№12-242/2022
РЕШЕНИЕ
15 августа 2022 г. г. Астрахань
Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Пираева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Ленинского района г. Астрахани на постановление зам.начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД ГУ МЧС России по Астраханской области от в отношении Администрации Ленинского района г. Астрахани, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением зам.начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД ГУ МЧС России по Астраханской области от Администрация Ленинского района г. Астрахани признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Администрация Ленинского района г. Астрахани обратилось с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указав, что должностным лицом не было учтено, что ликвидация несанкционированных свалок на территории района в полномочия администрации района не входит, данные полномочия возложены на управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «город Астрахань» на основании решения Городской Думы МО «город Астрахань» от . В полномочия администрации района не входит покос сухой растительности на береговой территории ерика «Казачий», поскольку данный водный объект отнесен к федеральной собственности. Просят уменьшить размер штрафа, учитывая ограниченные лимиты выделенных бюджетных средств.
В судебном заседании представитель Сатенов Р.М., действующий по доверенности доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Суд, выслушав представителя Администрации МО «Город Астрахань», исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 37 Федерального закона от N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства РФ от N 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Из материалов дела следует, что в ходе визуального осмотра установлен факт произрастания сухой растительности по адресу: г. Астрахань, пересечение улиц Соликамская и Лемисова (координаты 46.388217, 48.106587).
Указанная территория не закреплена за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится к территории Ленинского района г. Астрахани.
Содержание данной территории, на которой происходят возгорания, относится к полномочиям и компетенции администрации Ленинского района г. Астрахани.
Деяние администрации правильно квалифицировано по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Администрацией Ленинского района г. Астрахани не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Кроме того, администрация Ленинского района г. Астрахани привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в том числе за то, что не произведена своевременная уборка мусора по адресу: (координаты ); установлен факт произрастания сухой растительности (камыша) по адресам:
Вместе с тем выводы должностного лица о доказанности нарушения Администрацией п. 67 Правил противопожарного режима в данной части вызывают сомнения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Полномочия администрации района перечислены в «Положении об администрации Ленинского района г. Астрахани», утвержденном решением Городской Думы от .
Решением Городской думы МО «Город Астрахань» от утверждено Положение об управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань», в котором перечислены полномочия Управления, в том числе по организации работы по благоустройству территории МО «Город Астрахань», уборки территории в границах МО «Город Астрахань».
Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок и своевременная уборка мусора, в том числе по адресу: не входит в полномочия администрации района.
Отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) регулируются Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, другими нормативными актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 этой статьи, которая в свою очередь касается только таких водных объектов как пруд и обводненный карьер.
Согласно положениям ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В соответствии с п.2.6 постановления Правительства Астраханской области -П от «О службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области», служба в области водных отношений осуществляет полномочия, в том числе по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Астраханской области.
Водный объект – ерик Казачий находится в собственности Российской Федерации, что следует из письма Нижне-Волжского Бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от (данное обстоятельство установлено в постановлении Астраханского областного суда от ).
Постановлением Правительства Астраханской области от -П утверждена государственная программа «Охрна окружающей среды Астраханской области». Согласно перечню мероприятий данной программы ряд мероприятий на ер.Казачий запланирован на 2022 год (п.1.4.6,). При этом, исполнителем мероприятий указана Служба природопользования и охраны окружающей среды.
Таким образом, камыш и сухая растительность, расположенная в береговой полосе и водоохранной зоне водного объекта ерика Казачий, не входят в зону ответственности в силу положений ст. 26 Водного кодекса РФ и Правил охраны поверхностных водных объектов органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, Администрация Ленинского района г. Астрахани не является субъектом вмененного ей административного правонарушения по факту произрастания сухой растительности на береговой территории
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от N 1-П).
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Федеральным законом от N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансирования Администрации Ленинского района г. Астрахани за счет средств городского бюджета в пределах предусмотренных в бюджете города ассигнований, в целях исключения избыточного ограничения прав органа местного самоуправления, назначенное административное наказание, в виде административного штрафа, в размере 400 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера, т.е. до 200000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление зам.начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД ГУ МЧС России по Астраханской области от в отношении Администрации Ленинского района г. Астрахани, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – изменить.
Исключить указание на нарушение п. 67 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от , по факту не произведения своевременной уборки мусора по адресу:
Снизить размер административного штрафа до 200000 рублей.
В остальной части постановление отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД ГУ МЧС России по Астраханской области от – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Астраханский областной суд с момента вручения или получения копии решения.
Судья: Е.А. Пираева