ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-241/19 от 05.02.2020 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-33/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

5 февраля 2020 г. г. Ярославль

Судья Заволжского районного суда г. Ярославля Русинов Д.М., при секретаре Слепцовой О.А., рассмотрев жалобу председателя ТСЖ «Яковлевское» Савенковой Ольги Вячеславовны на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Заволжского судебного района г. Ярославля от 06.05.2019 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «Яковлевское» Савенковой Ольги Вячеславовны,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Заволжского судебного района г. Ярославля от 06.05.2019 председатель ТСЖ «Яковлевское» Савенкова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

На указанное постановление председателем ТСЖ «Яковлевское» Савенковой О.В. подана жалоба, в которой заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 15.08.2019 жалоба председателя ТСЖ «Яковлевское» Савенковой О.В. оставлена без удовлетворения, постановление мирового судьи – без изменения.

Постановлением Ярославского областного суда от 09.12.2019 указанное решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 15.08.2019 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

В судебном заседании председатель правления ТСЖ «Яковлевское» Савенкова О.В. доводы жалобы поддержала, дала пояснения согласно заявленного. Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области в судебное заседание своего представителя не направил, изложил возражения по жалобе в письменном виде.

Выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ в 13.30 час. по ДД.ММ.ГГГГ в 13.30 час. на основании приказа департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения региональным оператором обязательных требованных по обеспечению проведения капитального ремонта во многоквартирном <адрес>.

В ходе проверки установлено, что у ТСЖ «Яковлевское» отсутствует объединенная диспетчерская служба для управления и контроля за техническим состоянием жилищного фонда с перечнем контролируемых параметров инженерного оборудования (по адресу <адрес>), чем нарушены требования пунктов 2.2.3., 2.2.4, 2.2.5 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя и от ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи в отношении ТСЖ «Яковлевское» вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Яковлевское» необходимо заключить договор на аварийно-диспетчерское обслуживание и предоставить его в департамент государственного жилищного надзора Ярославской области.

ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.00 час. до 11.00 час. на основании приказа департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором Ярославской области проведена проверка в отношении ТСЖ «Яковлевское».

По результатам проверки выявлено, что в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Яковлевское» не исполнило предписание от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не заключило договор на аварийно-диспетчерское обслуживание и не предоставило его в департамент государственного жилищного надзора Ярославской области.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя правления ТСЖ «Яковлевское» Савенковой О.В. составлен протокол -Д/1 по делу об административном правонарушении, в котором установлен факт невыполнения предписания, с чем согласился мировой судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Вместе с тем, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает как установление законных оснований для применения административного взыскания, так и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении должен выяснить законность вынесенного предписания.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.В силу ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Для управления и контроля за техническим состоянием жилищного фонда создаются объединенные диспетчерские службы (ОДС) или районные диспетчерские службы (РДС) на микрорайоны или группы домов. Для каждой ОДС устанавливается перечень объектов диспетчеризации и контролируемых параметров инженерного оборудования /п. 2.2.3. Правил/.

Средства автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования, средства связи, контрольно-измерительные приборы (КИП) и счетчики должны устанавливаться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по проектам, выполненным специализированной организацией, и обеспечивать соответственно поддержание заданных режимов работы инженерного оборудования, своевременную подачу сигналов о нарушениях режимов работы или аварий, проводить измерение параметров работы оборудования для визуального или автоматического контроля его работы, надежную связь нанимателей, арендаторов и собственников приватизированных жилых помещений и диспетчерской, а также диспетчерской со службами по техническому обслуживанию и аварийными службами /п. 2.2.4. Правил/.

Согласно п. 2.2.5. Правил объединенные диспетчерские службы (ОДС) должны вести в специальных журналах учет заявок на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий, контролировать по срокам и качеству выполнения (приложение N 5).

Исходя из положений пунктов 2.2.3., 2.2.4., 2.2.5. Правил, нарушение которых вменяется Савенково О.В., какой-либо обязанности по заключению договора на аварийно-диспетчерское обслуживание с объединенной диспетчерской службой указанные нормы не содержат, следовательно, предписание от ДД.ММ.ГГГГ с обозначенными в нем требованиями, за невыполнение которого ТСЖ «Яковлевское» привлечено к административной ответственности, основано на неверном толковании положений указанных пунктов Правил.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Между тем, мировым судьей при рассмотрении настоящего дела надлежащая правовая оценка предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, по факту невыполнения требований которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, не дана.

Исходя из вышеизложенного, имеются основания для удовлетворения жалобы, отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора Савенковой О.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Заволжского судебного района г. Ярославля от 06.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Савенковой Ольги Вячеславовны отменить.

Производство по административному делу, предусмотренному ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора Савенковой Ольги Вячеславовны прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Д.М. Русинов