного разрешения дела обстоятельства должностным лицом ГИБДД выяснены. Обстоятельства совершения правонарушения и собранные по делу доказательства исследованы полно и объективно.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечением безопасности дорожного движения является деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В силу ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности (т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения установлены ГОСТом Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России № 221 от 11 октября 1993 года.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 25.03.2016 в 19 часов 00 минут участке у <адрес> в нарушение п. 3.1.6. и 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 выявлена зимняя скользкость в виде льда, угрожающего безопасности дорожного движения. В 19 часов 53 минуты указанная информация передана представителю организации, обслуживающей данный участок дороги.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в 02 часа 50 минут на участке у <адрес> в нарушение п. 3.1.6 ГОСТ Р50597-93 установлен пропуск 6-ти часового срока ликвидации зимней скользкости, угрожающей безопасности дорожного движения.
Акты выявленных недостатков составлены без нарушения требований закона и касаются исследуемого факта. Зафиксированные в акте обстоятельства удостоверили своими подписями свидетели, каких-либо замечаний не указали.
Участок дороги в районе <адрес> находится в территориальных границах г. Ярославля, отвечает понятию автомобильной дороги, поскольку по ней осуществляется движение транспортных средств, в соответствии с Правилами дорожного движения РФ.
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог группы В (автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения), согласно п. 3.1.6 ГОСТ Р50597-93, составляет 6 часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации.
В соответствии с пп. 2.1 п. 2 Регламента содержания городских территорий, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 11.04.2005 № 1541 (в ред. от 09.11.2010) организация работ по содержанию городских территорий осуществляется в соответствии с требованиями Регламента, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населенных мест.
Уборка проезжих частей улиц, набережных, проспектов, площадей, проездов, мостов, остановок, пешеходных дорожек вдоль магистральных улиц, садов, парков, скверов, бульваров, городских зон отдыха организуется департаментом городского хозяйства и территориальными администрациями мэрии. Перечень городских территорий, подлежащих уборке, определяется в титульных списках на период зимнего и летнего содержания, утверждаемых мэром города (далее - титульный список). Подготовка титульных списков заканчивается за 15 дней до начала соответствующего периода уборки. Титульные списки подлежат согласованию с территориальными администрациями мэрии (п. 2.2 Регламента).
Уборка территорий жилищного фонда осуществляется организациями, управляющими жилищным фондом (пп. 2.3 п. 2 Регламента).
Владельцы (собственники, пользователи, арендаторы) объектов недвижимости, обособленных территорий и иных сооружений осуществляют уборку территорий общего пользования, прилегающих к принадлежащим им объектам в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Ярославля (пп. 2.4 п. 2 Регламента).
Уборка территорий, не указанных в подпунктах 2.2, 2.3, 2.4 пункта 2, организуется территориальными администрациями мэрии (пп. 2.5 п. 2 Регламента).
Подпунктом 3.2 п. 3 указанного Регламента предусмотрено, что зимняя уборка включает в себя технологические операции первой и второй очереди. К операциям первой очереди относятся: сгребание и подметание снега; обработка противогололедными материалами.
В соответствии со сведениями, предоставленными Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля, проезд вдоль <адрес> не включен в титульный список на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети г.Ярославля муниципального контракта от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, так как является внутриквартальным проездом. Организация работ по содержанию указанной территории осуществляется администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля.
Довод стороны защиты о том, что ФИО2 не является субъектом, ответственным за состояние дорог является несостоятельным.
Согласно пп. 14, 23 п. 3.1 задела 3 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307 (в ред. от 17.09.2015) территориальная администрация в соответствии с возложенной на нее задачей осуществляет следующие функции: организует контроль за благоустройством и содержанием территорий района; принимает меры по реализации и обеспечению соблюдения на территории района нормативных правовых актов органов государственной власти и городского самоуправления, осуществляет контроль за соблюдением правовых актов муниципалитета и мэрии города организациями и гражданами.
Именно территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля является организацией, на которой лежит обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения в части содержания участка автомобильной дороги в районе <адрес>.
Ответственность за своевременное и качественное решение вопросов, относящихся к функциям Территориальной администрации, несет ее глава (п. 4.6 раздела 4 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля).
Из материалов дела следует, что как по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА так и в настоящее время должность главы Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля занимает ФИО2, следовательно, именно он является ответственным должностным лицом за содержание участка дороги в районе <адрес>
Принимая во внимание исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что инспектор ГИБДД правильно установил вину ФИО2 в совершении административного правонарушения и квалифицировал его действия по ст. 12.34 КоАП РФ.
Установленный законом порядок привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюден. Протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении составлены в полном соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Все признаки состава инкриминируемого ФИО2 правонарушения в процессуальных документах указаны, событие правонарушения описано в полном объеме. Вид и размер наказания определены в соответствии с санкцией ст.12.34 КоАП РФ.
Таким образом, каких-либо законных оснований для изменения или отмены постановления государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Ярославлю от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА суд не усматривает, а потому жалобу ФИО2 надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г.Ярославлю ФИО1НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 на указанное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.К. Жданов