ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-243/19 от 11.12.2019 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 11 декабря 2019 года

Судья Лазаревского районного суда <адрес> края Козырева Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк»- ФИО4 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственный инспектором Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО3 о назначении административного наказания предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старший государственный инспектор Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО3, Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк», (ФГБУ «Сочинский национальный парк») признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей, а также взыскать с юридического лица – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк» нанесенный ущерб (вред) водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранении ВБР в размере 4404974,75 рублей.

Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» - ФИО4 обратилась в Лазаревский районный суд <адрес> с жалобой на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФГБУ «Сочинский национальный парк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и назначен административный штраф в размере 400 000 рублей, а также взыскание нанесенный ущерб (вред) водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранении ВБР в размере 4404974,75 рублей. Основанием привлечения ФГБУ «Сочинский национальный парк» к административной ответственности указано нарушение ФГБУ «Сочинский национальный парк» специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоне водного объекта. Просит суд данное постановление отменить, в связи с тем, что административный орган проводил проверку в нарушении норм Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ, постановление наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с грубыми нарушениями в части основания проведения внеплановой проверки, в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица. Черноморским отделом охраны намерено, превышены права и полномочия определенные федеральным законодательством.

Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» - ФИО5, в судебном заседании доводы и требования жалобы поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель Азово-Кубанского отдела по государственному контролю, надзору и охране водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления- ФИО6, в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать в полном объеме. Как в письменных возражениях так и в судебном заседании пояснил, что осуществлял контрольно – надзорные мероприятия согласно, планового (рейдового) задания «на проведение мероприятий по контролю, за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, плановых (рейдовых) осмотров, обследований акваторий водоемов, транспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ, выданное старшим государственным инспектором ФИО3, проверку государственный инспектор ФИО6 согласно нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ (плановую или внеплановую), в отношении ФГБУ «Сочинский национальный парк», не проводил, соответственно распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица и согласование ее проведения с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности не требуется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Сочинский национальный парк», фото и видеозаписи по материалу об административном правонарушении, проанализировав доводы и требования жалобы, нахожу, что постановление вынесенное старшим государственный инспектором Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ надлежит оставить без изменения, а жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» - ФИО4 без удовлетворения.

Часть 1 ст. 8.42 КоАП РФ устанавливает ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим государственным инспектором Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО3, ФГБУ «Сочинский национальный парк» привлечено к административной ответственности за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоне водного объекта. Так ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 45 минут в ходе рейдовых мероприятий в границах <адрес>, по осуществлению государственного контроля, надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, среды их обитания и охраны окружающей среды, а также соблюдения хозяйствующими субъектами специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на основании планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ, был обнаружен факт нарушения природоохранного законодательства неустановленным лицом, а именно производство работ по монтажу, временной дороги состоящей из естественной гравийной – песчаной смеси (ГПС). Работы проводились в <адрес>, непосредственно в руслево дного объекта реки Аше, на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта реки Аше, около 400 м. вверх по течению реки Аше, от устья ручья Законьяш, в географических координатах 44°0"39"с.ш. 39°25"46"в.д. Государственным инспектором ФИО6ДД.ММ.ГГГГ взято объяснение у гражданина ФИО1, из которого следует, что: ФИО1 работает в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Сочинский национальный парк», (ФГБУ «Сочинский национальный парк», Учреждение), юридический адрес: 354000, <адрес>, ИНН: 2320006502, КПП: 232001001., в должности машинист-бульдозера. Так ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 минут ФИО1 по указанию механика ФГБУ «Сочинский национальный парк», по имени Богдан Евгеньевич прибыл, в Лыготское лесничество, которое находится в <адрес>, в ауле Калеж. ФИО1 по указанию лесничего Лыготского лесничества, ФГБУ «Сочинский национальный парк», совместно с работниками указанного лесничества отправился восстанавливать временную дорогу непосредственно по руслу водного объекта реки Аше, которая была смыта в результате паводка. Вышеуказанные работы осуществляются с применением транспортного средства: Трактор с бульдозерным оборудованием на гусеничном ходу, марки – Б10.1111-1Е, желтого цвета, гос. регистрационный знак 9383 ХЕ 23, владелец – ФГБУ «Сочинский национальный парк», свидетельство о регистрации машины СЕ 600074. Путевой лист отсутствовал.

Также из данных объяснений следует, что в ходе производства работ, по монтажу временной дороги состоящей из естественной гравийной – песчаной смеси (ГПС), по указанию должностных лиц ФГБУ «Сочинский национальный парк», ФИО1 двигался непосредственно по руслу водного объекта реки Аше состоящего из естественного гравия, осуществлял отвалы естественного грунта. Двигался непосредственно по водному объекту реки Аше (в брод), с применением указанного транспортного средства не менее 7 раз. На момент 14 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ длина восстановленной дороги по руслу реки водного объекта реки Аше составила около 2,5 км.

Факты обнаруженного административного правонарушения по монтажу, временной дороги состоящей из естественной гравийной – песчаной смеси (ГПС) послужили основанием для возбуждения государственным инспектором ФИО6 дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ по факту производства работ, неустановленным лицом, при проведении которого выявлено (установлено): согласно, указанного объяснения машиниста бульдозера, гражданина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ работы по монтажу временной дороги состоящей из естественной гравийной – песчаной смеси (ГПС), непосредственно в русле реки Аше на прибрежной защитной полосе в водоохраной зоне водного объекта реки Аше, ФГБУ «Сочинский национальный парк выполняет собственными силами». Работы выполняются с применением вышеуказанного транспортного средства, принадлежащего Учреждению, под управлением ФИО1 и по указанию должностных лиц Учреждения. Проводимые вышеуказанные работы содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 45 минут, при производстве работ по монтажу временной дороги состоящей из естественной гравийной – песчаной смеси (ГПС), на прибрежной защитной полосе, в водоохранной зоне водного объекта реки Аше, непосредственно по водному объекту (в брод) не менее 7 раз, ФГБУ «Сочинский национальный парк» допущено движение и стоянка (вышеуказанного транспортного средства, под управлением сотрудника ФГБУ «Сочинский национальный парк», гр. ФИО1 и по указанию должностных лиц), непосредственно по руслу реки водного объекта реки Аше, не имеющего твердого покрытия и состоящего из естественной гравийной – песчаной смеси ГПС (руслового природного гравия).

В ходе производства работ, по монтажу временной дороги состоящей из естественной гравийной–песчаной смеси (ГПС), с применением вышеуказанного транспортного средства, непосредственно в русле реки водного объекта, по водному объекту (в брод), на прибрежной защитной полосе, в водоохранной зоне водного объекта реки Аше, образуется размещение отвалов размываемых грунтов, состоящие из естественной гравийной – песчаной смеси ГПС (руслового природного гравия).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 65 «Водного кодекса Российской Федерации» определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу части 2 статьи 65 «Водного кодекса Российской Федерации» в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 65 «Водного кодекса Российской Федерации» ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Таким образом, водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.

Ширина прибрежной защитной полосы водного объекта реки Аше – 50 метров, водоохранной зоны – 100 метров, установлено Постановлением законодательного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1492-П «Об установлении ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории <адрес>».

В границах водоохранных зон в силу пункта 4 части 15 статьи 65 «Водного кодекса Российской Федерации» запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

В соответствии с действующим законодательством, ФГБУ «Сочинский национальный парк», обязано соблюдать требования законодательства в области охраны и использования водных объектов.

Однако в нарушение вышеуказанных норм юридическим лицом ФГБУ «Сочинский национальный парк», не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части использования и охраны водного объекта.

Доводы представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» - ФИО4 о грубых нарушениях при вынесении постановления заключающихся в проведении внеплановой проверки, при не согласованности с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, несостоятельны, поскольку согласно планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ, были проведены рейдовые мероприятия в границах <адрес>, по осуществлению государственного контроля, надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, среды их обитания и охраны окружающей среды, а также соблюдения хозяйствующими субъектами специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности.

На основании изложенного, суд установил, что проверка государственным инспектором ФИО6 согласно нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ, в отношении ФГБУ «Сочинский национальный парк», не проводилась, соответственно распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о проведение внеплановой выездной проверки юридического лица и согласование ее проведения с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности не требуется.

Таким образом, в действиях юридического лица ФГБУ «Сочинский национальный парк» усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, то есть использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Кроме того, вина ФГБУ «Сочинский национальный парк» в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, расчетом размера вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, от гражданина ФИО1, исследованными в судебном заседании фотоматериалами и видеозаписями на CD диске, на которых зафиксированы моменты вышеперечисленных нарушений ФГБУ «Сочинский национальный парк», норм действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено правомерно в строгом соответствии с ч.1 ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ.

При назначении административного наказания должностное лицо в соответствии с ч. 2 ст.4.1 КоАП РФ назначил административное наказание с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Доводы заявителя о непредставлении старшим государственным инспектором Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО3 достоверного и законного расчета нанесенного ущерба водным биоресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, не состоятельны, поскольку судом исследован и признан верным имеющийся в материалах дела «Расчет размера вреда, причиненного водным биоресурсам» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, причиненный ФГБУ «Сочинский национальный парк» вред, водным биоресурсам составляет 4404974,75 рублей.

Оценивая изложенное в своей совокупности, судья считает, что ФГБУ «Сочинский национальный парк» признан виновным в совершении административного правонарушения и административное наказание ему назначено в полном соответствии с требованиями ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ с учетом всех доказанных обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Наказание ФГБУ «Сочинский национальный парк» назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

Суд критически относится к иным доводам представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» - ФИО4 изложенным в жалобе, поскольку они не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела.

С учетом установленных обстоятельств дела, в удовлетворении жалобы представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» - ФИО4, надлежит отказать, поскольку вина ФГБУ «Сочинский национальный парк» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ доказана и нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» - ФИО4 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО3 о назначении административного наказания предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ – отказать.

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО3 о назначении административного наказания ФГБУ «Сочинский национальный парк» по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение 10 суток.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Козырева Н.А.

Копия верна:

Судья Козырева Н.А.