ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-241/2022 от 20.05.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

г. Тверь 20 мая 2022 года

Судья Московского районного суда города Твери Бурше Р.С.,

с участием заявителя Швец Н.Л.,

аудитора Контрольно-счетной палаты Тверской области Волковой Н.М., представителя КСП Тверской области Максименкова А.В.,

рассмотрев жалобу Швец Н.В. на постановление мирового судьи судебного участка №81 Тверской области от 26.11.2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №81 Тверской области от 26.11.2021 главный бухгалтер территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 81 Тверской области от 26.11.2021 поступила на рассмотрение в Московский районный суд г. Твери на основании определения заместителя председателя Тверского областного суда от 17.03.2022.

В жалобе Швец Н.Л. указывает, что судом дана неверная оценка исключительных обстоятельств правонарушения. Так, при рассмотрении дела не приняты во внимание доводы Швец Н.Л. о сложившейся тяжелой обстановке в отделе бухгалтерского учета при подготовке готовой отчетности: весь январь 2021 года вместо семи человек работали только двое и, соответственно, они не могли обеспечить должную работу семи человек. Поэтому при выходе сотрудников на работу после болезни в феврале 2021 года накопился больше объем работы (по учету поступивших и ожидающих исполнения документов января 2021 года, поступающих текущих документов февраля 2021 года, подготовку месячной отчетности за январь 2021 и подготовку готовой отчетности за 2020 год). С учетом характера заболевания COVID-19 и последствий перенесенного заболевания, а также того факта, что двое, в том числе и главный бухгалтер, находились в стационаре с двухсторонней ковидной пневмонией тяжелой степени на кислороде, очень тяжело было работать и исполнять должностные обязанности. Тем не менее, весь февраль все сотрудники отдела работали до 20-21 часов каждый день и выходили в выходные дни перед сдачей годовой отчетности. Также указывает, что задолженность по страховой медицинской организации «Капитал МС» в сумме 492,8 тыс. руб. в бюджетном учете отражена правильно и показана в составе дебиторской задолженности, что подтверждается постановлением, письмом Правительства Тверской области от 15.04.2021 года, бюджетной отчетностью за 2020 год ТФОМС Тверской области, пояснительной запиской Фонда к годовой бюджетной отчетности и материалами дела, однако данная задолженность в ответной форме 0503169 не указана в качестве просроченной по счету бюджетного учета 39511302999090000130120936000 по графам 4, 11, 14, ввиду того, что в течение 2020 года возврат денежных средств был спорным (фонд давал разъяснения о неправомерности действий СМО «Капитал МС» с требованием восстановить нецелевые средства бюджета ТФОМС Тверской области, СМО проигнорировала требования Фонда, полагая их незаконными так как списание денежных средств в пользу медицинской организации со счета СМО «Капитал МС» было произведено инкассовым поручением по Решению суда). Считает, что правомерность действий ТФОМС Тверской области или СМО по данному вопросу могла быть подтверждена только судебным решением, а на момент составления годовой отчетности Арбитражным судом было принято решение от 07.09.2020 по делу А66-18913/2019, в котором позиция ТФОМС Тверской области признана законной и обоснованной, иск удовлетворен в полном объеме и средства были списаны 17.03.2021 с расчетного счета СМО в пользу ТФОМС инкассовым поручением до момента сдачи отчетность (15.04.2021), но решением арбитражного суда от 30.09.2021 года данные средств взысканы с ТФОМС Тверской области в пользу СМО «Капитал МС», что косвенно доказывает, что указанная задолженность не являлась просроченной дебиторской задолженностью. Подчеркивает, что согласно заключению Контрольно-счетной палаты Тверской области бюджетная отчетность ТФОМС за 2020 года составлена в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», соответствует структуре и бюджетной классификации, утвержденной законом Тверской области от 25.12.2019 №99-30 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», порядку формирования и применения бюджетной классификации РФ, утвержденному приказом Минфина РФ от 06.06.2019 №85н, а бюджетная отчетность Фонда за 2020 год в целом соответствует перечню и формам для финансового органа, предусмотренным инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н. Также, уведомление Министерства финансов Тверской области от 08.04.2021 после проведения камеральной проверки и проверки по контрольным соотношениям годовой отчетности на 01 января 2021 года от ТФОМС Тверской области, подтверждается принятие отчетности. На основании изложенного приходит к выводу, что ею как должностным лицом были приняты все зависящие от нее меры для сдачи надлежащей годовой отчетности, обеспечения контроля за соблюдением установленных бюджетным законодательством требований, а выявленное правонарушение не повлекло никаких последствий для определения достоверности годовой бюджетной отчетности и принятия экономических решений пользователями бюджетной отчетности ТФОМС Тверской области за 2020 год, вопрос об отражении задолженности в качестве просроченной был спорным, что и подтверждается решениями арбитражных судом. На основании изложенного постановление мирового судьи просит отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП Ф в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Швец Н.Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Считает, что в ее действиях не содержится состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, а именно грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. В обоснование своей позиции сослалась на Примечание к ст. 15.15.6 КоАП РФ, в соответствии с которым под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателей бюджетной или бухгалтерской финансовой отчетности, выраженной в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах и (или) о финансовом результате. Полагает, что неотражение дебиторской задолженности в качестве просроченной не повлекло искажение результатов в бухгалтерском балансе об активах, так как дебиторская задолженность является финансовым активом, и в бухгалтерской отчетности, а именно, в 120м балансе она отражается как финансовый актив. В соответствии с инструкцией по составлению годовой бюджетной отчетности № 191-н, активом считается строка 340 баланса, и в строке 340 видно, что дебиторская задолженность отражена правильно, и в балансе она попадает в правильной сумме. А оттого, что показана она в качестве просроченной, или не показана в качестве просроченной, она не влияет на финансовые активы предприятия.

На жалобу Швец Н.Л. аудитором КСП Тверской области Волковой Н.М. представлены возражения, в которых она просит оставить ее без удовлетворения. Указывает, что заболеваемость работников отдела бухгалтерского учета Фонда новой коронавирусной инфекцией не может являться основанием для ненадлежащего исполнения должностных обязанностей при составлении бюджетной отчетности ТФОМС за 2021 год. Кроме того, отмечает, что в жалобе речь идет о январе-феврале 2021 года, а фактически бюджетная отчетность за 2020 год была представлена Фондом в апреле 2021 года в Министерство финансов Тверской области и в Контрольно-счетную палату Тверской области, т.е. у главного бухгалтера Фонда Швец Н.Л. имелась возможность для осуществления проверки правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бюджетной отчетности Фонда за 2020 год, для осуществления внутреннего контроля составления бюджетной отчетности Фонда, контроля за соблюдением процедур внутреннего контроля составления бюджетной отчетности Фонда (данные должностные обязанности определены в п. 3.1.1, 3.1.2 должностной инструкции главного бухгалтера ТФОМС, утвержденной директором Фонда 04.06.2019). Принятие Министерством финансов Тверской области бюджетной отчетности ТФОМС за 2020 год по результатам проведенной камеральной проверки не может свидетельствовать, о том, что главным бухгалтером Фонда Швец Н.Л. приняты все меры для сдачи надлежащей годовой отчетности ТФОМС, обеспечен контроль за соблюдением установленных бюджетным законодательством требований при составлении бюджетной отчетности. Об этом свидетельствуют выявленные КСП в ходе внешней проверки бюджетной отчетности Фонда за 2020 год нарушения требований п. 70, 167, 170.2 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении (бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Инструкция № 191н), утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № при составлении следующих форм

бюджетной отчетности Фонда: Сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175), Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), Сведений (ф.0503169), которые привели к искажению показателей в данных формах отчетности. По результатам выявленных КСП нарушений Фондом письмом от 24.05.2021 №1554/03-47 (вх. в КСП №713 от 24.05.2021) представлены следующие уточненные формы бюджетной отчетности: Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175), которые были приняты Министерством финансов Тверской области (что подтверждается письмом Министерства финансов Тверской области от 21.05.2021 №09-36/3101-МП). Таким образом, выявленные КСП нарушения требований Инструкции № 191н при составлении отдельных форм бюджетной отчетности ТФОМС за 2020 год (в т.ч. Сведений (ф. 0503169) свидетельствуют о том, что главным бухгалтером Фонда Швец Н.Л. надлежащим образом не исполнялись должностные обязанности при составлении бюджетной отчетности Фонда за 2020 год, не осуществлялся контроль за составлением бюджетной отчетности Фонда (в т.ч. за соблюдением требований Инструкции № 191н). По поводу отражения в Сведениях (ф. 0503169) дебиторской задолженности СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в сумме 492,9 тыс. руб. в качестве просроченной поясняет следующее. В соответствии с положениями п. 167 Инструкции

№ 191н к просроченной дебиторской задолженности относится неисполненная задолженность при наступлении даты ее исполнения (датой исполнения является предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности срок, в который дебитором должны быть исполнены обязательства по возврату задолженности). Сроки для возврата страховой медицинской организацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования целевых средств, полученных по заявкам, определены в п. 126 Правил обязательного медицинского страхования (далее - Правила №108н), утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н, и составляют три рабочих дня после завершения расчетов с медицинскими организациями за отчетный месяц. В соответствии с положениями п. 26 Правил № 108н остаток целевых средств в сумме 492,9 тыс. руб. должен быть возвращен СМО ООО «Капитал медицинское страхование» Фонду в апреле 2019 года. Наличие дебиторской задолженности СМО ООО «Капитал медицинское страхование» перед ТФОМС в сумме 492,9 тыс. руб. подтверждается расшифровкой дебиторской задолженности к Сведениям (ф. 0503169) (представлена письмом Фонда от 05.05.2021 №1382/01-31к), Пояснительной запиской (ф. 0503160), отчетом о деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования за апрель 2019 года, решением Арбитражного суда Тверской области 07.09.2020, по делу №А66-18913/2019 (в соответствии с которым со СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в пользу Фонда взысканы средства в сумме 492,9 тыс. руб.). В соответствии с положениями к п. 167 Инструкции 191н дебиторская задолженность СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в сумме 492,9 тыс. руб., которая не перечислена в срок, установленный п. 126 Правил №108н, начиная с 01.05.2019 является просроченной и подлежит отражению в качестве просроченной дебиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169). В связи с невозвращением в установленный Правилами №108н срок целевых средств Фондом 09.12.2019 в Арбитражный суд Тверской области направлено исковое заявление о взыскании со СМО ООО «Капитал медицинское страхование» средств в сумме 492,9 тыс. руб., по результатам рассмотрения которого решением Арбитражного суда Тверской области 07.09.2020 по делу №А66-18913/2019 со СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в пользу Фонда взысканы средства в сумме 492,9 тыс. руб. (указанные средства перечислены Фонду 17.03.2021). Таким образом, в соответствии с положениями п. 167 Инструкции №191н в разделе 1 Сведений (ф. 0503169) дебиторская задолженность СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в сумме 492,9 тыс. руб. (с учетом сроков, установленных п. 126 Правил № 108н) подлежала отражению в качестве просроченной задолженности по номеру (коду) счета бюджетного учета 11302999 09 0000 130 120936000 на начало года - 01.01.2020 (в графе 4) и на конец отчетного периода - 31.12.2020 (в графе 11), что не было сделано при составлении бюджетной отчетности Фонда за 2020 год. Искажение показателей бюджетной отчетности, выраженных в денежном измерении, привело к искажению информации в разделе 1 Сведений (ф. 0503169) по просроченной дебиторской задолженности по номеру (коду) счету бюджетного отчета 11302999 09 0000 130 12093600с на начало года (в графе 4) – на сумму 492,9 тыс. руб. (указано – 0,0 руб., следовало указать – 492 897,0 руб.), на конец отчетного периода (в графе 11) – на сумму 492,9 тыс. руб. (указано – 0,0 руб., следовало указать – 492 897,0 руб.), что свидетельствует о нарушении Фондом требований п. 167 Инструкции 191н при составлении Сведений (ф. 0503169), Искажение показателей составило 100 %. Данное искажение привело к недостоверным данным о просроченной дебиторской задолженности Фонда на начало 2020 и конец 2020 года, что свидетельствует о несоблюдении положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи с тем, что в ходе проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2020 год (до 25.05.2021) Фондом в КСП не были представлены уточненные Сведения (ф. 0503169), в которых были бы устранены выявленные нарушения в части неотражения данных по просроченной дебиторской задолженности в сумме 492,9 тыс. руб., в соответствии с положениями ч.ч. 4, 6 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностным лицом КСП в отношении главного бухгалтера Швец Н.Л. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Отмечает, что при составлении протокола об административном правонарушении от 22.10.2021 №12(170) и его рассмотрении мировым судьей судебного участка №81 Тверской области главным бухгалтером ТФОМС Швец Н.Л. была признана вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, при составлении Сведений (ф. 0503169). Однако в поданной жалобе Швец Н.Л. вину не признает. Кроме того, Фондом в КСП 22.10.2021 представлены уточненные Сведения (ф. 0503169) на 01.10.2021, в которых устранено допущенное искажение показателей по просроченной дебиторской задолженности на сумму 492,9 тыс. руб. (письмо Фонда от 22.10.2021 №3409/03-47), т.е. Фонд согласился с тем, что дебиторская задолженность СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в сумме 492,9 тыс. руб. подлежала отражению в Сведениях (ф. 0503169) в качестве просроченной (указанная задолженность отражена по номеру (коду) счету бюджетного учета 113 02999 09 0000 130 120936000 в графе 4 в качестве просроченной на начало 2022 года). Возражает против признания правонарушения малозначительным, так как факты о чрезвычайных обстоятельствах, изложенные в жалобе Швец Н.Л., не касаются характера правонарушения, размера и тяжести вреда совершенного правонарушения. При рассмотрении данного дела отмечает, что в поданной жалобе Швец Н.Л. фактически не признала своей вины и факта совершенного административного правонарушения, ссылаясь на некое обстоятельство спора, не позволяющее отнести возникшую дебиторскую задолженность к просроченной. Также указывает, что ранее Швец уже привлекалась к административной ответственности постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 04.09.2018 по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Просит оставить постановление без изменения.

Аудитор Контрольно-счетной палаты Тверской области Волкова Н.М. в судебном заседании возражала по доводам жалобы. В сведениях по дебиторской задолженности не была показана просроченная дебиторская задолженность, которая относится к активам в сумме 492,9 тыс. рублей в полном объеме. Эта задолженность образовалась в связи с тем, что страховой медицинской организацией «Капитал медицинское страхование» своевременно в 2019 году не были возвращены целевые бюджетные средства, полученные на оплату медицинских целей. Это привело к искажению информации по счету 209 – это расчеты по имуществу и иным доходам и в графе «Всего задолженностей». Вопреки мнению заявителя, считает, что именно просроченная дебиторская задолженность, информация о которой была искажена в отчете, относится к активам. Отметила, что в инструкцию 191н, утвержденная Приказ Минфина России от 28.12.2010 года, которая регламентирует порядок составления отчетности, были внесены изменения Приказом Минфина России от 11.06.2021 № 82н, который вступил в силу с 21.08.2021 и распространяется на правоотношения, возникшие с отчетности по состоянию на 01.07.2021. В соответствии с этими изменениями, в инструкции 191н было дано понятие об активах, обязательствах, финансовом результате. На момент совершения Швец административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к составлению отчетности за 2020 год, данное понятие отсутствовало. Дебиторская задолженность относится к активам, в том числе просроченная. Факт правонарушения сама Швец не отрицала, что она не указала просроченную дебиторскую задолженность по данному счету. Впоследствии ТФОМС представил в КСП Тверской области отчетность на 01.10.2021, где данное нарушение было устранено. Обратила внимание на то, что при квалификации правонарушения она руководствовалась нормативными актами, действовавшими на момент совершения вменяемого правонарушения.

Представитель КСП Тверской области Максименко А.В. подержал позицию аудитора Волковой Н.М. Кроме того, пояснил, что в бюджетном законодательстве предусмотрены определенные формы отчетности, в которых содержится информация об активах. Если искажены некоторые показатели, выраженные в денежном эквиваленте, которые привели к искажению итогового показателя по просроченной дебиторской задолженности. Вся информация, содержащаяся в 169й Форме – это информация об активах.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражений к ней, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ установлено, что грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Соответственно с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Согласно пункту 10 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы российской федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктом 16 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н установлено, что ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).

В силу пункту 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы российской федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, в графах 4, 11, 14 отражаются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) на начало года, на конец отчетного периода и на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года соответственно.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения Контрольно-счетной палатой Тверской области, на основании приказа председателя Контрольно-счетной палаты Тверской области Ипатовой Т.В., внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области за 2020 год установлено, что искажение показателей бюджетной отчетности, выраженных в денежном измерении, привело к искажению информации в разделе 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (вид задолженности – дебиторская) (ф. 0503169) по просроченной дебиторской задолженности по номеру (коду) счету бюджетного учета 11302999090000130 120936000 на начало года – на сумму 492,9 тыс. руб., на конец отчетного периода – 492,9 тыс. руб., искажение показателей составляет 100%.

Из протокола № 12(170), составленным аудитором Контрольно-счетной палаты Тверской области Волковой Н.В. следует, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области является субъектом консолидированной отчетности, а так же то, что в разделе 1 Сведений (ф. 0503169) по номеру (коду) счёта бюджетного учета 11302999090000130 120936000 на начало года (в графе 2), на конец отчетного периода (в графе 9) отражена дебиторская задолженность в сумме 492,9 тысяч рублей, образовавшаяся в результате невозвращения страховой медицинской организацией – ООО «Капитал медицинское страхование» в установленный срок (в апреле 2019 года) целевых средств, полученных на оплату медицинской помощи, оказанной в 2019 году. В нарушение требований п. 167 Инструкции №191н в разделе 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (вид задолженности – дебиторская) (ф. 0503169) не отражена просроченная дебиторская задолженность в сумме 492,9 тыс. руб., образовавшаяся в результате невозвращения СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в установленный Правилами №108н срок (в апреле 2019 года) целевых средств, полученных на оплату медицинской помощи, оказанной в 2019 году, что привело к искажению показателей по номеру (коду) счета бюджетного учета 11302999090000130 120936000 в графе 4.14, 11.15 – на сумму 492, 9 тыс. руб. (искажение показателей составляет 100%). Искажение данных показателей привело к искажению показателей по строке «Итого по коду счета 120936000» в графах 4, 11, 14.16 – на сумму 492, 9 тыс. руб.

В подтверждение, что главным бухгалтером территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, мировым судьей обоснованно приняты во внимание и указаны в постановлении в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № 12 (170) от 22.10.2021; заключение Контрольно-счетной палаты Тверской области на готовой отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области за 2020 год по результатам внешней проверки; расшифровку дебиторской задолженности, представленной письмом Фонда от 05.05.2021 № 1381/01-31к; пояснительная записка; отчет о деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования за апрель 2019; решение Арбитражного суда Тверской области от 07.09.2020 по делу №А66-18913/2019, в соответствии с которым со СМО ООО «Капитал медицинское страхование» в пользу Фонда взысканы средства в сумме 492,9 тыс. руб.; сопроводительное письмо Правительства Тверской области от 15.04.2021 в КСП Тверской области; пояснительная записка Фонда, в которой указана в составе дебиторской задолженности задолженность СМО «Капитал МС», которая образовалась в размере 492 897 рублей в результате невозвращения целевых средств, полученных на оплату медицинской помощи, оказанной в 2019 году; пояснения главного бухгалтера ТФОМС Тверской области Швец Н.Л., где указано на то, что допущенная неточность в отчете ф. 0503169 фактически не вызвала неблагоприятных вредных последствий и не повлекла существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; уточненные формы отчета по использованию средств обязательного медицинского страхования с отметкой об остатке 492 897; приказ директора Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования №49-к от 03.07.2008, которым Швец Н.Л. назначена главным бухгалтером Фонда, - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. в совершении данного административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Доводы жалобы, касающиеся обстоятельств времени совершения правонарушения, а именно, нахождение на больничном сотрудников ТФОМС, недостатка кадрового состава бухгалтерии, не влияют на доказанность вины Швец Н.Л., не являются основанием для освобождения ее ответственности.

Ссылки заявителя в судебном заседании на примечание к ст.15.15.6 КоАП РФ, с доводами об отсутствии нарушений при составлении отчета, суд находит необоснованными, поскольку факт неотражения в отчете ТФОМС за 2020 год в разделе 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности просроченной дебиторской задолженности в сумме 492,9 тысяч рублей, должностным лицом Швец Н.Л. не отрицается.

При этом в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении мирового судьи обоснованно указано на нарушение в данной части пункта 167 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации № 191н, в соответствии с положениями которого в разделе 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренным правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены; в графах 4, 11, 14 отражаются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) на начало года, на конец отчетного периода и на конец аналогичного ответного период прошлого финансового года соответственно.

Изменения в Инструкцию № 191н, на которые ссылалась Швец Н.Л. в ходе судебного заседания, внесены Приказом Минфина России № 82н от 11.06.2021, и применяются при составлении бюджетной отчетности начиная с бюджетной отчетности на 01.10.2021 года. При этом суд учитывает, что Швец Н.Л. вменяются нарушения по предоставлению бюджетной отчетности на дату 01.01.2021 года, за период 2020 года.

Нарушений порядка привлечения главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. к административной ответственности судом не установлено, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. в инкриминируемом правонарушении, в апелляционной жалобе не приведено.

Доводы жалобы об отсутствии в деянии главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. состава правонарушения со ссылкой на характер, сложившиеся обстоятельства, предшествующих правонарушению, роли правонарушителя, отсутствие каких-либо последствий, являлись предметом тщательной проверки мирового судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, им дана правильная оценка, оснований не соглашаться с которой не имеется.

Ссылка на малозначительность совершенного административного правонарушения является несостоятельной.

Признаков малозначительности совершенное главным бухгалтером территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Установив все фактические обстоятельства настоящего дела и верно применив нормы материального права, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное главным бухгалтером территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. административное правонарушение малозначительным не является.

При рассмотрении дела мировым судьей все фактические обстоятельства по делу были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Мировой судья пришел к правильному выводу о наличии события правонарушения и виновности главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Из вышеизложенного следует, что при производстве по данному делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи, оснований для отмены судебного решения не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, назначено главного бухгалтеру территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех фактических обстоятельств, установленных по делу.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

Р Е Ш И Л:

постановление мирового судьи судебного участка № 81 Тверской области от 26.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Швец Н.Л. - оставить без изменения, жалобу Швец Н.Л. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Р.С. Бурше

1версия для печатиДело № 12-241/2022 (Решение)