РЕШЕНИЕ
г. Воронеж 07 июня 2016 г.
Судья Ленинского районного суда г. Воронежа Курьянов А.Б., с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Воронежской таможни - ФИО1 (доверенность в деле), представителя Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО2 (доверенность в деле) и помощника Воронежского транспортного прокурора Бородиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Воронежской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 366401001, юридический адрес: <...> Октября, 16) на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№-ППР/244/12/2 о привлечении Воронежской таможни к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Воронежская таможня обратилась в суд Ленинского района г. Воронежа с жалобой на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№-ППР/244/12/2, в соответствии с которым, она признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Воронежской транспортной прокуратуры совместно со специалистом Государственной инспекции труда в Воронежской области проведена плановая проверка исполнения требований законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Воронежской таможне. Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 3.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда и Минобразования от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Порядок обучения и проверки знаний) и п. 10.1 Межотраслевых Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правил по охране труда на автомобильном транспорте), к исполнению трудовых обязанностей в Воронежской таможне допущены водители ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, не прошедшие проверку знаний требований охраны труда.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ Воронежским транспортным прокурором в отношении Воронежской таможни дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ – допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке проверки знаний требований охраны труда.
Защитник Воронежской таможни ФИО31 действуя по доверенности вину в совершении вменяемого Воронежской таможни административного правонарушения не признала, указывая на отсутствие события административного правонарушения, а также отмену обжалуемого постановления и прекращение производства по делу об административном правонарушении, в связи с нарушением норм процессуального и материального права. В обоснование доводов жалобы пояснила, что водители Воронежской таможни относятся к работникам рабочих профессий, в связи с чем, проверка знаний ими требований по охране труда, с учетом характера производственной деятельности, осуществляется в соответствии со специальной нормой, предусмотренной п. 3.1 Порядка обучения и проверки знаний, согласно которой, проверку теоретических знаний требований по охране труда у работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в установленном объеме. Кроме того, в соответствии с п.п. 20 и 22 Порядка обучения вопросам по охране труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России, утвержденного приказом ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, организация обучения работников рабочих профессий по охране труда, включая порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения и проверки знаний, возложена на руководителя таможенного органа. Обучение требованиям охраны труда, безопасным методам и приемам выполнения работ водителей Воронежской таможни осуществляется в установленном порядке в течение года в рамках профессиональной учебы, проводимой в автотранспортном отделе на основании утвержденного Плана-расписания занятий, включающего темы по охране труда и безопасным методам и приемам выполнения работ. Проверка знаний требований охраны труда и безопасным методам и приемам выполнения работ водителей таможни осуществляется начальником автотранспортного отдела надлежащим образом дважды в год, по завершению полугодия, путем принятия зачетов. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушений установленных требований по охране труда и исключают вменяемое Воронежской таможне административное правонарушение. Данные пояснения при рассмотрении дела об административном правонарушении защитником Воронежской таможней озвучены и представлены в письменном виде, однако должностным лицом Государственной инспекции труда в Воронежской области при принятии решения о привлечении к административной ответственности не учтены и в обжалуемом постановлении не указаны.
Представитель Государственной инспекции труда в Воронежской области и помощник Воронежского транспортного прокуратура в судебном заседании просили суд оставить постановление о назначении административного наказания без изменения, полагая, что вина Воронежской таможни полностью доказана доводами, изложенными в постановлении и материалами административного дела, пояснив при этом, что проверка знаний водителями требований охраны труда должна осуществляться соответствующей комиссией и завершаться выдачей соответствующего удостоверения, т.е. в общем порядке, предусмотренном для всех категорий работников положениями Порядка обучения и проверки знаний, а п. 3.1 данного Порядка, устанавливающий специальный порядок проведения такой проверки в отношении водителей Воронежской таможни не применим.
Рассмотрев и изучив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда.
Согласно п. 10.1 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, профессиональная подготовка и обучение по охране труда, проверка знаний работников должны производиться в соответствии с действующими нормативными актами.
Пунктом 3.5 Порядка обучения и проверки знаний установлено, что проверка знаний требований охраны труда работников, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых, входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.
В соответствии с п.п. 3.4, 3.6, 3.7 Порядка обучения и проверки знаний, проверка знаний работниками организаций требований охраны труда осуществляется комиссией, ее результаты оформляются протоколом по установленной форме, а по завершению такой проверки работникам выдаются соответствующие удостоверения.
В тоже время, в соответствии с п. 3.1 Порядка обучения и проверки знаний, для работников рабочих профессий установлен особый порядок, согласно которому, проверку теоретических знаний водителями таможни требований охраны труда и практических навыков безопасной работы проводят непосредственные руководители, в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
В соответствии с п. 22 Порядка обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России, утвержденного приказом ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения и проверки знаний работников рабочих профессий устанавливает руководитель таможенного органа (или уполномоченное им лицо), в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Должности водителей Воронежской таможни, в соответствии с кодом 11442 Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94, отнесены к работникам рабочих профессий.
В соответствии с п. 15 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№, при наличии общей и специальной нормы права применяется специальная норма.
Из вышеизложенного следует, что обучение и проверка знаний требований по охране труда в отношении водителей Воронежской таможни необходимо проводить в соответствии с порядком, предусмотренным п. 3.1 Порядка обучения и проверки знаний, с учетом требований приказа ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Доводы представителя Государственной инспекции труда в Воронежской области и помощника Воронежского транспортного прокуратура о применении в отношении водителей таможни общего порядка проверки требований по охране труда, включающего все категории работников, являются неправомерными и необоснованными.
Как установлено судом исходя из материалов дела, в Воронежской таможне имеются утвержденные Планы-расписания занятий по профессиональной подготовке работников автотранспортного отдела на 2015 и 2016 г.г., включающие темы по охране труда и безопасным методам и приемам выполнения работ и предусматривающие проведение по итогам обучения зачетов с периодичностью один раз в полгода. В соответствии с данными планами, с водителями Воронежской таможни в 2015 г. и истекшем периоде 2016 г. проведены занятия по вопросам охраны труда и безопасным методам и приемам с принятием зачетов, о чем свидетельствуют соответствующие сведения, содержащиеся, как в Журнале учета проведения и посещаемости занятий профессиональной учебы работников (от ДД.ММ.ГГГГ№), так и в зачетных ведомостях за 2015 г. Таким образом, водители таможни ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 прошли в установленном порядке проверку знаний требований по охране труда, в связи с чем, правомерно допущены к исполнению своих трудовых обязанностей.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы защитника Воронежской таможни об отсутствии события вменяемого административного правонарушения законными и обоснованными, подтвержденные документами.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, наличие события административного правонарушения, которое устанавливается с помощью различных доказательств.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 и п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№-ППР/244/12/2 о привлечении Воронежской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 366401001, юридический адрес: <...> Октября, 16) к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить.
Копию настоящего решения направить начальнику Воронежской таможни, главному государственному инспектору труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Воронежской области и Воронежскому транспортному прокурору.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья