Судья Дюжаков И.О. | Дело № 21-731/2022 (№ 12-243/2022) |
64RS0045-01-2022-006322-39 |
РЕШЕНИЕ
30 сентября 2022 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Закарян И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Береговским М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу комитета по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 18 августа 2022 года, вынесенного по жалобе на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 14 июня 2022 года № 192, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении комитета по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов»,
установил:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 14 июня 2022 года № 192 комитет по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от
18 августа 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица изменено, действия комитета по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» переквалифицированы на часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, комитет по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» просит об отмене решения суда и возвращении дела на новое рассмотрение в районный суд. Указывает, что судом при рассмотрении жалобы не дана оценка действиям комитета по исполнению решения суда, в том числе представленным соответствующим расчетам. Кроме того, не оценивалась наличие возможности исполнения решения суда с учетом предоставленных комитету полномочий.
В судебном заседании защитник комитета по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность решения районного суда и постановление должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав защитника комитета по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов», исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП установлено, что административная ответственность наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что 01 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем Волжского районного отделения судебных приставов города Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства
№ 55748/17/64040-ИП о возложении обязанности на ЖСК «Светлана» и Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» произвести расчет количества квадратных метров площади квартиры, исходя из внесенных ФИО6 в ЖСК «Светлана» денежных средств, с учетом компенсации на удорожание стоимости строительства по постановлению Совета Министров РСФСР № 237 от 30 апреля 1991 года и постановлению Правительства РФ № 140 от 06 марта 1992 года, в отношении должника - комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», в пользу взыскателя ФИО6
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, судебным приставом-исполнителем 29 июня 2017 года вынесено постановление о взыскании с комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительского сбора в размере
50 000 рублей.
05 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем выдано требование в рамках вышеуказанного исполнительного производства в адрес комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» об исполнении решения суда в полном объеме, в котором установлен срок на исполнение до 14 июля 2017 года. Данное требование получено комитетом 06 июля 2017 года.
Решением Саратовской городской Думы от 15 февраля 2018 года № 30-234 «О комитете по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» решение Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года № 7-70 отменено, утверждено новое Положение.
Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Положения комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» является правопреемником по обязательствам комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Решением Саратовской городской Думы от 26 сентября 2019 года № 56-424 решение Саратовской городской Думы от 15 февраля 2018 года № 30-234 отменено, утверждено новое Положение о комитете по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов».
Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Положения комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» является правопреемником по обязательствам Комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов».
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» присвоен ОГРН <***>, ИНН <***>.
17 января 2022 года определением Кировского районного суда города Саратова произведена замена стороны по гражданскому делу № 2-99/2010 с комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов».
10 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем вновь вынесено требование в рамках вышеуказанного исполнительного производства в адрес Комитета в 30-дневный срок исполнить решение суда в полном объеме.
Согласно идентификатору почтовых отправлений № 41097966171384 требование судебного пристава-исполнителя от 10 марта 2022 года исх.
№ 64046/22/176364 получено комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» 28 марта 2022 года.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления 03 июня 2022 года протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 31).
14 июня 2022 года начальником отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Саратовской области было вынесено постановление о привлечении комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Судья Фрунзенского районного суда города Саратова, при рассмотрении жалобы комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», поданной в порядке главы 30 КоАП РФ, пришел к выводу о переквалификации действий привлекаемого юридического лица с части 2 на часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Судьей было указано на то, что ранее комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ не привлекался.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя исходя из следующего.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Объективная сторона правонарушения по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов исполнительного производства следует, что 20 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем в отношении комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При этом постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Саратовской области от 23 мая 2022 года производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (л.д. 23).
Таким образом, на комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» штраф не был наложен, в связи с чем отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере
50 000 рублей было вынесено 29 июня 2017 года и после этого установлен новый срок для исполнения – до 14 июля 2017 года. Событие административного правонарушения наступило по истечении указанной даты.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ истек 14 июля 2018 года, в связи с чем отсутствовали основания для переквалификации действий комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» на часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Вынесение судебным приставом-исполнителем новых требований, нельзя считать вновь установленным сроком.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от
18 августа 2022 года, постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 14 июня 2022 года № 192 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья И.В. Закарян