ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-241/2021 от 24.12.2021 Костромского районного суда (Костромская область)

УИД 44RS0001-01-2021-005584-25

12-241/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 24 декабря 2021 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Чудецкий А.В. с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Дудиной Е.В.,

представителей департамента финансового контроля Костромской области К., С.,

рассмотрев жалобу на постановление директора департамента финансового контроля Костромской области по делу об административном правонарушении от 09.07.2021 №05-06/26, которым генеральный директор ООО «Костромагазресурс» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 признана виновной в том, что, являясь генеральным директором ООО «Костромагазресурс», в нарушение п.п. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета газоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 18.06.2018 № 238-а, п. 3.2.2 Соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам в период с июля 2019 по декабрь 2019 реализовывала населению Костромской области сжиженный газ по регулируемым ценам, не соответствующий ГОСТам, установленным вышеуказанным Порядком № 238-а: ГОСТу 20448-90 «Межгосударственный стандарт». «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления», ГОСТу Р 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия».

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств совершения административного правонарушения. Указывает, что при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что взамен вышеуказанных ГОСТов приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 164 – ст, № 731 – ст, с 01.07.2019 введены в действие с правом досрочного применения национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52087-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия», межгосударственный стандарт ГОСТ 20448-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия». Полагает, что поскольку указанные стандарты применяются в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «о стандартизации в Российской Федерации», у поставщиков сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ) не могло быть газа, несоответствующего национальным и межгосударственным стандартам. Считает, что фактически изменение ГОСТа не повлияло ни на размер предоставляемых Обществу субсидий, ни на цену СУГ, ни на качество оказываемой населению услуги, при этом Общество не имело возможности отказаться от уже поставленного по новым ГОСТам СУГ. Просит суд учесть, что противоправных действий со своей стороны не допускала и предприняла все необходимые меры по соблюдению требований бюджетного законодательства. В письменном ходатайстве просит суд, в случае оставления ее жалобы без удовлетворения заменить назначенное наказание в виде штрафа предупреждением, так как административное правонарушение совершено ею впервые, вреда и ущерба за собой не повлекло.

В судебном заседании защитник Дудина Е.В. доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что работники юридического лица упустили изменения в законодательстве в части введения нового государственного стандарта и не известили департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области о необходимости включения в соглашения о предоставлении субсидий сжиженного газа, отвечающего данному стандарту, однако фактически никакого другого газа они поставить населению не могли, поскольку, как и другие аналогичные региональные организации, они прикреплены к одному поставщику ООО «Газ Ойл», который с момента принятия нового ГОСТа поставляет только такой газ. Фактически свои обязанности по обеспечению населения газом они исполнили, изменение государственных стандартов никак на это не повлияло.

В возражениях на жалобу директор департамента финансового контроля Костромской области указал, что постановление в отношении ФИО1 вынесено законно с учетом всех исследованных обстоятельств. ООО «Костромагазресурс» в соответствии с распоряжением администрации Костромской области от 26.05.2015 № 117-ра определено газораспределительной организацией, уполномоченной реализовывать СУГ на территории Костромской области для бытовых нужд. В рамках реализации государственных программ, связанных с обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами на основании Порядка предоставления субсидий из областного бюджета, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 18.06.2018 № 238-а, между департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области и Обществом заключались Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам. Одним из условий Соглашений о предоставлении соответствующих субсидий являлось соответствие СУГ требованиям ГОСТ 20448-90 «Межгосударственный стандарт». «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления», ГОСТ Р 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия». При этом в рамках проведенной проверки по соблюдению требований предоставления и целевого использования бюджетных средств на реализацию государственных программ по обеспечению населения качественными жилищно-коммунальными услугами установлено, что ООО «Костромагазресурс» с июля 2019 по декабрь 2019 реализовывало населению СУГ, не соответствующий указанным ГОСТам и Порядку № 238-а. Учитывая данные обстоятельства, Общество безосновательно обращалось в департамент за получением субсидий из областного бюджета в период с 05.09.2019 по 04.02.2020 за июль-декабрь 2019. Доводы заявителя о том, что ГОСТы утратили силу, не могут быть приняты, так как в силу п. 4.4.1 Соглашений ФИО1 имела право уведомить вторую сторону Соглашения о произошедших в законодательстве изменениях, предложить привести их в соответствие с действующими нормами, однако целенаправленно этого не сделала, ежемесячно заключая новые Соглашения уже после вменяемого периода на аналогичных условиях с указанием прекративших свое действие ГОСТов. ФИО1 признала вину при составлении протокола об административном правонарушении, оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, так как должностным лицом нарушены, в том числе принципы эффективного использования, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Представители департамента финансового контроля Костромской области возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, указанным в отзыве, дополнительно пояснили, что в ходе проверки в деятельности ООО «Костромагазресурс» выявлено несколько видов нарушений порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по реализации сжиженного газа населению в 2019-2020 гг., в связи с чем возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначено 3 наказания. Несмотря на то, что нарушения выявлены в ходе одной проверки, в одной сфере деятельности, связаны с невыполнением одних правовых актов и соглашений о предоставлении субсидий, полагают, что в данном случае возможности вынесения одного постановления и назначения одного наказания не имелось, поскольку нарушения касаются разных обязанностей и имеют разные финансовые последствия. В частности, сумма финансовых нарушений, связанных с получением ООО «Костромагазресурс» субсидий, составила:

- за реализацию СУГ, не соответствующего требованиям ГОСТ, указанного в соглашениях за июль 2019 года – февраль 2020 года, - 19 млн. рублей;

- за неподтверждение качества СУГ сертификатами (паспортами) завода-производителя за 2019-2020 гг. – 37 млн. рублей;

- за неподтверждение использования СУГ по целевому назначению (для бытовых нужд) в отношении одного из физических лиц – 636 тысяч рублей в 2019 году и 450 тысяч рублей в 2020 году.

Извещенная о времени и месте рассмотрения дела ФИО1 в судебное заседания не явилась, жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

Судья, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Постановлением администрации Костромской области от 18.06.2018 № 238-а утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета газоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам (далее - Порядок).

Согласно п. 5 Порядка (в редакции, действовавшей на период рассматриваемых событий) условиями предоставления указанных субсидий являются:

1) осуществление газоснабжающей организацией бесперебойной регулируемой деятельности по реализации сжиженного газа населению Костромской области для бытовых нужд по регулируемым ценам;

2) соответствие сжиженного газа, реализуемого газоснабжающей организацией, требованиям ГОСТ 20448-90 «Межгосударственный стандарт. Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления», ГОСТ Р 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия»;

3) осуществление газоснабжающей организацией раздельного учета, позволяющего выделить и сформировать расходы, доходы и финансовые результаты по регулируемому виду деятельности, - реализация сжиженного газа от групповых резервуарных установок населению Костромской области для бытовых нужд;

4) наличие у газоснабжающей организации недополученных доходов, возникающих при реализации в 2018-2020 годах сжиженного газа от групповых резервуарных установок населению Костромской области для бытового потребления по регулируемым ценам;

5) соответствие газоснабжающей организации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, следующим требованиям:

у газоснабжающей организации отсутствует просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед областным бюджетом;

газоснабжающая организация не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;

газоснабжающая организация не должна являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

газоснабжающая организация не должна получать средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

В ходе проведенной департаментом финансового контроля Костромской области проверки установлено, что в нарушение пп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 Порядка, п. 3.2.2. Соглашений о предоставлении субсидий ООО «Костромагазресурс»:

- с июля по декабрь 2019 года реализовывался населению СУГ, не соответствующий указанным в Порядке ГОСТам;

- не подтверждено документально использование реализованного физическому лицу СУГ по целевому назначению;

- не подтверждено сертификатом (паспортом) качества соответствие установленному ГОСТу отдельных партий сжиженного углеводородного газа, приобретенного для реализации населению в 2019 году по товарным накладным за период с 09 января по 28 ноября 2019 года, в 2020 году по товарным накладным за период с 19 февраля по 07 декабря 2020 года.

По результатам проверки в отношении генерального директора ООО «Костромагазресурс» за каждое из указанных нарушений составлено 3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, по результатам их рассмотрения вынесено 3 постановления и назначены наказания.

Факт реализации СУГ с другими наименования ГОСТов, отличными от указанных в пп. 2 п. 5 Порядка, стороной защиты не оспаривается, подтверждается собранными по делу доказательствами.

То обстоятельство, что приведенные государственные стандарты утратили силу, не свидетельствуют о соблюдении юридическим лицом условий предоставления субсидий, поскольку нормативным правовым актом, определяющим эти условия, требования в этой части не изменились.

Поэтому в действиях ФИО1 усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, департаментом финансового контроля Костромской области в результате одной проверки ООО «Костромагазресурс» выявлены нарушения в одной и той же сфере правоотношений, связанной с предоставлением юридическому лицу субсидий в 2019-2020 гг. за один вид деятельности - оказание услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области.

В основу постановлений положены одни и те же доказательства, полученные в ходе одной и той же проверки.

Во всех случаях установлено несоблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления администрации Костромской области от 18.06.2018 № 238-а и соглашений о предоставлении субсидий и деяния квалифицированы одинаково – по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что выявленные нарушения, по которым заявитель привлечен к административной ответственности, обусловлены одним противоправным деянием - несоблюдением условий предоставления субсидий.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверки, было подведомственно одному субъекту административной юрисдикции.

В силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Следовательно, рассматривая указанные дела об административных правонарушениях, должностному лицу следовало решить вопрос об объединении материалов, рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления и назначением одного наказания.

Однако при вынесении постановлений о назначении административного наказания должностным лицом административного органа данные обстоятельства не учтены.

Более того, по мнению судьи в данном случае оснований для создания совокупности правонарушений и повторного привлечения к административной ответственности не имелось, все нарушения должны были учитываться при определении объективной стороны одного правонарушения.

В связи с тем, что по данному факту постановлением директора департамента финансового контроля Костромской области от 09.07.2021 с учетом решения Костромского районного суда Костромской области 29.11.2021 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление директора департамента финансового контроля Костромской области по делу об административном правонарушении от 09.07.2021 №05-06/26 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В. Чудецкий