РЕШЕНИЕ
16 мая 2016 года г. Тула
Судья Центрального районного суда г.Тулы Прямицына Е.А., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело № по жалобе защитника ФИО1 по доверенности ФИО1, на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя ФИО1 антимонопольной службы по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, заместитель руководителя УФНС России по <адрес>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе защитник ФИО1 по доверенности ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания по делу №, вынесенное УФАС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Обосновывая жалобу, заявитель указывает, что нарушений требований "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ФИО1 не допускал. В решении Комиссии по контролю закупок ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> констатируется, что в документации об электронном аукционе помимо требований к характеристикам материалов (товара), использование которых предполагается при производстве работ по капитальному ремонту помещений и операционного зала, ФИО1 установлены требования к оборудованию, которое непосредственно не используется при выполнении указанных работ: Флеш-диску Usb flash 8gb, Источнику бесперебойного питания, Ноутбуку.
Комиссия полагает, что включение ФИО1 налоговой службы по <адрес> в объект закупки работ по капитальному ремонту поставки и установки оборудования, технологически и функционально не связанного с работами по капитальному ремонту, лишило потенциальных участников закупки, не имеющих свидетельства о допуске к работам по генподряду, возможности претендовать на право заключения контракта на поставку соответствующего оборудования, что свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 ФИО1 закона №44-ФЗ.
Указанные нормы ФИО1 закона 44-ФЗ содержат правила описания закупки и требование о содержании данного описания в документации об электронном аукционе. В части 1 части 1 статьи 33 и пункте 1 части 1 статьи 64 ФИО1 закона № 44-ФЗ не содержится никаких ограничений по самостоятельному формированию заказчиком своего заказа с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, а также критериев технологической и функциональной связанности /не связанности товаров, работ, услуг, включаемых в состав одного объекта закупки.
Из содержания части 2 статьи 33 ФИО1 закона № 44-ФЗ следует, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Таким образом, законодательство о закупках позволяет заказчику удовлетворять свои потребности в хозяйственной деятельности путем самостоятельного формирования своего заказа. Заказчик вправе при описании объекта закупки указывать такие качественные параметры, которые являются определяющими для него.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Однако оборудование, поименованное в документации об электронном аукционе -Флеш-диск Usb flash 8gb, Источник бесперебойного питания, Ноутбук, имеет непосредственное отношение к конечному результату выполнения работ по капитальному ремонту помещений ФИО1.
В разделе IV «Техническое задание» документации об электронном аукционе указано, что назначением и целью использования результатов работы является восстановление объекта недвижимого имущества административного здания ФИО1 для устранения фактического износа, поддержания и улучшения его эксплуатационных свойств, а также приведение его интерьера в соответствие с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России № ММВ-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения по организации и оформлению помещений ФНС России для приема и обслуживания налогоплательщиков».
В подпункте 1.1.1 указанного Положения среди основных принципов планирования пространства для приема налогоплательщиков названа простая и понятная навигация, активное использование технических средств управления очередью.
Управление, руководствуясь требованиями приказа ФНС России, именно в целях обеспечения выполнения перечисленных в разделе 6 документации об электронном аукционе работ по монтажу системы управления электронной очередью предусмотрело необходимость использования оборудования, названного Комиссией как непосредственно не используемого при выполнении работ.
Таким образом, Управление, осуществляя закупку, имело интерес не к выполнению ремонтных работ и поставке оборудования для оснащения ремонтируемого помещения в отдельности, а к получению результата в виде создания полностью оснащенного и укомплектованного всем необходимым помещения для приема и обслуживания налогоплательщиков в едином типовом формате.
Данное обстоятельство и обуславливает технологическую и функциональную взаимосвязь спорного оборудования и работ по капитальному ремонту.
Комиссия в своем решении пришла к выводу, что в документации об электронном аукционе ФИО1 установлены избыточные требования к используемым при выполнении работ товарам (описание их химического состава), что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе. По мнению Комиссии, действия ФИО1, установившего подобные требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 ФИО1 закона № 44-ФЗ. Норма части 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, якобы нарушенная Управлением, гласит, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 этой же статьи документов и информации, не допускается.
Критерии полноты требований к характеристикам используемых в ходе выполнения работ, товаров в указанных частях статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ законодателем не определены. Также запретов для заказчиков на установление требований к такой характеристике товаров как их химический состав в законе не содержится.
По его мнению, Комиссия, делая вывод о нарушении Управлением в рассматриваемой ситуации ч. 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, использовала субъективное заключение об «избыточном требовании к используемым при выполнении работ товарам», не ссылаясь за нормы законодательства.
Кроме того, Комиссия, указав на нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, не назвала в своем решении конкретные документы и информацию, которые Управление затребовало от участников электронного аукциона в нарушение названных норм Федерального закона № 44-ФЗ.
Исходя из требований части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер;
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Данными нормами Управление руководствовалось при формировании раздела 7 Требования к техническим, функциональным и прочим характеристикам материалов товара), используемых при производстве работ» технического задания документации об электронном аукционе. Все установленные в разделе 7 требования к материалам изложены в четком соответствии с государственными стандартами.
Так при описании требований к воде дана ссылка на ГОСТ 23732-2011, а также изложены технические требования к воде для бетонов и строительных растворов, содержащиеся в этом стандарте.
Требования к химическому составу веществ, из которых должны изготавливаться товары, указанные в пунктах 19, 21, 22, 83, 84, 85, 86, 92, 93 раздела 7, соответствуют ГОСТ 14918-80.
Кроме того, Комиссия посчитала, что установленные Управлением в пункте 29 раздела 7 требования к такому материалу как ветошь (по ГОСТ 4643-75) также являются излишними, поскольку указанный материал непосредственно не используется при выполнении работ по организации капитального ремонта помещений. Установление такого требования, по мнению Комиссии, является нарушением части 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.
При этом поименование ветоши, отвечающей по своим характеристикам требованием ГОСТ 4643-75, среди материалов, используемых при производстве работ, обусловлено ее назначением. В пункте 29 раздела 7 документации об электронном аукционе (стр. 173) указано, что ветошь должна быть предназначена для обтирки рук. Подобное использование данного материала вызвано необходимостью соблюдения санитарных требований и правил безопасности выполняемых работ по капитальному ремонту.
Таким образом, ветошь имеет непосредственное отношение к работам по капитальному ремонту и требования к ней не являются излишними.
Комиссия полагает, что использование Управлением при описании требований к товарам, указанным в пунктах 317, 439, 458, 4, 65 раздела 7, математических символов и знаков («~», «...»), а также словосочетаний («Ок.», «Благодаря новой формуле», «хорошая») не позволяет определить соответствие предлагаемого к поставке товара, используемого при выполнении работ, потребности заказчика, что является нарушением части 2 статьи 33 Закона, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Считает, что выводы Комиссии основаны на субъективных представлениях о неясности, нечеткости, противоречивости установленных Управлением требований к материалам, подлежащих использованию при проведении работ. В решении отсутствуют конкретные примеры о том, каким образом перечисленные знаки и понятия послужили препятствием для оформления заявки на участие в электронном аукционе.
Управление, формируя техническое задание с использованием вышеназванных символов, знаков и словосочетаний, полагало, что дополнительных разъяснений по их пониманию в части IV «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе не требуется, т.к. в пункте 7 части II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки.
Данные лица должны иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 «Работы по организации строительства, Жилищно-гражданское строительство» Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ 50.12.2009 №624.
Иными словами, участник закупки должен предоставить свидетельство о допуске к работам по генеральному подряду. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации работники такого участника должны иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по капитальному ремонту, определенный стаж работы по специальности, получать дополнительное профессиональное образование с проведением аттестации.
Таким образом, для каждого потенциального участника закупки, соответствующего подобным требованиям, вышеназванные символы и формулировки не должны были вызвать непреодолимых трудностей при решении вопросов об участии в аукционе и оформлении заявки.
Также в целях разрешения возникших вопросов при ознакомлении с любыми положениями документации об электронном аукционе участник закупки имел возможность воспользоваться предусмотренным частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ правом направить запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Участник закупки - ООО «МКТЕНДЕР», изложивший в своей жалобе в антимонопольный орган довод о нарушении Управлением требований Федерального закона № 44-ФЗ при формировании документации об электронном аукционе в связи с использованием спорных символов и формулировок при описании товаров, правом направить запрос о даче разъяснений положений документации не воспользовался. Данное право не реализовал также другой участник закупки - ООО Строительное <данные изъяты>».
Комиссия признала, что Управлением в нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ установлено требование о предоставлении участником закупки во второй части заявки декларации о том, что участник не является офшорной компанией.
По его мнению, в данном случае Комиссия дала формальную оценку положениям документации об электронном аукционе.
Наличие указанного требования не влечет ни для одного из потенциальных частников закупки нарушения его прав, поскольку каждый из них без исключения в силу требования пункта 10 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ не должен являться офшорной компанией.
Доказательств того, что подобное нарушение повлияло (или могло повлиять) на результаты определения подрядчика, в решении Комиссии не представлено.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о передаче судебной повестки, подтверждено в судебном заседании его защитником. Причину неявки суду не сообщил.
Защитник ФИО1 по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Пояснил, что проведение аукциона имеет своей целью создание конечного результата – операционного зала по работе с налогоплательщиками. В связи с чем поставка оборудования непосредственно связана с выполнением работ для получения конечного результата – объекта в целом. Указание на использование материалов с конкретным химическим составом, по его мнению, не свидетельствует об избыточности требований, поскольку от качества материалов зависит качество конечного объекта. Кроме того, все характеристики материалов указаны в соответствии с ГОСТ. Обозначения, на использование которых и их неоднозначное толкование указывает административный орган, в силу того, что участник закупки должен иметь соответствующее образование и квалификацию, допуск к работам по генеральному подряду, не должны были вызывать какие-либо трудности при решении вопроса об участии участника закупки в аукционе. Каждый из участников аукциона в силу закона не должен был являться офшорной организацией, следовательно, Комиссия дала формальную оценку положениям документации об электронном аукционе.
ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> по доверенности ФИО1 в судебном заседании просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указывая, что в Тульское УФАС России поступили жалобы ООО «Строительное ФИО1 17» от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ФинансСтрой» от ДД.ММ.ГГГГ на действия ФИО1 налоговой службы по <адрес> при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по организации капитального ремонта помещений и операционного зала административного здания УФНС России по <адрес>, расположенного по адресу: 300041. <адрес> (закупка №). Доводы подателей соответствующих жалоб мотивированы, в том числе тем, что по ряду позиций раздела 7 «Требования к техническим, функциональным и прочим характеристикам материалов (товара), используемых при производстве работ» части VI. «Техническое задание» документации об электронном аукционе заказчиком установлены избыточные (излишне детализированные) требования к используемым при выполнении работ товарам, что приводит к нарушению заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; объединением Заказчиком в один предмет закупки строительных работ, требующих наличия свидетельства СРО, и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, что свидетельствует о нарушения УФНС России по Тульской области пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона, а также использование заказчиком при описании объекта закупки нестандартных требований (показателей) к товару, используемому при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки.
По итогам рассмотрения указанных жалоб Управлением в действиях заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона, в связи с чем УФНС России по Тульской области было предписано устранить допущенные нарушения путем аннулирования рассматриваемого аукциона.
В результате проверки Тульским УФАС России установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом заказчика, утвердил документацию об аукционе, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки действий УФНС России по Тульской области при проведении электронного аукциона (закупка №) в
действиях заказчика установлено нарушение части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона, которое выразилось, в том числе в неправомерном объединении заказчиком в составе одной закупки различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг.
В рамках закупки работ по организации капитального ремонта помещений и операционного зала административного здания УФНС России по <адрес> Заказчиком предполагается поставка, в том числе следующих товаров - Флеш-диск Usb flash 8gb; Источник бесперебойного питания; Ноутбук.
При этом поставка и установка названного оборудования, как полагает Управление, технологически и функционально не связана с работами по капитальному ремонту помещений и операционного зала административного здания УФНС России по Тульской области, а включение Заказчиком в объект закупки работ по капитальному ремонту и поставку, установку оборудования, технологически и функционально не связанного с работами по капитальному ремонту, лишает потенциальных участников закупки, не имеющих свидетельства о допуске к работам по генподряду, возможности претендовать на право заключения контракта на поставку соответствующего оборудования.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, строительство объектов «под ключ» осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование -выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе и антимонопольного законодательства, в соответствии с которым в состав одного предмета торгов может включаться выполнение строительных работ, а также оборудование, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строи-тельно-монтажным и работами.
При осуществлении строительства объекта «под ключ» заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Таким образом, исходя из требований Закона, для обеспечения конкуренции при закупках общим правилом определения объекта закупок является разделение на лоты выполнения работ и поставки оборудования, а их объединение в единый лот (объект аукциона) возможно лишь при условии наличия в совокупности двух условий: технологического и функционального единства таких работ и оборудования.
В рассматриваемом случае, поставка товаров - Флеш-диск Usb (lash 8gb; Источник бесперебойного питания; Ноутбук не соотносится с работами по капитальному ремонту, являющимися объектом закупки, и вследствие чего данные товары технологически и функционально не связаны с выполнением работ по капитальному ремонту.
Так как Заявителем не раскрывается и не подтверждается указанная совокупность условий, то, по мнению Управления, действия УФНС России по Тульской области по включению в объект аукциона не взаимосвязанных работ и товара противоречат существу вышеизложенной совокупности мер, направленных на защиту конкуренции при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд, ограничивают количество участников закупки и нарушают положения части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Управление считает, что требования указанных положений Закона направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по организации капитального ремонта помещений и операционного зала административного здания УФНС России по <адрес>, расположенного но адресу: <адрес>, <адрес>, для выполнения которых используется товар.
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам.
Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом оспариваемой закупки, подлежащие конкретизации участниками аукциона, содержатся в разработанном по собственной инициативе заказчиком разделе 7 «Требования к техническим, функциональным и прочим характеристикам материалов (товара), используемых при производстве работ» части VI «Техническое задание» документации об электронном аукционе.
При этом в пункте 1.2 Части IV «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе заказчиком предусмотрено, что участник электронного аукциона в своей заявке должен предоставить сведения о товаре (материале, оборудовании), который будет использоваться при проведении работ, по каждой позиции указанного раздела документации об электронном аукционе.
Содержание требований к товарам, перечисленным в Техническом задании, по мнению Управления, позволяет сделать вывод о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки, в части их соответствия стандартам, объективного характера, исключения ограничения количества участников закупки по следующим основаниям.
Так, например, в пункте 20 раздела 7 Технического задания для товара «Нижний уголок для крепления несущих элементов двери ГОСТ 14918-80» установлены, в том числе требования: - должен быть изготовлен из углеродистой стали обыкновенного качества или из углеродистой качественной стали групп прочности К260В или К270В или КЗ 10В или К330В или К350В или К390В или К490В или ОК300В или ОК360В или ОК370В или ОК400В; временное сопротивление sb для стального проката должно быть более 210 ньютонов на миллиметр квадратный (21 килограмм силы на миллиметр квадратный); относительное удлинение d4 ниже 12 процентов для стального проката является недопустимым»; Глубина сферической лунки для проката не допускается более 12 миллиметров;
химический состав стали должен быть: массовая доля углерода должна быть менее 0,65 процента, массовая доля кремния должна быть менее 0,39 процентов, массовая доля марганца должна быть менее 0,82 процента, массовая доля серы должна быть менее 0,60 процента, массовая доля фосфора должна быть менее 0,70 процента. Для цинкования стали тонколистовой должен применяться цинк марок Ц0 или Ц1 с добавлением в ванну алюминия, свинца и других металлов;
химический состав цинка, применяемого при изготовлении, стали оцинкованной должен быть: цинка должно быть не менее 97,5 процента, свинца должно быть менее 2 процентов, кадмия должно быть менее 0.2 процента, железа не должно быть более 0,1 процента, меди должно быть менее 0.05 процента, олова должно быть менее 0,005 процента, мышьяка должно быть менее 0,1 процента, алюминия не должно быть более 0,01 процента, всего примесей не должно быть более 2,5 процента.
Таким образом, одновременно с требованиями, определяющими характеристики непосредственно самого товара - «Нижний уголок для крепления несущих элементов двери», заказчик в указанном пункте Технического задания предъявляет требования, в том числе к химическому составу материалов (стали и цинка), которые используются при изготовлении углеродистой стали, из которой, в соответствии с Техническим заданием, изготавливается требуемый к поставке товар - «Нижний уголок для крепления несущих элементов двери». И указанные требования сопровождены подробными характеристиками каждого из материалов, используемых при изготовлении поставляемого товара, в то время как указанные материалы и сырье не являются объектом закупки.
Управлением установлено, что аналогичные требования содержатся в ряде иных позиций Технического задания.
В связи с вышеизложенным, составленное заказчиком описание объекта закупки, с точки зрения Управления, невозможно признать объективным, поскольку указанное описание ориентировано не на объект закупки, а на материалы, из которых состоят товары, не имеющие к объекту закупки непосредственного отношения.
Следовательно, заказчик, установив излишние, завышенные, нестандартные требования к поставляемым товарам, используемым при выполнении работ, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33. пункт 1 части 1 статьи 64 Закона, тем самым ограничив количество участников данной закупки.
Указывает, что давая оценку объективности описания заказчиком требований к товарам, указанным в пункте 29 «Ветошь ГОСТ 4643-75», пункте 32 «Вода ГОСТ 23732-2011» Технического задания, Управление использовало аналогичный вышеизложенному подход.
Необходимо учитывать, что лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке. При этом не указание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе.
Также требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара.
Указывает, что закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. Подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации об аукционе. Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Действительно, заказчику предоставлено право самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки. Вместе с тем, реализация данного нрава не должна противоречить целям и принципам законодательства о контрактной системе, противоречить положениям отдельных норм закона, а именно, части 2 статьи 8 Закона, запрещающей совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупки, части 1 статьи 64 Закона, устанавливающей допустимость требований к содержанию заявок, и необходимость соблюдения правил описания объекта закупки.
Кроме этого, заказчик был признан нарушившим часть 2 статьи 33, пункт 1 части I статьи 64 Закона ввиду указания в пунктах 317, 439. 458, 4, 65 Технического задания при описании требований к товарам математических символов и знаков («--», «...»), а также словосочетаний («Ок.». «Благодаря новой формуле», «хорошая»), использование которых, с точки зрения Управления, не позволяет участникам закупки определить соответствие предлагаемого к поставке товара, используемого при выполнении работ, потребности заказчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта,
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством. Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из толкования приведенной нормы права следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Управление считает, что использование заказчиком при описании требований к товарам, указанным в пунктах 4, 65 Техническою задания, таких словосочетаний как «Ок.», «Благодаря новой формуле», «хорошая» не позволяет определить соответствие товара, используемого при оказании услуг, потребности заказчика; данные требования не относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара, описаны необъективно. Более того указанные характеристики товара не могут быть проверены как при подаче заявки на участие в электронном аукционе, так и в ходе исполнения контракта.
Управлением установлено, что Часть IV «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе не содержит порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части указания математических символов и знаков («~», «...»). вследствие чего, использование при описании товаров, указанных в пунктах 317. 439, 458 Технического задания, подобных характеристик показателя товара также не позволяет участникам закупки определить соответствие предлагаемого к поставке товара, используемого при выполнении работ, потребности Заказчика.
Вместе с тем, именно за заказчиком закреплена обязанность соблюдения положений статьи 33 Закона при описании объекта закупки и установлении соответствующих требований к объекту закупки.
Частью 6 статьи 66 Закона закреплено императивное правило, в соответствии с которым не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и сведений, и указанное правило будет действовать вне зависимости от наличия либо отсутствия каких-либо последствий при его нарушении.
Как установлено Управлением, положениями пункта 2 части 5 статьи 66 Закона не предусмотрена возможность указания в документации об аукционе требования о представлении во второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона, в связи с чем указанное требование установлено заказчиком в пункте 17 Части II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе в нарушение части 6 статьи 66 Закона.
При изложенном, заместитель руководителя ФИО1 налоговой службы по <адрес>ФИО1 утвердил документацию об электронном аукционе с нарушением требований Закона.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что приказом ФИО1 налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 назначен на должность заместителя руководителя ФИО1 налоговой службы по <адрес> сроком на один год.
Приказом ФИО1 налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № №ФИО1 продлен срок замещения должности заместителя руководителя ФИО1 налоговой службы по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ФИО1 налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № №ФИО1 продлен срок замещения должности заместителя руководителя ФИО1 налоговой службы по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ФИО1 налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 продлен срок замещения должности заместителя руководителя ФИО1 налоговой службы по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ФИО1 налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № №ФИО1 продлен срок замещения должности заместителя руководителя ФИО1 налоговой службы по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе по определению подрядчика на выполнение работ по организации капитального ремонта помещений и операционного зала административного здания УФНС России по <адрес>, расположенного по адресу: 300041, <адрес> (закупка №), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя УФНС России по <адрес>ФИО1, размещены ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-ACT». Цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.
Лицом, утвердившим документацию о вышеуказанном электронном аукционе, является заместитель руководителя УФНС России по <адрес>ФИО1
В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 4.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 1 части I статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, частью 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Часть 6 статьи 66 Закона устанавливает запрет на установление требований от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных частями 3, 5 статьи 66 Закона.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников закупки.
Постановлением заместителя руководителя ФИО1 антимонопольной службы по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, заместитель руководителя УФНС России по <адрес>», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось утверждение документации об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
А именно, установлено что в разделе 7 «Требования к техническим, функциональным и прочим характеристикам материалов (товара), используемых при производстве работ» Части VI. «Техническое задание» документации об электронном аукционе, помимо требований к характеристикам материалов (товара), использование которых предполагается при производстве работ по капитальному ремонту помещений и операционного зала административного здания УФНС России по Тульской области, изложены требования к оборудованию, которое непосредственно не используется при выполнении указанных работ, технологически и функционально не связано с работами по капитальному ремонту, что влечет нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 вышеназванного Закона.
Установлена излишняя детализация изложения в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупок товара, в том числе, химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров, что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе и влечет нарушение части 6 статьи 66 Закона.
Установлено, что в пунктах 317, 439, 458, 4, 65 раздела 7 «Требования к техническим, функциональным и прочим характеристикам материалов (товара), используемых при производстве работ» Части VI. Техническое задание документации об электронном аукционе использованы математические символы и знаки («~», «...»), а также словосочетания («Ок.», «Благодаря новой формуле», «хорошая»), которые не позволяют определить соответствие предлагаемого к поставке товара, используемого при выполнении работ, потребности заказчика, и оформить заявку участникам аукциона заявку надлежащим образом, и влечет нарушение части 2 статьи 33 Закона, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Установлено, что в подпункте «з» пункта 6 части II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе изложено требование к участнику закупки о предоставлении участником закупки во второй части заявки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, что является нарушением части 6 статьи 66 Закона.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № №; материалами по проведению электронного аукциона, в том числе, документацией об электронном аукционе по определению подрядчика на выполнение работ по организации капительного ремонта помещений и операционного зала административного здания УФНС России по <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя УФНС России по <адрес>ФИО1, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. № №
Оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о доказанности факта совершения ФИО1 административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы стороны заявителя о том, что оборудование, поименованное в документации об электронном аукционе - Флеш-диск Usb flash 8gb; источник бесперебойного питания; ноутбук, имеет непосредственное отношение к конечному результату выполнения работ по капитальному ремонту помещений УФНС России по Тульской области в виде создания полностью оснащенного и укомплектованного всем необходимым помещения для приема и обслуживания налогоплательщиков в едином типовом формате и обуславливает технологическую и функциональную взаимосвязь оборудования и работ по капитальному ремонту, основаны на неверном субъективном толковании положений действующего законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что заказчик включил в объект закупки работ по капитальному ремонту и поставку, установку специализированного оборудования, технологически и функционально не связанного с работами по капитальному ремонту. Следовательно, объединение в составе одной закупки различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг влечет за собой ограничение количества участников закупки ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в рассматриваемом аукционе, и свидетельствует о нарушении заказчиком, разработавшим документацию об электронном аукционе подобным в данной части требований части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Проанализировав аукционную документацию, судья приходит к выводу, что устанавливая требования к материалам (товарам) в рамках закупки путем указания к документации на нормативные (технические) документы (ГОСТы) (в пунктах 19, 20, 21, 22, 29, 32, 83-86, 92, 93 раздела 7 «Требования к техническим, функциональным и прочим характеристикам материалов (товара), используемых при производстве работ» Части VI. «Техническое задание» документации об электронном аукционе для товара), данное требование возлагает на участников аукциона функции по самостоятельному выбору необходимых характеристик и показателей объекта закупки, соответствующих данным нормативным документам. При этом предметом аукциона является проведение ремонтных работ, а не изготовление материалов (товаров), используемых при производстве таких работ. Кроме того, достаточных доказательств необходимости таких требований не представлено.
При изложенном судья принимает во внимание, что лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, будет ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке. При этом не указание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, повлечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе.
Учитывая, что аукционная документация не основана на объективных потребностях заказчика, в указанной части документация не соответствующей требованиям части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Из материалов дела следует, что в пунктах 317, 439, 458, 4, 65 раздела 7 «Требования к техническим, функциональным и прочим характеристикам материалов (товара), используемых при производстве работ» Части VI. Техническое задание документации об электронном аукционе использованы математические символы и знаки («~», «...»), а также словосочетания («Ок.», «Благодаря новой формуле», «хорошая»).
То есть, при описании показателей характеристик материала (товара), используемого при производстве работ, в Техническом задании документации об аукционе заказчик использует показатели и обозначения, допускающие неоднозначное их толкование, тем самым нарушив требования части 2 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Использование данных символов и знаков привело к противоречивому пониманию ряда показателей аукционной комиссией заказчика и участниками закупки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанная норма не содержит в себе требования о наличии декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 10 ч. 1 ст. 31 и ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция в части требования о наличии в составе декларации информации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе содержится в письме Минэкономразвития России от 29.10.2015 N Д28и-3125.
При таких обстоятельствах заказчик нарушил ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, судья приходит к вывод, что рассматривая протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1, заместителем руководителя Управления ФАС по Тульской области полно и правильно оценены все обстоятельства совершения им правонарушения, проверена правильность составления протокола, установлена виновность лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А потому должностным лицом было вынесено законное и обоснованное постановление.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно, административное наказание назначено в пределах установленной санкции, с учетом положений ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления ФАС по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. является законным и обоснованным, а потому жалобу ФИО1 надлежит оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 по доверенности ФИО1 без удовлетворения.
Судья Прямицына Е.А.