Дело №12-242/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 17 апреля 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл ИвановаЛ.О., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <иные данные>, работающего начальником ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба», сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не имеется,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019года № начальник ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1 привлечен к административной ответственности и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в утверждении документации на поставку горюче-смазочных материалов с использованием топливных карт на АЗС, не соответствующей извещению об электронном аукционе поставки товаров.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019 года № отменить, применить административное наказание в соответствии со ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы настоящего дела и дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, указанную в ст.42 настоящего Федерального закона (ч.5 ст.63 Федерального закона №44-ФЗ).
Согласно приказу Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 31августа 2015 года № л/с ФИО1 является начальником ГБУРеспублики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба».
В апреле 2018 года ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» путем проведения электронного аукциона определялся поставщик горюче-смазочных материалов с использованием топливных карт на АЗС для нужд ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба».
Извещение о проведении электронного аукциона № и документация об аукционе в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов с использованием топливных карт на АЗС для нужд ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» размещены заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 23 апреля 2018 года.
Начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе определена в размере 398811,00 рублей.
Документация об аукционе в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов с использованием топливных карт на АЗС для нужд ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» утверждена начальником ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1 16 апреля 2018 года.
Частью 4 ст.42 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Законом.
В разделе «Ограничения и запреты» извещения о проведении электронного аукциона № указано, что к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п.6 раздела 2 «Информационная карта» документации на поставку ГСМ ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлены, что является нарушением ч.1 ст.64 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст.ст.289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (п.7 ч.1 ст. 31); участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п.7.1 ч.1 ст.31).
В нарушение ч.3 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ п.11 Информационной карты на поставку ГСМ, содержащий требования к участникам закупки, не содержит предусмотренные п.п.7 и 7.1 ч.1 ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ требования к участникам закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения документации на поставку ГСМ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочего декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п.3-9 ч.1 ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 66 Федерального закона №44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения документации на поставку ГСМ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Федерального закона №44-ФЗ.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе установлены п. 12 Информационной карты на поставку ГСМ, однако в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ в документации на поставку ГСМ не установлены требования, предусмотренные п.п.2, 7 ч.5 ст.66 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения документации на поставку ГСМ), о предоставлении участниками аукциона в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о соответствии п.п.7, 7.1 ч.1 ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ, декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 ст. 65 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В документации на поставку ГСМ отсутствует дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, которая должна быть определена 1 мая 2018 года, что является нарушением п.11 ч.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ.
В соответствии с ч.8 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (п.5 ст. 3 Федерального закона).
Таким образом, раздел 4 «Проект государственного контракта» документации на поставку ГСМ» содержит подготовленный без учета п.8 ст.3 Федерального закона № 44-ФЗ Проект контракта на поставку ГСМ.
В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст.95 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 года №19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» в случае заключения контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, в контракте указывается формула цены и максимальное значение цены контракта.
В нарушение данного требования в п.4.1 Проекта контракта на поставку ГСМ указано, что цена контракта является твердой и не подлежит изменению в ходе его исполнения.
Исходя из толкования п.1 ч.13 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ, условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, для государственных (муниципальных) нужд являются существенными условиями контракта.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 настоящего Федерального закона (ч.8 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ).
Разделом 4 Проекта контракта на поставку ГСМ установлены цена товара и порядок расчетов.
Согласно п.4.2 Проекта контракта на поставку ГСМ «оплата за ГСМ производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика», что является нарушением п.1 ч.13 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ, поскольку Проект контракта на поставку ГСМ не содержит обязательное условие о сроках оплаты товара.
Согласно ч.4 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.5 указанной статьи).
Согласно ч.8 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года №570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года №1063» (далее - Правила определения размеров штрафов) установлены размеры штрафов и правила их определения.
Согласно пп.«а» п.4 Правил определения размеров штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 3процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Подпунктом «а» п.9 Правил определения размеров штрафов установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
В п.6.5 Проекта контракта на поставку ГСМ предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф «в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013года №1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» в виде фиксированной суммы в размере 2,5 процента от цены Контракта, что составляет 9973 рублей 27копеек». Данный пункт противоречит ч.5 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ, а также пп.«а» п.9 Правил определения размеров штрафов.
В п.6.6. Проекта контракта на поставку ГСМ предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф «в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013года №1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» в размере 10 процентов цены настоящего Контракта и составляет 39881 рубль 10 копеек». Данный пункт противоречит ч.8 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ, пп.«а» п.4 Правил определения размеров штрафов.
Таким образом, заказчик утвердил документацию на поставку ГСМ, содержащую размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств по контракту, не соответствующие Правилам определения размеров штрафов
В силу ч.1 ст.96 Федерального закона №44-ФЗ требование обеспечения исполнения контракта устанавливается как в документации об аукционе, так и в проекте контракта и должно соответствовать требованиям закона.
В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.27 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ).
Пунктом 4.4. Проекта контракта на поставку ГСМ предусмотрено, что «в случае если Поставщиком в качестве формы обеспечения исполнения настоящего Контракта применяется внесение денежных средств на счет Государственного заказчика, такие денежные средства возвращаются Заказчиком Поставщику после поставки всего товара по Контракту».
Таким образом, в нарушение ч.27 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ в Проекте контракта на поставку ГСМ отсутствуют сроки возврата обеспечения исполнения контракта.
С учетом установленных по делу об административном правонарушении обстоятельств административный орган пришел к правильному выводу, что должностным лицом заказчика допущено нарушение требований п.8 ст.3, ч.ч.2, 5, 8, п.1 ч.13, ч.27 ст.34, п.п.2, 11 ч.1, ч.1, ч.3 ст.64, ч.1 ст.96 Федерального закона №44-ФЗ, пп.«а» п.4, пп.«а» п.9 Правил определения размеров штрафов. Действия начальника ГБУРеспублики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1 правильно квалифицированы по ч.4.2 ст.7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наличие вины в совершении указанного административного правонарушения не оспаривается заявителем жалобы.
Вместе с тем вывод должностного лица Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики МарийЭл о том, что совершенное начальником ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1 административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в части утверждения документации об электронном аукционе с нарушениями норм Федерального закона посягает на установленный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, нарушает принцип профессионализма заказчика, нельзя признать обоснованным.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении начальника ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1 доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, а также об умышленном совершении антимонопольного правонарушения, представлено не было. Из материалов дела не следует, что совершенное правонарушение повлекло негативные последствия, существенный вред интересам граждан, общества и государства.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание роль правонарушителя, а также то, что правонарушение носит формальный характер, не причинило вреда и не повлекло каких-либо негативных последствий, действия должностного лица не повлияли на права и законные интересы участников контракта, третьих лиц, не создали существенной угрозы развитию добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прихожу к выводу, что административное правонарушение, совершенное начальником ГБУРеспублики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1, не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям и является малозначительным.
Вопреки доводам, содержащимся в обжалуемом постановлении должностного лица Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 данного Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст.ст.2.9, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019года № отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ГБУРеспублики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью.
Освободить начальника ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» ФИО1 от административной ответственности, объявив ему устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики МарийЭл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.О. Иванова