УИД61RS0022-01-2020-005049-76
№ 12-241/2020
РЕШЕНИЕ
26.08.2020 года г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,
с участием защитника Жардан О.Н. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя привлекаемого юридического лица на постановление №245/28.РО.7/963/СЛ/2020 от 10.06.2020 года государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Минприроды Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», место нахождения: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, дата регистрации 20.04.2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Минприроды Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью «НЭСК ЮГА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, за выявленные нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Постановление мотивировано тем, что ООО «НЭСК ЮГА» договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ООО «Экотранс» в период 2019 года заключен не был.
Законный представитель привлекаемого юридического лица подал в суд жалобу на указанное постановление с целью его отмены и последующего прекращения производства по делу. В обоснование жалобы указано на то, что обществом был заключен договор с «Южный Город-Аксай» на прием промышленных отходов от 01.03.2019. 30.01.2020 г. между ООО «ЭКОТРАНС» и ООО «НЭСК ЮГА» заключен Договор № ЭТ0006091 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 10.1 договора, он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019 г. и действует до 31.12.2020 г. Таким образом, договор считается заключенным и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 г., оказание услуг за период с 01.01.2019 г. по 31.05.2020 г., подтверждается актами.
В судебном заседании защитник требования жалобы поддержал.
Изучив дело об административном правонарушении, выслушав защитника, судья считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Вывод о малозначительности правонарушения может иметь место лишь в случае наличия в действиях субъекта состава административного правонарушения. Применяя ст. 2.9 КоАП РФ и ссылаясь на п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, а также п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Диспозиция ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Отношения, возникающие в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами.
Твердые коммунальные отходы- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Порядок осуществления сбора и накопления твердых коммунальных отходов урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Согласно указанному Порядку, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя, в которой в том числе указываются сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов применяются дифференцировано в отношении муниципальных образований (групп муниципальных образований), категорий потребителей услуги по обращению с отходами, категорий объектов, на которых образуются отходы. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области утверждены постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 № 2.
В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ собственники ТКО (физические лица, исполнители коммунальных услуг, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в зоне его деятельности с начала деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Передача коммунальных отходов лицам, не являющимися региональными операторами (лицами, привлеченными региональными операторами) является нарушением требований действующего законодательства.
Как установлено материалами дела, в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области из прокуратуры города Таганрога поступило обращение ООО «Экотранс» от 28.04.2020 № 28-Ж/555 по вопросу отсутствия у Общества с ограниченной ответственностью «НЭСК ЮГА» договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. По результатам конкурсного отбора, проведенного 18.04.2018 министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выбрано ООО «ЭКОТРАНС». По итогам конкурса заключено Соглашение от 15.05.2018 № 133/18Т «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами» в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа, включающего муниципальные образования: город Таганрог, Неклиновский, Матвеево-Курганский и Куйбышевский районы. ООО «ЭКОТРАНС» в соответствии с Соглашением приступило к выполнению функций регионального оператора с 01.01.2019.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства обществом с ограниченной ответственностью «НЭСК ЮГА» договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ООО «ЭКОТРАНС» в период 2019 года заключен не был.
Соглашением от 15.05.2018 № 133/18Т установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО в зоне деятельности Неклиновского МЭОК. По данным регионального оператора ООО «Экотранс», ООО «Южный Город-Аксай», ООО «Южный Город» привлеченными операторами по обращению с ТКО не являются. Передача мусора для утилизации лицам, не являющимся региональными операторами (привлеченным региональным оператором) является незаконной.
Предусмотренный в ст. 2.9 КоАП РФ правовой механизм учета тяжести правонарушения предназначен именно для тех случаев, когда высокие штрафные санкции статьи не позволяют определить адекватную меру ответственности (в т.ч. путем учета смягчающих ответственность обстоятельств) за малозначительное правонарушение, в силу отсутствия у лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении права назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи. При этом, по мнению суда, буквальное толкование ст. 2.9 КоАП РФ не ограничивает возможность освобождения от административной ответственности исключительно за совершение правонарушений, имеющих материальные составы.
В соответствии с п. 21 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2005 г. N 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 года N 12) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ правонарушитель хоть и освобождается от административной ответственности, но к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
Законодатель в ст. 2.9 КоАП РФ предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание, как метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия. В каждом конкретном случае при назначении наказания необходимо руководствоваться конституционными принципами соразмерности и справедливости наказания, соблюдая при этом баланс публичного и частного интересов.
По мнению суда, необходимо учитывать, что предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным, направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.
Обсуждая вопрос о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, следует выяснять, имелась ли возможность для соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, предпринимал ли привлекаемый зависящие от него меры по их соблюдению, продолжая допускать нарушения.
Материалами дела установлено, что ООО «НЭСК ЮГА» был заключен договор с «Южный Город-Аксай» на прием промышленных отходов от 01.03.2019. В материалах дела имеется «Уведомление» за подписью директора ООО «НЭСК ЮГА», направленное в адрес регионального оператора от 02.03.2020 № 67-20, где указано, что с января 2019 по декабрь 2019 ООО «НЭСК ЮГА» был заключен договор на вывоз с ООО «Южный Город», вывоз мусора оплачивался указанной организации в полном объеме, в подтверждение чего имеются подписанные акты об оказании услуг, а также подтверждение оплаты за вывоз мусора. Услуги по вывозу ТКО за период января 2019 по декабрь 2019 года фактически оказывались иной организацией.
30.01.2020 г. между ООО «ЭКОТРАНС» и ООО «НЭСК ЮГА» заключен Договор № ЭТ0006091 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 10.1 договора, он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019 г. и действует до 31.12.2020 г. Таким образом, договор считается заключенным и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 г., оказание услуг за период с 01.01.2019 г. по 31.05.2020 г., подтверждается актами.
Таким образом, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства по делу об административном правонарушении, судья пришел к выводу о том, что ООО «НЭСК ЮГА» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, однако по своему характеру, объему, отсутствию тяжких последствий действия носят формальный характер, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, значительных вредных последствий совершенное правонарушение не повлекло.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление №245/28.РО.7/963/СЛ/2020 от 10.06.2020 года государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Минприроды Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «НЭСК ЮГА» отменить.
Объявить ООО «НЭСК ЮГА» устное замечание о недопустимости нарушения норм КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения его копии.
Судья Семеняченко А.В.