Дело № 12-241/2018
РЕШЕНИЕ
09 апреля 2018 года г. Мурманск, <адрес>
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Союзрыба»
(далее – ООО «СП «Союзрыба») ФИО1 на постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району №
от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением специалиста по административному производству отдела дознания административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо –
ООО «СП «Союзрыба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400.000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор
ООО «СП «Союзрыба» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что он дважды (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) обращался к должностному лицу, в производстве которого находился настоящий административный материал, с ходатайствами об отложении составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении более поздними датами по причине отсутствия законного представителя Общества в г. Мурманске, а также по причине невозможности оформления полномочий защитнику Общества по тем же обстоятельствам. Однако данные ходатайства были необоснованно отклонены.
Указывает на то, что ранее Общество не привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая, что посредством прекращения производства по делу и назначения Обществу устного замечания будут достигнуты цели общей и частной превенции при назначении наказания по делу об административном правонарушении.
Кроме того, из представленных в материалы дела об административном правонарушении документов следует, что обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов при управлении судном возложена на капитана судна ФИО3ДД.ММ.ГГГГ Общество уведомляло капитана судна письменно и устно о необходимости пересечения Государственной границы ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в связи с загруженностью лоцманской службы. Однако данные указания ФИО3 были проигнорированы по независящим от Общества причинам. В Книге инструктажа капитана отмечено, что ФИО3 получил перед началом рейса инструктаж о необходимости соблюдении правил плавания в узкостях и вблизи берегов, ПТБ, ППБ, таможенных законов РФ и Норвегии, правил пересечения Государственной границы РФ. Таким образом, Обществом предприняты все необходимые меры по соблюдению требований действующего законодательства. Считает, что нарушение требований действующего законодательства было допущено должностным лицом – капитаном судна <данные изъяты>ФИО3, а не юридическим лицом, в связи с чем, Общество не может быть привлечено к административной ответственности по причине отсутствия вины в его действиях. Просит признать незаконным постановление специалиста по административному производству отдела дознания административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ.
Законный представитель – генеральный директор ООО «СП «Союзрыба» ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник ООО «СП «Союзрыба» ФИО2 в судебном заседании настаивал на доводах жалобы в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с нарушением режима Государственной границы Российской Федерации: нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации автомобильными, иными транспортными средствами; нарушение лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время. Соответствующие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации, действующих в этой сфере, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, касающихся ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе или вблизи нее.
Правонарушения, предусмотренные данной статьей, совершаются путем активных противоправных действий.
Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.
Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон «О Государственной границе РФ») определен Порядок следования транспортных средств, пересекших Государственную границу Российской Федерации, от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации (далее – Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Согласно пункту «б» части 2 статьи 5 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
Статьей 3 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом, охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
В соответствии со статьей 30 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно части 8 статьи 9 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации):
а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством Российской Федерации для захода иностранных судов;
б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;
в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;
г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Статья 10 ФЗ «О внутренних морских водах» определяет понятие прохода через территориальное море и требования к нему.
Под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод; пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения (часть 1 статьи 10 ФЗ «О внутренних морских водах»).
Пункт 2 статьи 10 ФЗ «О внутренних морских водах» устанавливает, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
При этом, на основании статьи 9 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» капитан судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы; или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного (озерного) порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
Как следует из материалов дела, судно <данные изъяты> принадлежащее ООО «СП «Союзрыба», под управлением капитана судна ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> согласно выписки из судового журнала за ДД.ММ.ГГГГ, в географических координатах <данные изъяты> пересекло Государственную границу Российской Федерации (вошло в территориальное море Российской Федерации). Затем, в <данные изъяты> судно <данные изъяты> сбросило скорость хода
до <данные изъяты> узлов, в ожидании лоцманской проводки по распоряжению диспетчера <данные изъяты>, и продолжило движение в направлении морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском <адрес>.
При следовании от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в период <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) по <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), судно <данные изъяты> прервало движение по рекомендованному пути № движения судов в <адрес>, установленному Режимом плавания, осуществило маневрирование в территориальном море Российской Федерации в Баренцевом море, а также остановку в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в целях ожидания лоцманской проводки и входа в Кольский залив.
Из объяснений капитана судна <данные изъяты>ФИО3 следует, что в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ им было получено радиодонесение от главного капитана ООО «СП «Союзрыба» ФИО5 о проведении лоцманской проводки не ранее <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ ему поступил телефонный звонок от главного капитана ООО «СП «Союзрыба» ФИО5, в ходе которого ФИО5 довел до ФИО3 вышеуказанную информацию повторно, кроме того, предупредил ФИО3 о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации при пересечении Государственной границы Российской Федерации. Несмотря на это, в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГФИО3 получил разрешение по УКВ от НИС Кильдин-Восточный на вход в территориальные воды Российской Федерации, согласно ранее поданной заявке, и в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, посредством судна <данные изъяты> пересек Государственную границу Российской Федерации и сбавил ход до малого В <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГФИО3 получил разрешение от <данные изъяты> на ожидание лоцмана и маневрирование в районе <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты><данные изъяты> предоставил ФИО3 разрешение на вход в <адрес>, вследствие чего, судно проследовало на вход в <адрес> полным ходом.
Порядок захода и пребывания судов во внутренних морских водах, территориальном море России определен «Режимом плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)» книга 4140, изданным по материалам, представленным Гидрографической службой Краснознаменного Северного флота, откорректированным по извещениям мореплавателям Управления навигации и океанографии Министерства обороны по выпуску № 30 от 22 июля 2006 г. (далее - Режим плавания).
Указанный Режим плавания, согласно ст. 5.1.1, определяет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах военных кораблей и других судов, эксплуатируемых в коммерческих и некоммерческих целях, и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Для входа в <адрес> разрешение запрашивается с проходом контрольных точек <данные изъяты> В случае закрытия <адрес> суда ожидают разрешения на вход в установленных районах ожидания, показанных на навигационных морских картах (пункт 5.4.2.4 Режима плавания).
Как следует из пункта 5.4.5. Режима плавания, все суда, в том числе и иностранные, при плавании во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.
В соответствии с пунктом 4.1.1 «Наставление по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР. НШСР-86», утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 11 июля 1986 года № 380 под плаванием судна в особых условиях понимается плавание установленными путями.
Следовательно, плавание в территориальном море и внутренних морских; водах Российской Федерации от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации нельзя признать обычным плаванием.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что пребывание и следование в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов.
Пунктом 4.2 Режима плавания установлены рекомендованные пути в Баренцевом море, в том числе в <адрес> с севера (№), с северо-востока (№), с востока (№).
Непрерывность в данном случае обозначает, в том числе, непрерывность следования курсом до (либо после) пересечения Государственной границы Российской Федерации, по установленным путям движения судов из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации или обратно.
Кроме того, быстрота обозначает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания.
При этом, законодателем не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в. опасности или терпящим бедствие
Капитан судна <данные изъяты>ФИО3 осуществлял свою деятельность в интересах ООО «СП «Союзрыба» и под его контролем, следовательно, Общество имело все необходимые полномочия для осуществления контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
Таким образом, юридическое лицо – ООО «СП «Союзрыба», расположенное по адресу: <адрес> в период времени с <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, не выполнило требования: части 8 статьи 9 Закона «О Государственной границе Российской Федерации», части 2 статьи 10 ФЗ «О внутренних морских водах», а именно, при следовании судна <данные изъяты> от Государственной границы Российской Федерации до морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту Мурманск не приняло всех зависящих от себя мер по соблюдению требования о непрерывности прохода через территориальное море Российской Федерации в Баренцевом море, а также требования о запрете остановки указанного судна (в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ,
в точке <данные изъяты>), чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – ООО «СП «Союзрыба» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина юридического лица является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.
ООО «СП «Союзрыба», являясь работодателем капитана ФИО3, и судовладельцем судна <данные изъяты> обладая всеми организационно-распорядительными функциями и полномочиями по отношению к деятельности судна, было обязано обеспечить соблюдение им законодательства не только в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, но и в области защиты Государственной границы Российской Федерации.
Факт совершения ООО «СП «Союзрыба» административного правонарушения и вина подтверждаются исследованными материалами дела.
Собранные по данному делу доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им дана надлежащая оценка.
Постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ООО «СП «Союзрыба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400.000 рублей.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено. Законный представитель Общества был надлежащим образом уведомлен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении. Ходатайство законного представителя Общества об отложении рассмотрения дела было рассмотрено должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд также не усматривает оснований для освобождения ООО «СП «Союзрыба» от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания.
В силу ч. 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 1
ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пределах, в размере 400.000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению
до 200.000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «СП «Союзрыба» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 400.000 рублей – изменить, снизить размер назначенного наказания с 400.000 рублей до 200.000 (двести тысяч) рублей, в остальной части постановление – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья И.С. Макарова