ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-243/2021 от 15.09.2021 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

15 сентября 2021 года <адрес>

Судья Ессентукского городского суда <адрес>ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Энел Россия» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО «Энел Россия» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГЭ- юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») было признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КРФоАП, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и направлению уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, ПАО «Энел Россия» обратилось с жалобой в Ессентукский городской суд <адрес>, в которой просит отменить указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГЭ-21-88-Р/П/1-041/8, а также представление Э-21-88-Р/П/1-041/9 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КРФоАП.

Представитель заявителя – ПАО «Энел Россия» по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.

Изучив дело об административном правонарушении, доводы рассматриваемой жалобы, выслушав представителя заявителя, представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО2, которая просила постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГЭ-/8, а также представление Э-21-88-Р/П/1-041/9 отношении ПАО «Энел Россия», оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно материалам по делу об административном правонарушении, представленным Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица – ПАО «Энел Россия»» в отношении ПАО «Энел Россия» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено следующее.

ПАО «Энел Россия» на филиале Невинномысская ГРЭС в <адрес> осуществляет демонтаж выведенного из эксплуатации здания и сооружений энергоблока (парогазовой установки) ПГУ-170, выведенного из эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ (акт вывода из эксплуатации от 31.03.20215). Работы по демонтажу осуществляются ООО «ЖБС инжиниринг» (ИНН <***>) в соответствии с заключенным договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ, проектом производства работ от ДД.ММ.ГГГГ. Срок выполнения в соответствии с договором до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленным пояснениям, срок выполнения работ продлевается.

На момент осмотра демонтажные работы не производились. Территория выполнения работ по демонтажу огорожена, растеканий жидкостей, образованных в результате демонтажных работ за пределы отведенной территории не обнаружено. В проекте производства работ по демонтажу зданий и сооружений ПГУ-170 Невинномысская ГРЭС ПАО «Энел Россия», согласованного ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора по ремонту филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО Энел Россия» ФИО3 и ДД.ММ.ГГГГ главным инженером ООО «ЖБС инжиниринг» ФИО4 (далее – Проект производства работ) изложена технология демонтажа, которая предусматривает после проведения работ по демонтажу и проведение рекультивации земель.

Так, согласно решениям, изложенным в проекте производства работ, предусмотрено (п. 4.1):

- после демонтажа переходной галереи между ПГУ-170 и блоком ст. (см. лист 15 проекта производства работ) необходимо выполнить рекультивацию земли, планировку поверхности. Минимальная толщина восстанавливаемого растительного слоя 20 см.;

- после демонтажа газохода от участка выхода на поверхность в районе здания ПГУ-170 до действующей дымовой трубы (см. лист 16 проекта производства работ) необходимо выполнить рекультивацию земли, планировку поверхности.

Согласно п. 4.4 проекта производства работ - планировка территории предусмотрены следующие мероприятия:

- вертикальная планировка территории.

На участке под зданием ПГУ-170 после его демонтажа предусматривается устройство газона, отвод воды предусмотрен уклонами на существующие проезды по лоткам дорог и направляется в дождеприемные решетки закрытой системы водостоков.

На участках озеленения, которые попадают в зону работ по демонтажу, после замены плодородного слоя и устройства выравнивающего слоя планировка участка выполняется с увязкой отметок по существующим прилегающим участкам, с максимально возможным сохранением высотных отметок и уклонов.

- решения по благоустройству территории.

Благоустройство участков под демонтируемыми зданиями и сооружениями, а также в зоне проведенных работ по демонтажу, предусматривает устройство газонов, восстановление газонов, восстановление дорожного покрытия (ямочный ремонт), восстановление поврежденных участков тротуаров, замена поврежденных бордюров, а также установка новых бордюров вдоль проектируемого газона. На участках озеленения в границах участка работ осуществляется замена загрязненного плодородного слоя. Предусматривается завоз плодородного грунта из рекультивационного отвала, как на участки проектируемого газона, так и на участки восстановления газонов. Озеленение предусмотрено - устройством устойчивого газонного покрытия. Деревья, растущие в границах проектирования должны быть сохранены.

ПАО «Энел Россия» (Невинномысская ГРЭС) не выполнена обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и направлению уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ч. 6 ст. 13 ЗК РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила проведения рекультивации и консервации земель, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков (п.3 Правил проведения рекультивации).

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил проведения рекультивации).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил проведения рекультивации). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил проведения рекультивации.

Проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил проведения рекультивации).

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (п. 24 Правил проведения рекультивации).

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил проведения рекультивации).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Учитывая изложенное, установлено, что ПАО «Энел Россия» (Невинномысская ГРЭС) не выполнена обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и направлению уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор.

ПАО «Энел Россия» считает, что Управлением не доказан факт вменяемого административного правонарушения Обществу, и соответственно отсутствует состав административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ.

ПАО «Энел Россия» том 6 проектной документации «Проект по демонтажу основного, вспомогательного оборудования, зданий и сооружений ПГУ-170 филиала Невинномысская ГРЭС ПАО «Энел Россия» от 2015 г. (подраздел 2.1 раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды») (далее – «Проект по демонтажу от 2015 г.»).

Необходимо отметить, что работы по демонтажу здания ПГУ-170 производятся в соответствии с проектом производства работ по демонтажу зданий и сооружений ПГУ-170 Невинномысская ГРЭС ПАО «Энел Россия», согласованного ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора по ремонту филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО Энел Россия» ФИО3 и ДД.ММ.ГГГГ главным инженером ООО «ЖБС инжиниринг» ФИО4 (далее – «Проект производства работ от 2020 г.»), т.е. в соответствии с проектной документацией утвержденной после вступления в силу Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, Общество в должной мере не исполнена обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и направлению уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор. Сведений о направлении такого проекта в Росприроднадзор ПАО «Энел Россия» не представлены.

Выслушав стороны, изучив дело об административном правонарушении, доводы рассматриваемой жалобы, прихожу к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п. 3, 6, 8, 14, 15, 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях. Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил проведения рекультивации. Проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства,

Следовательно, юридическим лицом – Публичным акционерным обществом «Энел России» (ПАО «Энел Россия») нарушены ст. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правила проведения рекультивации и консервирования земель, утвержденные постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ, ч. 1, 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, а именно ПАО «Энел Россия» (Невинномысская ГРЭС) не выполнена обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и направлению уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор, тогда как в соответствии с проектом производства работ планирует по завершению демонтажа зданий и сооружений ПГУ-170 проведение рекультивации земельного участка.

Указанные действия юридического лица послужили основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, и вынесения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами. Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Таким образом, вина юридического лица во вмененном ему административном правонарушении доказана, в том числе, совокупностью представленных доказательств, которые свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку Публичным акционерным обществом «Энел России» (ПАО «Энел Россия») не было предпринято всех зависящих от него, мер по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий для соблюдения положений законодательства, в связи с чем, такие действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Таким образом постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГЭ-21-88-Р/П/1-041/8, а также представление Э-21-88-Р/П/1-041/9 подлежат оставлению без изменения, жалоба юридического лица – Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.3, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8, ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ

р е ш и л:

В удовлетворении жалобы юридического лица Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») - отказать.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГЭ/8, а также представление Э-/9 в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия»), за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу юридического лица - Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии.

Судья ФИО5