ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-243/20 от 25.11.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72MS0020-01-2020-005367-94

Дело № 12-243/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

25 ноября 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов» на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов»,

установил:

Протоколом об административном правонарушении, составленным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту также - Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) Р. № 03/4-342/2020 от 25.08.2020 г., в бездействии общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов» (далее по тексту также - ООО «НИИ ЭиРИПР», Общество) установлено наличие признаков административного правонарушения предусмотренной статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), выразившееся в непредставлении сведений, истребуемых соответствующим определением, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 октября 2020 года ООО «НИИ ЭиРИПР» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 17.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Оспаривая названное постановление, ООО «НИИ ЭиРИПР», в лице защитника Ивановой М.Б., в жалобе в вышестоящий суд и дополнению к ней указывает, что согласно определения об истребовании сведений, в адрес должностного лица были направлены все запрашиваемые документы, касающиеся отчета 2-ТП за период 2019 года, так как отчетность по форме 2-ТП за 2020 год ещё не сформирована, поскольку срок её сдачи в силу требований приказа Росстата от 12.12.2019 г. № 766, установлен до 01 февраля следующего года. Обращает внимание, что согласно данным отчетов по форме 2-ТП за 2019 год, остатки отходов на конец отчетного периода 2019 года составляют 0; в письме Росприроднадзора, послужившем основанием для возбуждения административного расследования, указан период исследования обстоятельств - 2019 год. Считает, что необходимость представления указанных документов является субъективным мнением должностного лица. При этом иным должным лицом, в рамках дела, прекращенного на основании пункта 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с проведением административного расследования должностным лицом Р.., сделан вывод о том, что документы Обществом представлены. Считает, что административное расследование возбуждено в отсутствие законных оснований. Полагает, что действия должностного лица направлены не на расследование обстоятельств по делу № 03/4-299/2020, а на выявление новых обстоятельств: таким образом под видом административного расследования фактически проводится проверка, что запрещено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 438. Указывает, что у Общества, буквально воспринявшего письмо Роспотребнадзора от 17.07.2020 г. № СО-10-01-31/22461, отсутствовал умысел в непредставлении истребуемых документов, в то время, как неустранимые сомнения подлежат истолкованию в пользу Общества. Просит отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу об административном правонарушении, либо, с учётом требований частей 2, 3 ст. 3.4, части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника ООО «НИИ ЭиРИПР» Семкину И.Д., просившую об удовлетворении жалобы, нахожу постановление судьи районного суда от 07 октября 2020 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 17.07.2020 г. в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора поступило письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № СР-10-01-31/22461, содержащее информацию о том, что ООО «НИИ ЭиРИПР» осуществляет лицензируемый вид деятельности не по адресу, указанному в лицензии, и виды деятельности на данные виды отходов, не указанные в лицензиях. В указанном письме содержится поручение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении анализа законности осуществления юридическим лицом деятельности в области обращения с отходами, определённого подтипа за 2019 год, сравнив информацию с представленной статистической отчётностью по форме 2-ТП за 2019 год и сведениями из реестра лицензий.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ, после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования проводится административное расследование.

Определением № 03/04-299/2020 от 05.08.2020 г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.

Определением об истребовании сведений от 05.08.2020 г. вышеуказанное должностное лицо административного органа Р. обязало ООО «НИИ ЭиРИПР» в трехдневный срок со дня получения определения предоставить следующие сведения (заверенные копии документов) за период с 01.01.2019 г. по время вынесения определения: 1. Договоры на проведение работ по утилизации и обезвреживанию отходов: шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 120 01 39)»; «шламы буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 120 11 39 4)»; «шламы буровые при бурении связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, с применением бурового раствора глинистого на водной основе, малоопасные» (2 91 120 81 39 4); «воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 130 01 32 4)»; «воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 130 11 32 4)» и «растворы буровые глинистые на водной основе при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 110 81 39 4) на территории Приуральского, Надымского, Ямальского районов и г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. 2. Места утилизации и обезвреживания отходов: «шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 120 01 39 4); шламы буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 120 11 39 4); «шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, с применением бурового раствора глинистого на водной основе, малоопасные» (2 91 120 81 39 4); воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 130 01 32 4)»; воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 130 11 32 4)» и «растворы буровые глинистые на водной основе при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 110 81 39 4) на территории вышеуказанных районов с указанием месторождений и номеров кустовых площадок. 3. Акты выполненных работ (приема-сдачи) в части исполнения обязательств, предусмотренных договорами на проведение работ по утилизации и обезвреживанию отходов: «шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 120 01 39 4); «шламы буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 Ю 11 39 4); «шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, с применением бурового раствора глинистого на водной основе, малоопасные» (2 91 120 81 39 4); воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 130 11 32 4)»; воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 130 11 32 4)» и «растворы буровые глинистые на водной основе при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 110 81 39 4). 4. Данные учета в области обращения с отходами, содержащие сведения об отходах: «шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 120 01 39 4); «шламы буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 120 11 39 4); шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, с применением бурового раствора глинистого на водной основе, малоопасные» (2 91 120 81 39 4); воды сточные буровые при бурении, вязанном с добычей сырой нефти, малоопасные» (2 91 130 01 32 4)»; воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 130 11 32 4)» и «растворы буровые глинистые на водной основе при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, малоопасные» (2 91 110 81 39 4) (в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721). Кроме того должностным лицом административного органа было указано, что в случае отсутствия указанных документов (сведений), представить пояснения по каждому пункту с указанием причины отсутствия документов (сведений) (пункт 5).

Нахожу правильным вывод судьи районного суда о том, что определение об истребовании сведений от 05.08.2020 г. составлено уполномоченным должностным лицом в пределах представленных полномочий с соблюдением требований Закона, а потому в соответствии с частью 1 ст. 26.10 КоАП РФ подлежало безусловному исполнению лицом, которому оно было адресовано - ООО «НИИ ЭиРИПР».

Указанное определение получено ООО «НИИ ЭиРИПР» посредством электронной почты 05.08.2020 г.

Седьмого августа 2020 года посредством электронной почты на имя государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р. ООО «НИИ ЭиРИПР» было направлено письмо, в котором сообщено о невозможности предоставления запрашиваемых сведений в трёхдневный срок, а так же о том, что отправка пакета документов будет произведена 17.08.2020 г.

Посредством курьерской службы доставки 13.08.2020 г. ООО «НИИ ЭиРИПР» за исх. № 1282/01-20 в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора был направлен пакет документов на 1565 листах, который 17.08.2020 г. был доставлен получателю, а 18.08.2020 г. зарегистрирован за входящим № 25631-2020. Из сопроводительной Общества к данному пакету документов следует, что ООО «НИИ ЭиРИПР» предоставило документы по видам деятельности, отраженным в отчете 2-ТП за 2019 год, поскольку административное расследование производится по обстоятельствам за 2019 год, что, по мнению общества, соответствует требованиям ст. 26.10 КоАП РФ, определяющей право должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, по истребованию сведений.

В то же время указанные должностным лицом административного органа в определении от 05.08.2020 г. об истребовании сведений документы за 2020 год представлены не были, как не были представлены и предусмотренные пунктом 5 данного определения пояснения по каждому пункту с указанием причины отсутствия документов (сведений).

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием к составлению в отношении ООО «НИИ ЭиРИПР» протокола об административном правонарушении № 03/4-342/2020 от 25.08.2020 г., о времени и месте составления которого ООО «НИИ ЭиРИПР» было уведомлено надлежащим образом.

Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: протокола об административном правонарушении от 25.08.2020 г.; определения об истребовании сведений от 05.08.2020 г.; письма ООО «НИИ ЭиРИПР» от 07.08.2020 г.; письма ООО «НИИ ЭиРИПР» от 18.08.2020 г. - пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии ООО «НИИ ЭиРИПР» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в жалобе в вышестоящий суд, доводы не опровергают наличия в бездействии ООО «НИИ ЭиРИПР» объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда постановления.

Нахожу, что судья районного суда, разрешая вопрос о наличии в действиях ООО «НИИ ЭиРИПР» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, правильно исходил, в частности, из того, что документы за 2020 год должностным лицом административного органа истребованы в целях подтверждения факта наличия, либо отсутствия отходов на конец отчетного года, соответствия данных, внесенных в сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма 2-ТП (отходы)) за 2019 год. данным учета в области обращения с отходами за 2020 год, договорам на введение работ по утилизации и обезвреживанию отходов и актам работ (приема-сдачи) в части исполнения обязательств, предусмотренных договорами на введение работ по утилизации и обезвреживанию отходов на территории Приуральского, Надымского, Ямальского районов и г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с тем, что отходы, которые образованы, получены Обществом в 2019 году, могут быть утилизированы и/или обезврежены как в 2019 году, так и в 2020 году. В то время, как доводы ООО «НИИ ЭиРИПР» в указанной части, в том числе и основанные на сведениях, содержащихся в отчетах по форме 2-ТП за 2019 год, не свидетельствуют об отсутствии у должностного лица административного органа права на истребование необходимых для проведения административного расследования сведений.

С учётом изложенного вывод судьи районного суда о наличии у ООО «НИИ ЭиРИПР» умысла на непредставление истребованных административным лицом административного органа Р. сведений за 2020 год является правильным, что подтверждается как собственно содержанием письма ООО «НИИ ЭиРИПР» № 1282/01-20 13.08.2020 г. так и последующими действиями и пояснениями указанного лица, утверждавшего, в частности, что истребуемые должностным лицом административного органа сведения за 2020 год не предоставлены, поскольку общество полагает, что действия должностного лица направлены не на расследование обстоятельств по уже возбуждённому делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а на выявление новых обстоятельств и таким образом под видом административного расследования фактически проводится дополнительная проверка, выходящая за рамки указанного расследования.

Не опровергают правомерности выводов судьи районного суда и собственно указанные доводы о незаконности проводимой дополнительной проверки по обстоятельствам, имевшим место в 2020 году, поскольку они выходят за рамки предмета рассмотрения по делу, в то время, как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности использования доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 ст. 26.2).

При этом, вопреки доводам дополнений к жалобе в вышестоящий суд, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Нахожу, что обстоятельства, связанные с объёмом сведений, истребованных государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ж., не свидетельствует об отсутствии у государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу Р. права в рамках проводимого им административного расследования на истребование сведений в указанном им объёме. Так же не свидетельствуют об отсутствии данного права и указываемые ООО «НИИ ЭиРИПР» обстоятельства, связанные с составлением должностным лицом Р. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку вопрос достаточности к тому доказательств, имевшихся в распоряжении указанного должностного лица, выходит за рамки предмета рассмотрения по данному делу, как и вопрос законности возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ. Административное наказание ООО «НИИ ЭиРИПР» назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.

В то же время оснований к применению спорному правоотношению норм части 1 ст. 3.4, части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающих возможность замены административного наказания предупреждением субъектам малого предпринимательства, к которым, как это следует из сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, относится и ООО «НИИ ЭиРИПР», не имеется, поскольку данное административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в рамках реализации должностным лицом административного органа властных полномочий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «НИИ ЭиРИПР» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной статьёй 17.7 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене, либо изменению постановления судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов» оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко