ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-243/17 от 13.12.2017 Рузского районного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

13 декабря 2017 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Фильченковой Ю.В., при секретаре Клокотовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «Авиакомплекс «Тишино» на постановление по делу об административном правонарушении от (дата) года и решение от (дата) года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. главного государственного инспектора Можайского и Рузского районов Московской области по использованию и охране земель, и.о. начальника межмуниципального отдела по Можайскому и Рузскому районам Управления Росреестра по Московской области Аванесовой А.В. от (дата) г. ООО «Авиакомплекс «Тишино» привлечено к административной ответственности по ... Кодекса об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Решением заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Алленова С.В. от (дата) г. указанное постановление от (дата) года оставлено в силе, жалоба ООО «Авиакомплекс «Тишино»- без удовлетворения.

Не соглашаясь с указанным постановлением, ООО «Авиакомплекс «Тишино» обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, мотивируя требования тем, что в действиях ООО «Авиакомплекс «Тишино» отсутствует состав вмененного ему в виду правонарушения, предусмотренного ... КоАП РФ, поскольку Постановлением Администрации сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от (дата) г. за в отношении земельного участка с кадастровым номером был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для размещения объектов несельскохозяйственного назначения- воздушного спорта». Кроме того, административное расследование было проведено и вынесены обжалуемые акты неуполномоченным на то органом.

Представители заявителя ООО «Авиакомплекс «Тишино» в судебном заседании доводы жалобы подержали в полном объеме, просили удовлетворить учетом письменных пояснений.

Представитель административного органа –Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области считает жалобу не подлежащей удовлетворению, считает вынесенные акты законными и обоснованными, просит оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Знаменское» в судебном заседании доводы жалобы подержал в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, суд признает жалобу заявителя не обоснованной по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1); государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2).

В силу Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пункт 2, подпункт "а" пункта 3).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу установлено, что постановлением и.о. главного государственного инспектора Можайского и Рузского районов Московской области по использованию и охране земель, и.о. начальника межмуниципального отдела по Можайскому и Рузскому районам Управления Росреестра по Московской области Аванесовой А.В. от (дата) г. ООО «Авиакомплекс «Тишино» привлечено к административной ответственности по ... Кодекса об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Решением заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Алленова С.В. от (дата) г. указанное постановление от (дата) года оставлено в силе, жалоба ООО «Авиакомплекс «Тишино»- без удовлетворения.

Установлено, что (дата). между ЗАО «Знаменское» и ООО «Авиакомплекс Тишино» заключен договор аренды « земельного участка с кадастровым номером площадью ... кв.м., расположенного по адресу: (адрес) который в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права относятся к категории земли сельскохозяйственного производства, разрешенное использование земельного участка – для сельскохозяйственного производства. Согласно п.... договора с учетом дополнительного соглашения к договору от (дата)., (дата).) арендатор имеет право использовать земельный участок в порядке, установленном настоящим договором и действующим законодательством РФ, осуществлять деятельность по предоставлению услуг третьим лицам в рамках вида разрешенного использования земельного участка, в том числе связанных с выполнением полетов (взлетов и посадок с ВПП) по охране лесов и мониторингу окружающей среды на легких воздушных судах разрешенной массы, обработкой сельскохозяйственных культур и угодий с воздуха и авационно-химических работ, п.... в том числе арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, способами, не наносящими вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В ходе выездной проверки, проведенной (дата). Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, было установлено, что ООО «Авиакомплекс Тишино» осуществляет эксплуатацию посадочной площадки «...», расположенной в (адрес). Аэронавигационный паспорт площадки зарегистрирован в МТУ ...(дата). Площадка состоит из одной посадочной полосы. Общая площадь занимаемого площадкой земельного участка составляет ... кв.м..

Согласно акту проверки от (дата) г. с фототаблицей, на территории посадочной площадки смонтированы ... авиационных ангаров и расположено ... воздушных судов малой авиации.

В ходе проведенной административным органом проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером используется не по целевому назначению, а именно в качестве посадочной площадки воздушных судов, используемых в целях авиации, т.е. фактически используется с нарушением установленного вида разрешенного использования.

Факт совершения ООО «Авиакомплекс «Тишино» вмененного административного правонарушения подтверждается актом проверки с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, и иными доказательствами, которые суд оценивает в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.

Все указанные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и получены в порядке, не противоречащем Кодексу РФ об административных правонарушениях. Их совокупность для вывода о виновности юридического лица достаточна. Оснований не доверять собранным по делу доказательствам у суда не имеется.

В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Доводы представителей заявителя о том, что постановлением органа местного самоуправления Администрации СП Старорузское Рузского муниципального района Московской области от (дата). изменен вид разрешенного использования земельного участка с КН с «для сельскохозяйственного назначения» на «для размещения объектов несельскохозяйственного назначения-воздушного спорта» суд считает несостоятельными, поскольку он не отменяет юридически значимые обстоятельства установленные по делу.

Суд учитывает следующее, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) ( в редакции действующей на момент вынесения постановления №632 от 27.11.2014г.) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Пунктом 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе, в случае принятия ими решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2 - 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица (ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ).

В случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ч. 7 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ).

Установлено, что изменения в ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка с КН в установленном законом порядке не внесены.

Судом также принимается во внимание, что Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014г. №540 утвержден «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков», в соответствии с которым для размещения аэродромов, вертолетных площадок (вертодромов), обустройства мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение аэропортов (аэровокзалов) и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности, а также размещение объектов, необходимых для погрузки, разгрузки и хранения грузов, перемещаемых воздушных путем, размещение объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта воздушных судов, установлено наименование и код вида разрешенного использования земельного участка, а именно «7.4 «Воздушный транспорт», тогда как представители заявителей ссылаются на измененный вид разрешенного использования земельного участка на «для размещения объектов несельскохозяйственного назначения-воздушного спорта», что противоречит классификатору видов разрешенного использования.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Авиакомплекс «Тишино» состава административного правонарушения предусмотренного ст. ... КоАП РФ, выразившегося в фактическом использовании вышеуказанного земельного участка с нарушением установленного вида разрешенного использования.

Таким образом, доводы жалобы общества об отсутствии вины, а также иные доводы, изложенные в обоснование жалобы, являются несостоятельными.

Довод жалобы о том, что обжалуемые постановление и решение вынесены неуполномоченным должностным лицом, основан на неверном толковании закона.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.8 названного Кодекса.

Часть 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с пп. 9 п. 8 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной служебной государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 486, должностными лицами Росреестра и его территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, являются специалисты структурных подразделений территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственные инспектора в городах и районах по использованию и охране земель.

В соответствии с пп. 1, 7 п. 9 Должностные лица имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 71.2 ЗК РФ, под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, осуществляющим прокурорский надзор, а далее Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве признаков правонарушения, предусмотренного ч. ... Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, суд на основании изложенного приходит к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт совершения ООО «Авиакомплекс «Тишино» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях".

При рассмотрении жалобы не установлено процессуальных нарушений, допущенных административным органом, в том числе не установлено нарушений требований, предусмотренных ст. ст.28.7, 29.12 КоАП РФ.

Совершенное юридическим лицом административное правонарушение было квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах, установленных санкцией ч. ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену постановления не имеется.

На основании изложенного, суд считает жалобу заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление и.о. главного государственного инспектора Можайского и Рузского районов Московской области по использованию и охране земель, и.о. начальника межмуниципального отдела по Можайскому и Рузскому районам Управления Росреестра по Московской области Аванесовой А.В. от (дата) г. о привлечении ООО «Авиакомплекс «Тишино» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ... КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей, и решение заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Алленова С.В. от (дата) г. оставить без изменения, жалобу ООО «Авиакомплекс «Тишино» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в 10-дневный срок через Рузский районный суд Московской области.

Судья Ю.В. Фильченкова