ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2423/17 от 21.11.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-2423/17

(в районном суде № 5-372/17) судья Волкова В.С.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Костине Ф.В., рассмотрев 21 ноября 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2017 года в отношении

ООО «Роскомстрой», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 603079, <...>;

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу об административном правонарушении № 10210000-276/2017 от 17.03.2017 года ООО «Роскомстрой» совершило несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, а именно:

17.11.2016 года на Санкт-Петербургский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни, расположенный по адресу: 196626, г.Санкт-Петербург, <...>, литер В, генеральным директором ООО «Роскомстрой» ФИО1 <...> подана таможенная декларация (далее - ДТ) № 10210200/171116/0017210 для помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, в том числе на товар № 1: «теплоизоляционный порошок (высокоуглеродистый) на основе золы рисовой шелухи, используется для изоляции поверхности раскаленного металла с целью не допустить потерь тепла, товар не является шлаком, летучей золой, не является отходами какого-либо производства, изготавливают целенаправленно для металлургии: 1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ: SILICA - SI02 - 81.59%, AL203, FE203, CAO, MGO, K20, NA20 - 10,49%, углерод 7,01%, поставляется в мешках по 10 кг. (всего 2800 мешков), изготовитель: компания «SHREE SHREE GOURSUNDAR RICE & OIL MILLS», товарный знак: «SHREE SHREE GOURSUNDAR RICE & OIL MILLS», марка: «DELTASIM 88», артикул: отсутствует, модель: «DELTASIM 88», количество: 28 т», страна происхождения - Индия, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000, таможенная стоимость 338 711, 74 рублей, таможенные платежи: ввозная таможенная пошлина 5%, НДС 18%, вес нетто 28 000 кг, вес брутто 28 192 кг".

Согласно сведениям,- указанным в ДТ:

отправитель товара: компания «SHREE SHREE GOURSUNDAR RICE &OIL MILLS» (Индия);

получатель товара: ООО «Роскомстрой» (603079, <...>).

Товар поступил по документам: ТД № 10216120/160716/0009975 от 16.07.2016, транспортная накладная № б/н от 16.07.2016, инвойс № 9 от 23.05.2016, на т/х MSC ATLANTIC и на т/с гос. per. знак: <...> (перевозчик ООО «<...>»), таможня на границе: т/п Гавань.

18.11.2017 года в "рамках целевого профиля риска № 20/10210/18112016/99706 был назначен таможенный досмотр (АТД № 10210130/181116/000820, дата и время окончание таможенного досмотра 18.11.2016 20:00) с отбором проб и образцов товаров (акт взятия проб или образцов № 10210130/181116/000084 от 18.11.2016) и назначения таможенной экспертизы (№ 10210130/181116/ДВ/000481 от 18.11.2016).

В рамках меры минимизации риска 606 (принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению - торговых ограничений и экспортного контроля) и меры 607 (принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению - классификации товаров по ТП ВЭД ЕАЭС) полученное заключение таможенного эксперта от 16.12.2016 № 043225 было направлено на рассмотрение в ОТНиПТ Санкт-Петербургской таможни (служебная записка от 10.01.2017 №53-08/00012) и ОТОиЭК Санкт-Петербургской таможни (служебная записка от 10.01.2017 № 53-08/00013).

17.01.2017 года ОТНиПТ Санкт-Петербургской таможни в служебной записке №21-11/68 сообщает, что классификация товара по ДТ № 10210200/171116/0017210 согласно заключению таможенного эксперта от 16.12.2016 № 043225 осуществлена в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС и товар идентифицирован как зола из рисовой шелухи, которая применяется в литейной (производство теплоизолирующих материалов), строительной (производство звукоизоляционных изделий) и других областях промышленности.

18.01.2017 года ОТОиЭК Санкт-Петербургской таможни в служебной записке №22-13/47 сообщает, что товар по ДТ №10210200/171116/0017210 идентифицированный как «зола из рисовой шелухи» и задекларированный в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС при ввозе и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления должен осуществляться на основании лицензии Минпромторга России.

Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль) из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2620 и 2621 (в том числе и зола рисовой лузги с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000) отнесены к отходам производства и потребления (Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 455 с внесенными изменениями приказом от 28.04.2015 №360), поименованы в перечнях товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования.

В соответствии с разъяснением Росприроднадзора (письмо от 20.01.2016 № (ЭД-08-00-29/678), направленного письмом УТОВиЭК от 10.02.2016 №14-57/05884, «зола рисовой шелухи, классифицируемой в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС» поименована в Приложении №2 «Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», т.е. на трансграничное перемещение таких отходов требуется (разрешение Росприроднадзора).

Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в разделы 1.2 и 2.3 единого перечня, определен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, изложенным в Приложении №7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. №30 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2017 №199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 №45.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.

В пункте 5 Положения указано, что помещение опасных отходов под таможенные процедуры «выпуск для внутреннего потребления» и «экспорта» осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.

Таким образом, в действиях ООО «Роскомстрой» имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Роскомстрой» прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Уполномоченный по ОВД ОАР Санкт-Петербургской таможни <...> И.М. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи и возвращении дело на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы указал, что шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль) из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2620 и 2621 (в том числе и зола рисовой лузги с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000) отнесены к отходам производства и потребления (Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 455 с внесенными изменениями приказом от 28.04.2015 №360), поименованы в перечнях товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования. В соответствии с разъяснением Росприроднадзора (письмо от 20.01.2016 №ОД-08-00-29/678), «зола рисовой шелухи, классифицируемой в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС» поименована в Приложении №2 «Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. №30 «О мерах нетарифного регулирования», т.е. на трансграничное перемещение таких отходов требуется разрешение Росприроднадзора. Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в разделы 1.2 и 2.3 единого перечня, определен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического Союза опасных отходов, изложенным в Приложении №7 к Решению Коллегии Евразийской (экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. №30 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2017 №199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от l6.05.2012 №45. Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза. В пункте 5 Положения указано, что помещение опасных отходов под таможенные процедуры «выпуск для внутреннего потребления» и «экспорта» осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии. Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что товар №1 по ДТ №10210200/171116/0017210 задекларирован в подсубпозиции 2621900000 ТН ВЭД ЕАЭС, был идентифицирован как «зола из рисовой шелухи...», следует, что помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления должно осуществляться на основании лицензии Минпромторга России. Таким образом, декларантом ООО «Роскомстрой» при таможенном декларировании товара №1 по ДТ №10210200/171116/0017210 не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными актами Российской Федерации соблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Законный представитель ООО «Роскомстрой» ФИО1 и уполномоченный по ОВД ОАР Санкт-Петербургской таможни <...> И.М. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, согласно пояснениям защитника Давтян М.Р. и материалам дела, соответственно, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Защитник ОООО «Роскомстрой» Давтян М.Р. представила письменные возражения на жалобу должностного лица, согласно которым ввезенный товар не подпадает под признаки отходов, поскольку является продукцией, специально произведенной по заказу общества, не предназначен для удаления, имеет потребительские свойства и его использование обусловлено существующей технологией металлургического производства.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения начальника отдела торговых ограничений Санкт-Петербургской таможни <...> И.В., считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.ст.26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Вывод об отсутствии в действиях ООО «Роскомстрой» состава вмененного правонарушения судьей районного суда сделан на основании полного и всестороннего рассмотрения дела, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что вина ООО «Роскомстрой» в инкриминируемом административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ, не установлена, объективная сторона правонарушения не подтверждена представленными доказательствами.

Административная ответственность по статье 16.3 КоАП РФ наступает за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В конкретном случае, административным органом вменяется в вину ООО «Роскомстрой» несоблюдение п.4 Приложения № 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30, согласно которому ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. N 45.

Как указывается административным органом, шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль) из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие из товарной субпозиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 2620 и 2621 (в том числе и зола рисовой лузги с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000) отнесены к отходам производства и потребления (Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 455 с внесенными изменениями приказом от 28.04.2015 №360), поименованы в перечнях товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования.

Однако с выводом о том, что в конкретном случае, теплоизоляционный порошок (высокоуглеродистый) на основе золы рисовой шелухи является отходом производства и потребления нельзя согласиться ввиду следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Аналогичное определение понятия «отходы» содержится в статье 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 № 49-ФЗ, согласно которой для целей данной Конвенции установлено, что отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

"Удаление" отходов в силу требований пункта 4 статьи 2 Базельской конвенции означает любую операцию, определенную в приложении IV к настоящей конвенции. Приложение разделено на две секции: секция А включает традиционные формы удаления отходов, не предполагающие повторного использования. Секция В охватывает действия, которые ведут к повторному или альтернативному использованию сырья в форме рециркуляции или восстановления.

Системное толкование приведенных нормативных положений национального и международного законодательства позволяет сделать вывод о том, что безусловное отнесение товаров к отходам без исследования вопроса об утрате ими потребительских свойств недопустимо.

Из материалов дела следует, что при производстве по делу экспертно-криминалистической службой регионального филиала ЦЭКТУ Санкт-Петербурга проведена экспертиза, по результатам которой составлено заключение № 043225 от 16 декабря 2016 года, из которого следует, что зола рисовой шелухи, аналогичная исследованной пробе, используется в литейной (производство теплоизолирующих материалов), строительной (производство звукоизоляционных изделий) и других областях промышленности. Таким образом, теплоизоляционный порошок (высокоуглеродистый) на основе золы рисовой шелухи имеет потребительские свойства.

Согласно представленным документам Обществом осуществлялся ввоз на территорию Российской Федерации теплоизоляционного порошка (высокоуглеродистого) на основе золы рисовой шелухи под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», для дальнейшей перепродажи.

При этом, данные об осуществлении вышеуказанных операций по удалению с теплоизоляционным порошком (высокоуглеродистым) на основе золы рисовой шелухи, трансграничное перемещение которого в отсутствие разрешительных документов вменено ООО «Роскомстрой», отсутствуют.

Таким образом, административным органом не доказана утрата потребительских свойств ввезенного Обществом теплоизоляционного порошка (высокоуглеродистого) на основе золы рисовой шелухи, а также выполнение предусмотренных Приложением IV Базельской конвенции операций по ее удалению или предназначение для удаления.

Следовательно, теплоизоляционный порошок (высокоуглеродистый) на основе золы рисовой шелухи не подпадает под понятие «отхода», данное в Федеральном законе № 89-ФЗ, Базельской конвенции, в связи с чем, наличие специального разрешительного документа для его ввоза не требуется.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения жалобы должностного лица и отмены или изменения обжалуемого судебного решения не имеется.

С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2017 года в отношении ООО «Роскомстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу уполномоченного по ОВД ОАР Санкт-Петербургской таможни ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Е.А. Широкова