Р Е Ш Е Н И Е
г. Тольятти 04.04.2017 года
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ежова И.М.,
с участием заявителя - председателя ТСЖ «<данные изъяты>» Селиверстова А.А.,
представителя отдела надзорной деятельности г. Тольятти и м.р. Ставропольский ФИО3,
рассмотрев жалобу председателя ТСЖ «<данные изъяты>» Селиверстова <данные изъяты>, на постановление зам. начальника ОНД и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский - зам.главного гос.инспектора г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский по пожарному надзору Степанова В.А. от 21.02.2017 года о привлечении юридического лица ТСЖ «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 75 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением зам. начальника ОНД и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.<адрес> - зам.главного гос.инспектора г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский по пожарному надзору Степанова В.А. от 21.02.2017 года, юридическое лицо ТСЖ «<данные изъяты>» было признано виновным по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и на него было наложено административное наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
В своей жалобе представитель ТСЖ «Дзержинского 10» Селиверстов А.А. просит вышеуказанное постановление отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на следующее: при постановлении о назначении административного наказания должностным лицом были нарушены нормы административного права, конституционное и процессуальное право, не правильно истолковано и не правильно применено и вообще не применены подлежащие к обязательному применению, к данному правоотношению, нормы административного и процессуального права.
Из данного постановления следует: «Согласноч. 1 ст.39 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2.2. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.»
Данные выводы должностного лица не основаны на законе и противоречат собранным материалам дела. Должностное лицо не правильно применила ряд положений и обязанностей вытекающих из норм жилищного права, которыми регламентированы требования по пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, а именно:
С ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: <адрес> осуществляет ООО «УК «Жилкомсервис» на основании Договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ТСЖ «Дзержинского 10».
Договор управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК «Жилкомсервис» и ТСЖ «Дзержинского 10» был заключен со всеми вытекающими обязанностями по управлению жилыми многоквартирными домами, которые относятся к требованиям лицензиата, а следовательно регламентируются ЖК РФ, и иными нормативными актами обязательными к исполнению.
Согласно пункту 2 ст. 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.»
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ определяются правила содержания общего имущеста в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290 О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения;
Правила оказания услуги и выполнения работ, необходимых для обеспечении надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме:
Пункт 1. Настоящие Правила устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 2. Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
б) в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;
Пункт 15. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов:
-техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем;
Пункт 27. Работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Считает, что должностным лицом были не правильно определены обстоятельства повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Часть 2 данной статьи: Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно договору управления и положениям ЖК РФ сбор денежные средства на содержания дома и распоряжение ими производиться управляющей организацией с учетом требований по управлению к лицензиатам, с обязательным минимальным перечнем услуг и работ, которые не могут быть исключены в рамках договора. ТСЖ не является управляющей организацией, обеспечением мер пожарной безопасности является обязательным требование к управляющей организации и не могут быть исключены в силу положения ПП РФ 290 от ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно ООО «УК «Жилкомсервис» обязаны исполнять требования о минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, так как данный вид деятельности теперь лицензирован и введены единые стандарты по обслуживанию и в том числе по обеспечению требований пожарной безопасности.
Данная позиция была доведена представителем в ходе разбирательства, но должностное лицо не приняло это во внимание, так же сам факт оказания возмездных услуг ООО «УК «Жилкомсервис» указывает на то, что управляющая компания не только была обязана исполнять комплекс мероприятий по пожарной безопасности, но и в рамках статьи содержания, оплачиваемой жителями, были заложены данные работы по обеспечению требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.1 ст. 2.2 КоАП РФ «Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично»
Согласно требованием данной статьи, должностное лицо обязано было доказать наличие умысла, действий или бездействий со стороны лиц, которые обязаны в силу закона, выполнять требования по обеспечению требований пожарной безопасности, которые в силу п. 27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290 О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, исполняет ООО «УК «Жилкомсервис» с момента внесения данного дома в лицензию.
Данная позиция отражена в Итоговой справке по обобщению судебной практики, связанной с применением законодательства об административных правонарушениях, утвержденной постановление президиума Федерального арбитражного суда <адрес> от 01.06.2012г №, в пункте 14 указанно следующее: независимо от того, что нарушение правил пожарной безопасности может быть вызвано действиями собственников жилых помещений, управляющая компания несет административную ответственность по статье 20.4 КоАП РФ, если не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению правил пожарной безопасности исходя из положений статьи 2.1 КоАП РФ.
Представитель ТСЖ «Дзержинского 10» Селиверстов А.А. в судебном заседании подтвердил доводы данной жалобы и, просил суд вышеуказанное постановление отменить по указанным основаниям, приобщив к материалам две копии судебных решений и выписку с сайта. Он считает, что незаконно привлечено к административной ответственности не надлежащее юрлицо - ТСЖ «Дзержинского 10», поскольку ТСЖ не является управляющей организацией, обеспечением мер пожарной безопасности является обязательным требование к управляющей организации и не могут быть исключены в силу положения ПП РФ 290 от ДД.ММ.ГГГГ, а должно быть привлечено к административной ответственности ООО «УК «Жилкомсервис», которое обязано исполнять требования о минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, так как данный вид деятельности теперь лицензирован и введены единые стандарты по обслуживанию и, в том числе, по обеспечению требований пожарной безопасности.
Представитель отдела надзорной деятельности <адрес> и м.<адрес>ФИО3 в судебном заседании пояснил, чтообжалуемое постановлениеот ДД.ММ.ГГГГ годаявляется законным и обоснованным, поскольку все доводы Селиверстова, ранее уже высказывались в ходе разбирательства, и по ним давалась соответствующая оценка, в том числе, и в обжалуемом постановлении.
Суд, выслушав представителя ТСЖ «Дзержинского 10» Селиверстова А.А., мнение представителя ОНД <адрес> и м.<адрес>, и, исследовав материал по жалобе, находит жалобу председателя ТСЖ «Дзержинского 10» Селиверстова А.А. необоснованной и в связи с этим не подлежащей удовлетворению, а постановление зам. начальника ОНД и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский - зам.главного гос.инспектора г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский по пожарному надзору Степанова В.А. от 21.02.2017 года не подлежащим отмене либо изменению, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ «Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций».
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров (статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Проведенной административным органом проверкой установлен и материалами дела подтвержден факт нарушения юридическим лицом ТСЖ «Дзержинского 10» требований пожарной безопасности, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.
Таким образом, события административных правонарушений и состав в действиях юридического лица ТСЖ «Дзержинского 10» подтверждаются совокупностью собранных административным органом доказательств.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административных правонарушений, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Понятие вины является единым и заключается в возможности соблюдения установленных норм и правил, а также в непринятии всех зависящих мер по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Состав правонарушений по ст. 20.4 является формальным и не требует наступления каких- либо последствий (кроме ч. 6 ст.20.4 КоАП РФ «Нарушений требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека»), поэтому не может быть малозначительным.
Вывод о виновности по вышеуказанной статье 20.4 ч.1 КоАП РФ юридического лица - ТСЖ «Дзержинского 10» закономерно и обоснованно сделан на основе имеющихся материалов дела, и доводы заявителя о привлечении к административной ответственности не надлежащего субъекта не состоятельны, все доводы Селиверстова, ранее уже высказывались в ходе разбирательства, и по ним давалась соответствующая оценка, в том числе, и в обжалуемом постановлении, и поэтому судом не принимаются во внимание.
Кроме того, наказание ТСЖ «Дзержинского 10» было назначено согласно положениям ст.4.1 КоАП РФ:
3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи разделаII настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса».
Таким образом, учитывая характер допущенных нарушений в отношении, которых установлена вина юридического лица, некоммерческий статус и тяжелое финансовое положение юридического лица, то обстоятельства, что наложение ТСЖ «Дзержинского 10» наказания в виде административного штрафа в размере от 150 000 до 200 000 рублей не будет соответствовать тяжести допущенных нарушений, а также целям административного наказания, признание исключительность обстоятельств при привлечении юридического лица к административной ответственности, юридическому лицу - ТСЖ «Дзержинского 10», с учетом указанных обстоятельств, в порядке ст. 4.1 КоАП РФ и так назначено наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого по делу постановления должностного лица, не допущено.
Процедура привлечения ТСЖ «Дзержинского 10» к административной ответственности, а также процессуальные гарантии его прав соблюдены.
Оснований для изменения, отмены обжалуемого постановления или прекращения данного дела, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 ч.1 п.1, 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление зам. начальника ОНД и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.<адрес> - зам.главного гос.инспектора г.о. Тольятти, Жигулевск и м.<адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица ТСЖ «Дзержинского 10» виновным по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей оставить без изменения, а жалобу председателя ТСЖ «Дзержинского 10» Селиверстова А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти суток со дня вынесения в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.
Первый экземпляр решения является подлинником.
Судья ФИО4